В Швейцарии первые иезуиты появились в 1559 году, а первые школы и коллегии были образованы в 1578 году.
В 1580 году четырнадцать иезуитов во главе с Робертом Парсонсом и Эдмондом Кампионом прибыли в Англию и Шотландию. Вблизи Лондона ими была основана первая коллегия. Духовником английского короля Карла II стал иезуит.
В Швеции иезуиты появились в 1574 году, но успехов не добились.
Успешной была деятельность иезуитов в Португалии, где действовал Родригес. Иезуит Жоржель писал: «Во всей Европе, и даже в Новом Свете, не было страны, в которой Общество Иисуса пользовалось большим почтением, влиянием и властью, чем в Португалии. С тех пор, как миссионер Франциск Ксавье распространил господство и торговлю Португалии в Китае, Индии и Японии, с тех пор, как африканское побережье и громадные травяные степи Бразилии были оплодотворены трудами, потом и кровью иезуитов, лиссабонский двор никогда не переставал осыпать Общество Иисуса своими милостями, в которых проявлялось его безграничное доверие. Иезуиты были духовными и светскими руководителями принцев и принцесс королевского дома. Король и его министры советовались с ними по важнейшим делам. Ни в государстве, нив церкви ни одна должность не замещалась без предварительного совещания с иезуитами. Высшее духовенство, дворянство и простой народ искали их милостей наперерыв друг с другом».
Франциск Ксавье, назначенный Nuntius apostolicus, папским наместником в Индии, которая тогда принадлежала Португалии, 6 мая 1542 года прибыл в гавань Гоа. В 1549 году Ксавье уже был в Японии и умер по дороге в Китай 2 декабря 1552 года. Он оказал ордену громадные услуги, положив начало деятельности Общества Иисуса в Индии, Японии и Китае. 12 марта 1622 года Франциск Ксавье и Игнатий Лойола были канонизированы римским папой Григорием XV.
Современник писал о иезуитской миссии в Китае: «Они прибегли к самым благородным узам, которые могли связать их с императором и империй – к наукам и искусствам. Следует отдать ордену справедливость: он действительно послал в Китай целый ряд людей мудрых, ученых, неутомимых, которые познакомили всю Европу с этой обширной империей и соседними странами, с их языком, литературой, государственным строем и обычаями». Игнатий Лойола послал шесть членов ордена в Америку, Бразилию, в колонию Португалии Сан-Сальвадор. Через пятьдесят лет иезуитские миссии были во всех странах, где действовали испанцы и португальцы. В 1615 году иезуиты Ф. Бузони и Д Корвальо появились во Вьетнаме.
Девизом ордена стали слова «Ad majorem Dei gloriam» – «К вящей славе Господней». Повышению влияния иезуитов на народ сильно способствовали их фанатизм, религиозность, деятельность в госпиталях, их скромная, почти бедная жизнь: «Деятельность ордена охватили всю Азию, Африку и обе Америки, и везде иезуиты достигли в короткое время блестящих результатов. Их искусство и беспримерное самоотвержение в этом трудном деле вызывали всеобщее изумление». Выдающийся историк Ф. Маколей писал: «Когда иезуиты явились на помощь папству, они застали его совершенно ослабевшим, но с минуты их появления ход борьбы изменился. Протестантизм, имевший непреодолимое обаяние вначале, был задержан в своем победоносном шествии и отброшен с неимоверной быстротой от подножия Альп до Балтийского побережья. В первое же столетие своего существования орден наполнил весь свет памятниками своих мучеников и славою своих подвигов в борьбе за веру».
