Перелом в истории западного монашества совершил Франциск Ассизский, учредив нищенствующий орден, названный по его имени.
Джованни Бернардоне (1181–1226), выросший в богатой купеческой семье в 1206 году начал проповедовать евангельскую бедность, отказался от владения имуществом, не брал в руки денег. У него появились последователи, которые дали обет соблюдения полной бедности. Этот обет давали все монахи, но в начале XIII века почти никто из них не принимал его всерьез. Джованни Бернардоне, ставшим Франциском из Ассизи, возвел бедность в положительный идеал, вытекающий из идеи следования примеру Иисуса Христа. Он преобразил монашество, заменив монаха в монастыре монахом миссионером, призывающим людей к миру и покаянию. Франциск обладал живым, отзывчивым чувством сострадания. Его жизнерадостная натура и поэтическое чутье преобразило сострадание в сочувствие, чаявшее живую душу во всем живущем. Его сочувствие распространялось на всю одушевленную и неодушевленную природу. Его проповеди призывали людей к покаянию, сопровождавшемуся глубоким смирением. Он никогда никого не осуждал, просто призывал к евангелическому совершенству, и это вызывало у окружающих прилив религиозного энтузиазма.
В 1207-1209 годах вокруг Франциска сложился круг соратников. В Риме с Франциском из Ассизи встретился папа Иннокентий III, который проницательно оценил искренность и крепость его веры. Папа утвердил создание ордена францисканцев, которые должны были стать монахами со своим уставом и подчиняться Святому Престолу. Иннокентий III признал за францисканцами право на проповедование бедности. Он принял их на службу церкви, взял с Франциска обет послушания Ватикану и дал его соратникам тонзуру, сделав их монахами. Небольшие миссии францисканцев разошлись по всему миру с проповедями. Ежегодно в Троицу миссии возвращались к шалашу Франциска у часовни Порцинкулы, где строили и свои шалаши. Сборы членов ордена францисканцев стали называться генеральными капитулами. В 1219 году у Франциска собрались уже пять тысяч братьев.
Франциск возражал против того, чтобы у францисканцев были церкви и монастыри. В 1219 году он совершил путешествие на Восток, где проповедовал турецкому султану. Вернувшись, Франциск увидел первый построенный монастырь своего ордена. Папа уговорил его уступить.
Монашеские ордена (Гоблин, Тигрик)
Сообщений 11 страница 20 из 54
Поделиться112012-12-16 23:08:53
Поделиться122012-12-16 23:09:23
Франциск Ассизский в совете с соратниками написал устав своего ордена, который 29 ноября 1223 года был утвержден буллой папы Гонория III «Solet annuere».
В Риме с Франциском встретился папа Иннокентий III, оценивший искренность его веры. Общество францисканцев стало монашеским орденом. Иннокентий III признал за Франциском и его орденом право проповеди бедности. Он взял с Франциска клятву послушания папе. Его соратники были обязаны иметь тонзуру, сделавшую их священниками. Орден францисканцев получил устав и стал подчиняться Святому Престолу. Франциск и его соратники получили право совершения таинств. Число членов ордена быстро росло, небольшие группы проповедников-францисканцев уходили проповедовать по всему миру. Миссионеры проповедовали в арабских странах, у язычников, половцев, греков, болгар, эфиопов, иберийцев, алан, готов, якобитов, славян, нубийцев, индийцев, монголов, татар, турок. Сам Франциск совершил путешествие на Восток и читал проповеди турецкому султану. Когда Франциск вернулся, то обнаружил первый построенный францисканский монастырь. Его друг римский папа Григорий IX убедил будущего святого изменить деятельность ордена. Франциск поселился в шалаше близ Ассизи. Ежегодно в день Троицы францисканцы-миссионеры приходили к главе ордена и строили вокруг его жилища свои шалаши. Так возникли сборы всех членов францисканского ордена – генеральные капитулы. На собрании 1219 года вокруг Франциска стояло пять тысяч шалашей.
