Тамплиеры
Одна из ветвей масонов берет истоки из ордена, основанного в 1118 году девятью французскими рыцарями в г. Иерусалиме [13]. Они назвали свое братство – орден «Бедных Рыцарей Христовых». Король Балдуин II пожаловал им часть своего дворца, находившегося около храмовой церкви, и они получили новое название «Войска Храма» (Militia Templi). Поначалу тамплиеры жили в большой бедности. Но вскоре к ордену присоединилось много рыцарей, и могущественные государи наделили его многочисленными владениями. Их годовой доход составлял сто двенадцать миллионов франков [14].
После захвата Иерусалима мусульманами резиденция тамплиеров была перенесена в Париж. Могущественный христианский орден превратился в огромный международный банк и претендовал на мировое господство. В построенных тамплиерами храмах хранились несметные сокровища. Под их охрану сдавали свои ценности государи и знатные богачи, у них брали ссуды. То есть в современном понятии они исполняли роль банка. Теперь их могущество и власть вызывали опасения у многих правителей. Владения ордена были разбросаны по всему миру и ходили слухи, что они стремились к всеобщему владычеству. Много разных обвинений воздвигалось против ордена, ставшего чрезмерно богатым.
В 1307 году французский король Филипп Красивый приказал арестовать Великого Мастера ордена Якоба де Моле. Были также арестованы несколько тысяч членов ордена и их помощники.
Главным обвинением против тамплиеров было то, что они не признают Христа, Святого Духа и святых. Якобы они плюют и топчут ногами крест. Под рыцарским крестом на теле носят изображение идола. Ему же и поклоняются в темной пещере. Имя идола – Бафомет. Кроме того, они были уличены во многих странных и гнусных преступлениях.
Под пытками многие из рыцарей сознавались в инкриминированных им злодеяниях, другие умирали, не сказав ничего, третьи сами лишали себя жизни. Процесс растянулся на несколько лет и распространился на другие страны. Сотни рыцарей были сожжены на медленном огне. Свыше пяти лет находился в тюрьме Якоб де Моле, затем его постигла такая же участь – смерть на костре.
Можно не придавать большого значения признаниям, исторгнутым насилием или жаждой мести. Одно очевидно – рыцари Храма в своих постановлениях, верованиях и обрядах имели что-то особенное и недоступное, совершенно разнившееся от ритуалов и обрядов других религиозно-военных обществ. Продолжительное пребывание на Востоке, в Палестине, переполненной изгнанными из Константинополя греческими раскольниками и еретиками, укрывавшимися у арабов, соперничество с госпитальерами, соприкосновение с сарацинами, наконец, потеря Святой Земли, что сделало их жизнь праздною в глазах окружающих, – все это, и многие другие обстоятельства повлияли на орден совершенно непредвиденным образом. В орден были привнесены обряды и идеи, несовместимые с начальным замыслом, и даже совершенно противоречащие ему [15].
В названии ордена – претензия на мятежное честолюбие. Храм – более общее понятие, чем церковь, он стоит как бы выше нее. Рыцари Храма могли считать себя иереями не какой-то преходящей религии, а исповедниками вечной истины. Их легенды о храме Соломона служили связью с обрядами франкмасонов и других тайных обществ. При посвящении в свой орден тамплиеры извлекали большую часть сектантских и иноверных исповеданий периода поисков Святого Грааля – мистической чаши с кровью Спасителя.
Во время своего пребывания на Востоке рыцари приобщились к доктринам гностиков и манихеев – это достаточно доказывается гностическими и каббалистическими символами, открытыми в могилах и надгробиях рыцарей храма.
«Таким образом, это была тайная ересь, и, по словам некоторых писателей, она-то, в соединении с оппозицией римскому католицизму, которая в ней подразумевалась, так же, как огромное богатство сектантов, была причиною их осуждения римской курией» [16].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что, подобно всем еретикам того времени, гностикам, катарам, альбигойцам, – тамплиеры исповедовали дуализм. Они признавали «верхнего» бога – создателя духа и добра, и «нижнего» бога – творца материи и зла. Как все дуалисты, они отрицали божественность Иисуса Христа. Поскольку «верхнего» бога они считали недоступным для человека, то весь культ относился только к «нижнему богу», в ведомстве которого якобы находились все земные дела [17].
Тайные доктрины тамплиеров, возможно, были схожи с учением ассасинов, фанатиков-мусульман, убивавших крестоносцев. Члены этой секты, производной от исмаилистских верований, верили в семизвенную цепь сотворения мира и в ступенчатую методику открытия божественной истины. Посвящения проводились по мере продвижения к высшей степени познания. По некоторым сведениям, откровения каждого нового уровня опровергли все ранее познанное. Высшая степень открывала тождественность рая и ада, бессмысленность добра и зла, сущность добродетели в безраздельном повиновении духовному владыке.