Монашеские ордена (Гоблин, Тигрик)
Сообщений 41 страница 50 из 54
Поделиться412012-12-16 23:24:07
Поделиться422012-12-16 23:25:02
В начале 1556 года Игнатий Лойола из Рима переехал на дачу в ее окрестностях. Викарием шестидесятипятилетнего генерала в Риме стал избранный профессами отец Надаль. В июле в Риме Игнатий Лойола продиктовал своему ассистенту Джованни Поланко духовное завещание, простился с братьями ордена и умер на рассвете в пятницу 31 июля 1556 года. При его кончине присутствовали Лайнес, Сальмери, Родригес и Бобадилья. Остальные первые члены «Фаланги Иисуса» умерли раньше. Игнатий Лойола был торжественно погребен в Риме, в иезуитской церкви Марии де Страда. В 1622 году он был канонизирован первым из двадцати семи иезуитов, признанных святыми за пятьсот лет существования Общества Иисуса. В 1695 году родовой замок Лойолы был куплен испанской королевой Марией Анной Австрийской и подарен иезуитам, которые называли его «Santa Casa» – «Святой Дом».
Первый генерал Общества Иисуса стал примером для всех его преемников. Он был набожен и добродетелен, смиренен и человеколюбив, осторожен и назидателен, строг и справедлив, кроток и милосерден, мужественен и тверд. Он легко сопротивлялся сильным мира сего, служил задуманному богоугодному делу. Его проницательный ум и глубокая ученость дополнялись несокрушимой силой духа. Игнатий Лойола обладал доброй славой и общественным уважением. Он был безукоризненно честен и глубоко предан основанному им ордену.
Генерал иезуитов ежедневно получал множество донесений от провинциалов, ректоров, приоров, своих агентов, действовавших во всех частях света, ученых, писавших сочинения в защиту католической веры. В год смерти Игнатия Лойолы орден насчитывал тысячу членов, сто домов и имел двенадцать провинций – Италию, Португалию, Сицилию, Верхнюю Германию, Нижнюю Германию, Францию, Арагонию, Кастилию, Андалузию, Индию, Эфиопию и Бразилию. В 1556 году в Европе, в Испании, Италии и Португалии были основаны тридцать три школы, в которых обучали всех желающих. В 1555 году первых сто человек выпустила основанная в 1550 году Римская коллегия. В 1580 году она выпустила две тысячи учеников.
Во многих королевских дворах иезуиты были духовниками и советниками монархов и принцев королевской крови, которые также вступали в Общество Иисуса. Выдающийся пятый генерал ордена Клавдий Аквавива написал инструкцию для духовников государей, которая была утверждена общим собранием ордена. В соответствии с ней духовник не имел права оказывать никому явного покровительства и не должен был вмешиваться в дела, подлежащие ведению кабинета министров. Духовник не мог порицать деятельность высших государственных чиновников или делать им замечания от имени своего государя. Эту инструкцию вручали государю, который хотел иметь духовника иезуита.
Общество Иисуса при любом случае активно защищало принцип независимости духовенства для светской власти. Папа Иннокентий IV писал: «Светская власть имеет самое низкое и нечестивое происхождение. Некоторые лица возвысились посредством разбоя и убийства и сделались властителями и тиранами: вот происхождение светской власти. Земные царства достигают легальной формы своего существования лишь тогда, когда их повелители подчиняются духовной власти и получают из ее рук, как легальное достояние, то, что без этого подчинения имело бы характер насильственного захвата».
В послании от 10 октября 1584 года римский папа Григорий в соответствии с желанием, высказанным еще Игнатием Лойолой, объявил, что Общество Иисуса не принимает участия в деятельности инквизиции. Пятая общая конгрегация ордена в 1593 году под страхом отлучения от церкви запретила всем иезуитам предлагать, под каким бы то видом свои услуги инквизиционному трибуналу.
Поделиться432012-12-16 23:25:36
В 1586 году иезуиты появились в Парагвае, где по разрешению испанского короля – владельца этих земель в 1610 году устроили общину – государство.
Каждая парагвайская семья получила земельный надел. Обширные травяные поля, занимавшие большую часть страны, были достоянием всей общины и назывались «владениями божиими», обрабатываемыми всеми членами общины. Собранный урожай складывался в общественные склады, и распределялся всем жителям и даже как пособие всем нуждающимся. Излишек продуктов и ремесленные изделия экспортировались за границу, а получаемый от этой торговли доход шел на общественные нужды. Иезуиты активно обучали местных жителей земледелию, скотоводству, домашнему хозяйству.