Францисканцы пользовались огромной популярностью, получали множество пожертвований, строили приюты, школы, больницы, монастыри.
Поделиться132012-12-16 23:09:46
Желающие вступить в братство францисканцев целый год проходили испытания и по принятию в орден уже не могли из него выйти – «никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царства Божьего». В 1223 году христолюбивое братство Франциска превратилось в монашеский орден.
Во главе его стоял генеральный министр, областями руководили провинциальные министры, общинами заведовали кустоды. Собрания орденских братьев проходили раз в три года. Франциск Ассизский отказался руководить орденом. Он пользовался огромным уважением, но последние три года жизни уже не имел влияния на руководство францисканцев. В 1226 году он умер и уже через год был канонизирован. Часть ордена выступившая против отхода от идеи Святого Франциска подверглась преследованиям. Римский папа разрешил «правильным францисканцам» свободно преподавать в европейских университетах. Бунт французских профессоров, протестовавших против безконкурсного занятия кафедр францисканцами, был погашен и осужден.
Несмотря на жесткую централизацию и изменения цели его ордена, Святой Франциск положил начало новому западному монашеству. Его суть состояла не только в самоусовершенствовании и духовных подвигах, но и в конкретной помощи ближнему, миссионерстве, постоянной проповеди. Монашество стало не только созерцательным, но и деятельным, хотя и постоянно подвергалось процессу обмирщвления.
Еще зимой 1218 года в Риме папа Григорий IX познакомил Франциска Ассизского с Домиником де Гусманом, основателем ордена доминиканцев. Они встречались несколько раз. Доминик предложил объединить ордена, но Франциск отказался. Папа предложил Франциску и Доминику назначать на высшие церковные должности священников из их орденов. Оба будущих святых от этого отказались, но именно францисканцы и доминиканцы возглавили Incuisitio hacreticae pravitatis – Святую Инквизицию, учреждение римско-католической церкви, главной целью которого были розыск, суд и наказание еретиков.
В своей деятельности Франциск не имел себе равных, творя добро, как всем казалось, без всяких усилий. Он стал основателем нового духовного движения, предопределившего дальнейшие пути западного монашества. Теперь монахи говорили с народом не только с помощью самоусовершенствования и духовных подвигов, но и с помощью проповеди, и миссионерства. Искусство раннего Возрождения было основано на духовности Франциска Ассизского, его поэтическом даре, непосредственной любви ко всему живому и неживому. Последние три года жизни, с 1223 по 1226 годы, Франциск не стал занимать никаких должностей в ордене. Он был канонизирован уже через два года после смерти. В 1218 году в ордене францисканцев было несколько десятков человек, в 1226 году – более десяти тысяч членов.
Поделиться142012-12-16 23:10:08
Генеральный министр и выдающийся организатор францисканского ордена Илия Кортонский, друг папы Григория IX, создал четкую иерархию Братьев Меньших. Он разделил Европу на миссионерские провинции, создал францисканские школы, построил много монастырей и церквей, начал строительство величественного храма на родине святого Франциска в Ассизи. Братья францисканского ордена проповедовали и занимались миссионерской деятельностью «в землях сарацин, язычников, греков, болгар, куман, эфиопов, сирийцев, иберийцев, алан, катаров, готов, зихоров, руссов, якобитов, нубийцев, несториан, грузин, армян, индийцев, московитов, татар, мадьяр». Римская католическая церковь увидела в деятельности францисканцев высшее понимание христианства.
Братья Меньшие были тесно связаны с римской курией. Францисканцы часто сталкивались с местными епископами и приходским священством и Ватикан всегда покровительствовал ордену. Францисканцы стали пользоваться огромной популярностью и орден получал много пожертвований со стороны светского общества, на которые строил монастыри, больницы, школы, приюты.