Население общины состояло из нескольких сот тысяч человек и было разделено на округа, должностные лица которых выбирались из местных жителей. Самой общиной управляли иезуитские священники. Смертная казнь в Парагвае была отменена. Орден организовал обучение военному делу населения, построил на своих границах линию крепостей и создал довольно значительную армию. Доступ иностранцев в страну был ограничен. Даже испанцы допускались только в свите губернатора провинции и епископа. Орден «хотел сохранить чистоту нравов и ребяческую наивность своих подданных». Кроме этого, иезуиты не хотели раскрывать перед иностранцами механизм своего управления государством.
Французский философ Ш. Монтескье писал: «В Парагвае мы видим пример тех редких учреждений, которые созданы для воспитания народов в духе добродетели и благочестия. Иезуитам ставили в вину их систему управления, но они прославились тем, что орден внушал жителям отдаленных стран религиозные и гуманные понятия. Они задались целью исправить зло, сделанное испанцами, и принялись залечивать одну из кровавых ран человечества». Недоброжелатели ордена обвиняли иезуитов в том, что они «эксплуатировали население и собирали громадные богатства».
Поделиться442012-12-16 23:26:26
В 1750 году по договору, заключенному Испанией и Португалией, большая часть территории Парагвая должна была перейти португальцам. Иезуиты не подчинились, собрали двадцатитысячную армию и в течение трех лет отбивались от объединенных войск двух держав. В 1753 году территория Парагвая была поделена между Испанией и Португалией. Не ушедшие в леса местные жители стали рабами, а с «иезуитами поступили, как с мятежниками».
Игнатий Лойола одной из главных задач ордена считал педагогическую деятельность, организацию воспитания и образования молодежи. Иезуиты по всей Европе собирали в свой орден самых талантливых и умных людей. Они стали создавать иезуитские воспитательные и образовательные заведения, коллегии, в которых могли учиться все сословия, дети дворян, старост, горожан и крестьян. В 1548 году Обществом Иисуса была образована особая комиссия, которая в течение года составила программу преподавания в орденских коллегиях – «Ratioatque Institutio Stadiorum Societatis Jesu». В последующем общие конгрегации ордена вносили в нее только небольшие изменения.
Курс учения в иезуитских школах и коллегиях был разделен на две части – средний курс, который проходили в коллегиях, и на университетский курс, включавший философию и богословие.
Первыми были три грамматических класса. В первом учили основные правила латинского синтаксиса на основе самых легких писем Цицерона. Ученики изучали чтение и письмо, начала греческого языка и катехизиса. Во втором грамматическом классе изучались вся латинская грамматика на основе работ Цицерона и Овидия. В третьем грамматическом классе изучение латинской и греческой грамматики изучалось на основе трудов Цицерона, Овидия, Катулла, Пропеция, Вергилия, Иоанна Златоуста и Эзопа.
Во втором филологическом классе на основе Цицерона, Цезаря, Саллюстия, Тита Ливия, Квинта Курция, Вергилия, Горация, Исократа, Платона, Плутарха изучались иностранные языки и правила риторики, греческий синтаксис, чтение и письмо.
В третьем риторическом классе по Цицерону, Аристотелю, Демосфену, Платону, Фукидиду, Гомеру преподавали красноречие, ораторское искусство, поэзию, историю, законы риторики, христианскую религию.
На университетском курсе в первом высшем философском классе, рассчитанном на три года, изучали философию Аристотеля, логику, физику и метафизику, нравственную философию по «этике» Аристотеля, курс метафизики по Эвклиду и географию. Во втором четырехлетнем высшем богословском классе изучали Святое Писание, древнееврейский язык, схоластическое богословие, основанное на учении Фомы Аквинского, казуистику, греческий, халдейский, сирийский, арабский, индийский языки.
Поделиться452012-12-16 23:26:50
Наиболее талантливые ученики изучали богословие еще два лишних года и потом по разрешению генерала ордена могли стать учителями или получить степень доктора. На высших курсах все лекции читались на латинском языке.
Педагогический и административный персонал иезуитской высшей школы состоял из провинциала, ректора, префектов низших и высших курсов, профессоров факультетов, учителей, классных руководителей. Профессора были обязаны обращаться одинаково со всеми учениками, бедными и богатыми. Переход из класса в класс осуществлялся с помощью экзаменов. Ученики были разделены на три категории. Схоластики, которые готовились к вступлению в орден, жили в коллегиях. Дети богатых и аристократов за умеренную плату жили в пансионах. Были и просто приходящие на лекцию ученики. Учеба продолжалась сто девяносто дней в году. В каникулы воспитанники отдыхали на дачах ордена, где занимались фехтованием, верховой ездой, музыкой, плаванием, катанием в санях и на коньках, игрой на биллиарде – любимой игрой Игнатия Лойолы. Игра в карты и кости была строго запрещена. Все коллегии и пансионы ордена находились в красивых местах. В них соблюдалась безукоризненная чистота. Еда всегда была очень изыскана.
Вся учеба и воспитание в иезуитских учебных заведениях, педагогический устав «Ratio studiorum», были проникнуты строгим церковным духом – «наука преподается людям для того, чтобы научить их любви к творцу и Спасителю». Профессора были обязаны пробуждать в душах учеников любовь к Богу, служить примером набожности и добродетели, «увещевать их к ежедневному исследованию собственной совести, побуждать их к частому принятию святых Таинств, ходить ежедневно к обедне и слушать проповеди по воскресеньям и праздникам, внушать им отвращение к пороку и любовь к добродетели». Поощрялись торжественные диспуты и театральные представления. Ученикам запрещалось заниматься более двух часов без короткого перерыва, а устав запрещал заниматься науками во время, предназначенное для отдыха и сна – «Работая умеренно, с соблюдением равновесия сил, человек будет в состоянии трудиться более долгое время во славу Божью».
С 1832 года, по указанию генерала ордена Рогана, больше внимания в коллегиях и университетах стало уделяться преподаванию физики, математики, литературы, родного языка, истории церкви.
Поделиться462012-12-16 23:27:46
С самого начала управление учебными заведениями ордена иезуитов осуществлялось независимо от государства. В начала XVIII века уже было почти четыреста коллегий, в которых обучались сто пятьдесят тысяч учеников. В начале XVIII века орден имел более шестисот коллегий и почти сто пятьдесят пансионов, в каждом из которых обучались от двухсот до трех тысяч учеников. В иезуитских коллегиях получили образование Конде, Буллион, Роган, Люксембург, Монморанси, Валлар, Брольи, Флешье, Боссюэ, Флери, Тансен, Сегье, Аржансон, Талон, Потье, Монтескье, Моле, Гено, Декарт, Корнель, Фонтель, Мольер, Вольтер. В XVIIIвеке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы. Когда в 1842 году первый французский министр Тьер захотел изменить педагогическую программу в стране, шестьсот известных во Франции деятелей науки, культуры, искусства выступили в защиту своих учителей.
«Наши наставники воспитывали нас, черпая из самых чистых источников пищу для наших душ. История, философия, языки, литература, науки – все достигало до нас, пройдя предварительно через горнило очищения. Наши наставники внушили нам, что Бог и основанная Им религия просвещают разум, господствуют над ним и руководят совестью. Что все люди равны перед Богом и должны быть равны перед законом, который представляет собой его образ. Что государственная власть создана для народов, а не народы для нее. Что всякий гражданин, каково бы ни было его общественное положение, должен жертвовать собой Отечеству, должен отдавать ему, в случае необходимости, свое состояние и жизнь. Что измена Отечеству и тирания – преступление против Бога и общества. Мы хотим, чтобы вся Франция узнала истину: это иезуитское воспитание, на которое так много клеветали, проникнуто духом католицизма, а, соединяя религиозной чувство с преданностью отечеству, мы становимся лучшими гражданами и истинными защитниками нашей свободы и гражданских прав».
В 1757 году первый министр португальского короля Памбаль, возможно, из-за конфликта и иезуитами в Парагвае, необоснованно обвинил иезуитов в покушении на короля и изгнал орден из Португалии. В ночь на 20 сентября 1757 года все иезуиты в Лиссабоне были отведены под конвоем в свой дом послушания с запретом являться ко двору без приказания короля, а позже отправлены в Италию. Все имущество Общества в Португалии было конфисковано (возможно, это и стало истинной причиной конфликта). Папский посол был отправлен из Лиссабона в Рим, а португальский отозван из столицы Папской области. Конфликт продолжался десять лет.