Из привилегий, данных ордену, главной было право проповеди и совершения таинств. Проповеди Братьев Меньших проникали во все слои населения. Они активно боролись с противниками Ватикана. Францисканцы, как и доминиканцы, начали играть важную роль в работе инквизиции, боровшейся с ересями. В 1256 году папа Александр IV дал ордену право свободного проповедования в европейских университетах. На кафедрах славнейших учебных заведений францисканцы оказали большое влияние на развитие филососфии, точных и естественных наук. Святые Антоний Падуанский и Бертольд Регенсбургский своими великолепными проповедями собирали десятки тысяч слушателей по всей Европе. Во главе посольств Ватикана к монгольским ханам в глубине Азии стояли францисканцы Плано Карпини, Гильом Рубрук и Бартоломей Кремонский. Братья Меньшие проповедовали в Китае, Тибете, Иерусалиме, в котором построили свой монастырь, в Боснии, Сербии, Болгарии, Литве, по всей Европе.
В 1260 году новый руководитель францисканского ордена святой Бонавентура, котрого называли вторым основателем братства, на генеральном капитуле принял «Норбоннские конституции». Было осуждено чрезмерное увлечение бедностью. Большие францисканские монастыри выводились из-под власти епископа, в епархии которого находились. Создавалась сеть францисканских школ и кафедр в университетах. Святой Бонавентура, написавший много теологических сочинений, в 1273 году был возведен в сан кардинала Римской католической церкви. Он разработал фундаментальную иерархию устройства мира. В церковную иерархию входили народ – чиновники – государи – младшие клитики – священники – папы – монахи монастырей с общежительным уставом – монахи созерцательных орденов (францисканцы) – святые подвижники (святой Франциск). Внутренняя иерархия включала возвещение – наставление – ведение – упорядочение – укрепление – повелевание – поддерживание – откровение – помазание. В небесную иерархию входили ангелы – архангелы – начальства – власти – силы – господства – престолы – херувимы – серафимы.
Поделиться152012-12-16 23:10:32
В конце XIII века в ордене францисканцев образовалось два течения, по-разному реализовавшие заветы святого Франциска, его отношения к бедности и к строгости соблюдения устава.
Францисканцы, занимавшиеся изучением и пропагандой трудов Иоахима Флорского, стали называться спиритуалами, «мужами духа». Во главе спиритуалов, сосредоточившихся в Италии и Южной Франции, стоял Петр Олива. Он разработал идею постепенного развития церкви, проходящей через семь стадий, или эпох. Последняя эпоха будет благодатным царством Святого Духа, предвестником которого является Францисканский орден. Конвентуалы, осуждавшие иоахимизм, составляли второе течение в ордене.
Римский папа Климент V декларацией 1311 года пытался примирить обе группы, но безуспешно. В 1328 году спиритуалы были отлучены от церкви папой Иоанном XXII. В XV веке конвентуалы и новые «строгие» обсерванты, разделились как бы на два ордена. В 1517 году булла папы Льва X «Ite vos» окончательно закрепило разделение ордена на две ветви, за которыми осталось общее название францисканцев. В 1528 году из обсервантов выделились знаменитые капуцины.
Французская революция, реформа императора Иосифа II, секуляризация монашеских земель при Наполеоне в начале XIX века, сильно уменьшили количество францисканских монастырей и монахов. Много Братьев Меньших переселилось в Англию и США.
Францисканцы – влиятельный католический орден, возглавляемый генералом, избираемым на шесть лет. В нем в конце XX века насчитывалось более тридцати тысяч монахов.
Поделиться162012-12-16 23:11:18
Доминиканцы
В 1194 году дворянин из Старой Кастилии и соборный священник Доминик де Гусман (1170-1221 проводил реформы епархии Озмы по уставу блаженного Августина. В 1205 году Доминик приехал во Францию для борьбы с ересью альбигойцев. Он основал монастырь в Пруле, а в 1205 году при поддержке французской знати и высшего духовенства в Тулузе Доминик основал первый монастырь своего ордена. Dominicus отправился в Рим, чтобы получить от папы Иннокентия III разрешение на создание нового ордена. Папа согласился и Доминик выбрал себе устав святого Августина.
В 1216 году на соборе папа Гонорий II утвердил новый Доминиканский орден, члены которого действовали во Франции, Испании, Италии. Доминиканцы считали очень важным для подготовки правильных проповедников глубокое изучение теологии. Центрами доминиканцев стали Париж и Болонья – два крупнейших европейских университетских города.
В 1217 году Доминик вернулся в Тулузу и начал создавать орден доминиканцев, главной задачей которого была объявлена «забота о душах».
В 1218 году в Риме Доминик познакомился с Франциском Ассизским. Доминик был восхищен Франциском и предложил ему объединить ордена. Святой Франциск не согласился и Доминик попросил у него на память хотя бы веревку, которой он был опоясан. Доминик и Франциск встречались несколько раз. Папа Григорий IX предложил им, чтобы на высшие церковные должности назначались монахи из их орденов, но оба будущих святых на это не согласились. Франциск сказал: «мои братья – меньшие. Они не должны теперь становиться большими».
В 1218 году Доминик в Риме был назначен папой «высшим цензором», «magister sacri palatii». В 1220 году Доминик собрал в Болонье первый генеральный капитул нового ордена, который принял устав, близкий францисканскому. Под влиянием Франциска Доминик также принял постановление о совершенной нищете, по которому не только братья ордена не должны иметь никакого имущества, но и весь Доминиканский орден не должен иметь права собственности ни на свои монастыри, ни на монастырскую землю. Доминиканцы были объявлены нищенствующими, обязанные жить на подаяние. Получивший хорошее богословское образование, Доминик предложил, чтобы проповедники не ходили с большой и пышной свитой, а усилили саму проповедь и соединили ее с праведной жизнью. Только это могло произвести впечатление на жителей Южной Франции. Доминик приступил к созданию нового ордена. Его члены должны были противостоять проповедникам альбигойцам словом, примером, молитвой. Для достижения личной святости будущим доминиканцам были необходимы созерцание, молитва, аскеза, скитание и бедность, соединенные с глубокими католическими знаниями. Семеро первых доминиканцев, поддержанные руководителями крестового похода графом Симоном де Монфором, отправились в Рим на Латеранский собор.
Это постановление не вполне соблюдалось, и в 1425 году было отменено папой Мартином V.
Поделиться172012-12-16 23:11:37
У каждого доминиканца была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Для борьбы с еретиками требовались знания, обучение братьев, библиотеки. В каждом из доминиканских монастырей была своя школа. Доминиканские университеты были в Момпелье, Болонье, Кельне, Оксфорде. Восемь лет будущих проповедников обучали философии, богословию, церковной истории и праву. Через 13 лет учебы наиболее талантливые ученики становились магистрами богословия и получали высший сан ордена. Таким же почетным был сан «общего проповедника», который присваивали за успешную двадцатипятилетнюю проповедническую деятельность. Доминиканцами были Альберт Великий, Фома Аквинский, Джероламо Савонарола. Уже при Доминике шестьдесят монастырей ордена действовали в Испании, Провансе, Франции, Англии, Германии, Ломбардии, Романье, Венгрии. Доминиканцы активно проповедовали, занимались миссионерством, богословием. На белую рясу сверху они одевали черную мантию с черным капюшоном. Герб Доминиканского ордена изображал голову собаки с горящим факелом во рту. «Псы господние» охраняли церковь от ересей и несли в мир проповедь истины. Еще в 1218 году в Риме Доминик был назначен папой высшим цензором – «magister sacri palatii». Он считал вполне допустимым меч в борьбе с еретиками, истреблять закоренелых еретиков. Под именем «Милиции Иисуса Христа» Доминик создал союз светских людей обоего пола для защиты церкви и стремления к нравственному совершенству.