Поделиться472012-12-16 23:28:33
Французский посланник в Лиссабоне граф Мерле докладывал своему министру иностранных дел герцогу Шуазелю:
«Нет достоверных доказательств прямого участия иезуитов в заговоре против особы короля. Весьма возможно, что они отзывались крайне дерзко о правительстве и короле. Но, по мнению лиц, хорошо знакомых с делом, разгром иезуитов был вызван их необыкновенной властью и влиянием в Парагвае. Кроме того, они посылали своему генералу слишком свободные отчеты о происшествиях в Лиссабоне. Правительство перехватило несколько отчетов и нашло в них принципы, противоречащие повиновению монарху».
После конфликта духовника французского короля Людовика XV отца Перюсо с королевской фавориткой мадам Помпадур 17 апреля 1761 года парламент Франции запретил собрания иезуитов, изменил режим их работы и занялся изучением устава Общества. 8 июля комиссия парламента объявила, что устав ордена не соответствует законам Франции. Через неделю восемьдесят иезуитских коллегий во Французском королевстве были закрыты. Само собой, Людовик XV издал указ о конфискации имущества Общества Иисуса во Франции и в ноябре 1764 года упразднил орден в королевстве.
7 января 1765 года папа Климент XIII опубликовал буллу «Apostolicum pascendi», защищающую деятельность иезуитов в христианском мире. Усиливавшейся королевской власти в Европе понравились богатые конфискации имущества Общества Иисуса, и преследования иезуитов продолжались. До Великой Французской революции оставалось еще четверть века, и коронованные государи не волновались за свое династическое будущее. Потом, когда голова Людовика XVI скатится в корзину палача, в Наполеон Бонапарт будет сбивать владетельных монархов Европы, как кегли, будет уже поздно.
В 1767 году испанский король Карл III, использовав народный бунт 1766 года против королевского приказа об отмене особых королевских шляп, которые носили в Мадриде, а также длинных плащей, которые носили наемные убийцы, запретил иезуитам, у которых была похожая одежда, проповедовать и проводить богослужения. Во время бунта король и его войска не смогли утихомирить недовольных, а уважаемые иезуиты легко восстановили порядок. Значит, объяснили королю его министры Аранд и Род, иезуиты сами и подстрекали толпу. 2 апреля 1767 года король упразднил орден иезуитов в Испании, в первую очередь, по новой европейской традиции, конфисковав богатое имущество ордена. Все иезуиты были высланы из страны. Карл III объявил, что за самовольное возвращение в Испанию любой светский член ордена будет казнен, а иезуит-священник приговорен к пожизненному тюремному заключению.
Поделиться482012-12-16 23:29:01
Неаполитанское королевство начало судебное преследование против ордена иезуитов, признав его устав несовместимым с законами Неаполя. В ночь на 3 ноября все дома иезуитов были оцеплены, и членов отвезли в порт и выслали из королевства. Имущество, как обычно, конфисковали.
Герцог Фердинанд Пармский начал брать в своем герцогстве налоги с католической церкви, нарушив свои же привилегии и ограничив церковную юрисдикцию. Климент XIII отменил все эдикты Фердинанда Пармского и пригрозил ему и его министрам отлучением от церкви в случае дальнейших конфликтов. Ждавшие этого государи дома Бурбонов – короли Франции, Испании и Неаполя тут же сочли себя оскорбленными и потребовали от папы упразднения ордена иезуитов, якобы настроившего Климента XIII против них. Мощь и влияние Общества Иисуса основывалась вовсе не на недвижимости. Дому Бурбонов больше был нужен такой центр силы, как детище Игнатия Лойолы. Короли хотели править безнаказанно.