Важнейшим направлением деятельности доминиканцев стало углубленное изучение богословия с целью подготовки грамотных и талантливых проповедников. Центрами ордена стали два крупнейших университетских города Европы Париж и Болонья. Для борьбы с ересями за догматы католической церкви требовались знания. Для обучения братьев были нужны помещения, отдельные кельи, библиотеки. Все это мог дать только большой и благоустроенный монастырь. Идеал добровольной нищеты и скитаний был смягчен и ориентирован на главные цели ордена. Перемещения и скитания доминиканских монахов – проповедников способствовали значительному расширению сферы деятельности ордена. В уставе доминиканцев не предусматривался обязательный физический труд и монахи посвящали все свое время молитве, аскезе и занятиям науками.
Монастыри ордена обеспечивали организацию преподавания и систематическое обучение многочисленных братьев. В каждом доминиканском монастыре была создана средняя школа. С 1248 года высшие школы действовали в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Доминиканские ученые сами определяли желательное направление образования. Система обучения обсуждалась на соборе 1259 года, в котором участвовали светила тогдашней науки Альберт Великий и Фома Аквинский. Курс обучения был рассчитан на шесть лет. Первые два года будущие проповедники изучали философию, вторые два – богословие, церковную историю и право. Последние два года монахи углубленно изучали богословие на основе «Теоретической суммы» Фомы Аквинского. Учившиеся шесть лет монахи получали звание лектора, семь лет – магистра. Те, кто учились тринадцать лет становились магистрами богословия, получая высший сан в ордене. Проповедовавшие двадцать пять лет монахи получали очень почетное звание «общего проповедника».
Поделиться182012-12-16 23:12:04
Третий генерал ордена доминиканцев святой Раймунд де Паннефорте в 1238 году издал собрание его постановлений. Во главе ордена стоял пожизненно избиравшийся генерал, великий магистр. Позднее этот срок был сокращен до шести лет. В каждой стране были провинциальные приоры, которым подчинялись монастыри с конвентуальными приорами. Генерал отчитывался перед ежегодным собором братьев. Уже при Доминике его орден имел шестьдесят монастырей и был разделен на восемь провинций – Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.
У доминиканцев вместе с братьями – монахами существовали братья – миряне, на которых были возложены все материальные заботы. Монахи могли всецело отдаться ученой и проповеднической деятельности.
В монастырях доминиканцев ходили в белых рясах с белыми капюшонами. Выходя на улицу, они сверху одевали черную мантию с черными капюшонами.
С самого основания ордена доминиканцы стали охранителями католической веры. Magister sacri palatil, заведовавший высшей цензурой, всегда избирался из доминиканцев. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Сам Доминик еще буллой Иннокентия III был назначен генерал – инквизитором. Орден занимался розысками нераскаявшихся скрывающихся еретиков, но его главной обязанностью всегда были проповедь и обращение. В конце XIII века в Доминиканском ордене действовали сто пятьдесят тысяч монахов в сорока пяти провинциях, одиннадцать из которых находились вне Европы. Двенадцать конгрегаций ордена управлялись самостоятельными генералами – викарями. Их миссии существовали во всех европейских странах, в Азии и Америке. Герб ордена изображал собаку, которая держала в пасти горящий факел, что выражало двойное назначение ордена – охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.
В конце XX века в сотнях доминиканских монастырей по всей Европе действовали тысячи монахов.
Граф Ландгольф, из очень знатного рода Гогенштауфенов, служивший рыцарем императора Фридриха II, был женат на Теодоре, также происходившей из богатого неаполитанского рода. В конце 1225 года в замке Роккасекка, близ Аквино, в Неаполитанском королевстве, у них родился сын Thomas Aquinas, вошедший в историю человечества, как великий богослов и философ Фома Аквинский. В пятилетнем возрасте его определили учиться в знаменитый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино. Девять лет Фома учился в монастыре, пройдя классическую школу trivium. В 1239 году Фома, прекрасно овладевший латынью, поступил учиться в Неаполитанский университет к знаменитым наставникам Мартину и Петру Ирландским.
Поделиться192012-12-16 23:12:27
В 1244 году Фома вступил в Доминиканский орден и был направлен в Парижский университет, где в 1245-1248 годах слушал лекции своего знаменитого учителя Альберта Великого, оказавшего не него глубокое влияние. Еще четыре года Фома учился к Альберта Великого в Кельне. В 1252 году он вернулся в Парижский университет, где последовательно прошел все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и до 1259 года преподавал там богословие. В Париже Фома Аквинский написал комментарии к Священному Писанию, теологические и философские трактаты, начал работу над своим трудом «Философская сумма».
В 1259 году папа Урбан IV пригласил Фому Аквинского в Рим, в котором богослов работал до 1268 года, завершив «Философскую сумму», написав многие другие очень важные для Римской католической церкви труды, начав работу над своей знаменитой «Теологической суммой». Осенью 1269 года по желанию папы Фома Аквинский отправился в Парижский университет, центр идеологической мысли католицизма, где в 1272 году закончил главный труд своей жизни. С 1272 года Фома Аквинский преподавал богословие в Неаполитанском университете, где через два года, 7 марта 1274 года скончался. Ему был присвоен титул «doctor angelicus», «ангельский доктор», а в 1323 году он был причислен к лику святых. В 1266 году Фома Аквинский писал в трактате «О правлении государей»:
«Государю, сведущему в законе Божьем, следует прежде всего заняться тем, чтобы подчиненное ему множество жило благой жизнью, а эта забота состоит из трех частей: во-первых, чтобы он установил там благую жизнь; во-вторых, чтобы установленное сохранял; в-третьих, чтобы его улучшал.
В связи с упомянутой триадой государю предстоит тройная задача. Во-первых, заботиться о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы. Во-вторых, чтобы своими законами и предписаниями, наказаниями и наградами он удерживал подчиненных себе людей от греха и побуждал к доблестным делам, восприняв пример Бога, давшего людям закон; воздающего тем, кто его соблюдает, вознаграждение, а тем, кто преступает – наказание. Третья задача, стоящая перед государем, чтобы все подчиненное ему множество могло отразить врагов. Ведь ничто не поможет избежать внутренних опасностей, если нельзя оборониться от опасностей внешних».
Поделиться202012-12-16 23:13:32
Доминиканцы и францисканцы занялись организацией инквизиции. Ересью (греч. hairesis – учение, секта) стали называть сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры. Догматом было утвержденное высшими церковными инстанциями положения вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащей критике. Совокупностью религиозных доктрин о сущности Бога занималось богословие – теология (греч. theos – бог). Ересь отличали от раскола, от непреднамеренных ошибок в догматическом учении. Истины церковного учения формировались в символах Вселенских соборов. Источником ересей считали желание соединить в одно целое старые философские доктрины еще античного мира с новыми христианскими. Сектой называли вероисповедание, которому следовало небольшое число лиц, организованных в группу. Ересью же было содержание самого учения. Секты делились на реалистические и мистические. Всеми проблемами, связанными с ересями и сектами, стала заниматься инквизиция (лат. Inguisitio – розыск).
В XIII веке отшельник и будущий папа Целестин V в Абруцце создал монашеский орден целестинцев. В течение ста лет целестинцы основали много монастырей в Италии, Франции, Германии и Голландии.
В 1350 году в Сиене Иоанн Коломбино и Франц Мино основали религиозно-светское общество для ухода за больными и бедными – Иезуаты Иеронима Блаженного. В 1377 году папа Урбан V утвердил общество, просуществовавшее до XVII века.