После отказа римского первосвященника Бурбоны отобрали у Папской области Понте-Корво, Беневент, Авиньон и Венсен. 2 февраля 1769 года Климент XIII умер. Сразу же после его смерти французский и испанский послы в Риме объявили, что разрыв Бурбонского дома с Папской областью может остановить только выбор папы, который устраивает их королей. Но Ватикан сделал по-своему. Конклав единогласно избрал римским папой члена францисканского ордена кардинала Лоренцо Ганганелли, ставшего Климентом XIV.
18 сентября 1769 года послы Бурбонов потребовали у папы упразднить орден иезуитов. В ответном письме королю Франции Климент XIV пообещал это сделать.
Поделиться492012-12-16 23:29:31
В 1773 году папа назначил главных епископов Церковной области апостольскими контролерами иезуитских организаций, дав им обширнейшие полномочия для проверки администрации ордена, которая, конечно, давно знала о требовании Дома Бурбонов закрыть Общество Иисуса. 21 июля 1773 года папа Климент XIV написал буллу о ликвидации ордена иезуитов и для рассмотрения правильности этого документа назначил комиссию, состоящую из кардиналов Корсини, Марфоски, Караффа, Зелада и Казоли, и прелатов Мачедонио и Альбани, францисканца Монфератте т доминиканца Мамаки. В результате их вредикат 16 августа 1773 года Будд «Dominus ac Redemptor noster» была подписана папой и опубликована.
В ночь на 16 августа 1773 года все здания иезуитов в Риме были заняты войсками. Генерал ордена Лоренцо Риччи, его секретарь Комоли, португальский ассистент ордена Хуан де Гусман, германский ассистент Игнатий Ромберг, французский ассистент Карл Корицкий, испанский ассистент Франсиско Монтес были взяты под стражу в резиденции Общества Иисуса Доме праведников и по приказу председателя следственной комиссии Андреати 23 сентября отправлены в тюрьму – замок Ангела. На допросах, где их спрашивали о том, куда делось золото и другие богатства ордена, никто из высших сановников ордена показаний не дал.
Была прекращена работа Общества Иисуса в церкви и школе. Клемент XIV обязал всех иезуитов одеваться в одежду светского духовенства и освободить все здания ордена. Действия папы по роспуску Общества Иисуса одобрили только Бурбонские дворы и Португалия. Клименту XIV и Папской области были возвращены ранее отобранные земли.
Поделиться502012-12-16 23:29:57
Римский папа умер 22 сентября 1774 года, в годовщину заключения генерала ордена иезуитов Лоренцо Ричии в страшный замок Ангела. Новым папой был избран Пий VI. Генерал Риччи умер 29 ноября 1775 года в заключении, оставив письмо-протест против гонений на Общество Иисуса.
«Готовьтесь предстать перед судилищем непогрешимой истины и справедливости, я молил милосердного Спасителя не допустить, чтобы я руководствовался страстью в одном из последних действий моей жизни. Я делаю два эти заявления не с озлобленным сердцем, и не под влиянием дурных намерений, но единственно потому, что считаю своим долгом засвидетельствовать истину и вступиться за невинных.
1. Я утверждаю, что орден Иезуитов не подавал никакого повода и даже предлога к своему упразднению. Свидетельствую об этом со всею нравственною уверенностью, которую может иметь глава ордена, хорошо осведомленный о тем, что в нем происходит.
2. Торжественно заявляю, что я сам не подал никакого повода и предлога к моему заключению. Утверждаю это с той безусловной уверенностью, которую имеет всякий человек в своих собственных действиях.
Я делаю это второе заявление потому, что оно необходимо для доброй славы ордена, в котором я был генералом.
Я прошу и заклинаю всех тех, кто прочтет мое заявление и протест, распространить их везде, где им удастся. Умоляя их об этом во имя христианского мира и вечной справедливости».
Покровительство Обществу Иисуса оказала российская императрица Екатерина Великая. Она даже не позволила опубликовать в России буллу римского папы о роспуске ордена иезуитов. Климент XIV прислал протест, на который Екатерина II ответила, что «императрица не привыкла кому бы то ни было отдавать отчет в своих распоряжениях в пределах империи», попутно написав папе, что удивительно выглядит его жалоба на иезуитов, «надежнейших поборников латинской веры».