Один из наиболее известных тайных орденов.
Масоны или «Свободные каменщики»
Масонское тайное общество было образовано в начале XVIII-го века и первоначально представляло из себя профессионально-ремесленный союз. В союз входили так называемые каменотёсы свободных камней от латинского словосочетания sculptores lapidum liberorum. Свободными камнями free-stones в свою очередь назывались в Англии мягкие каменные породы — вроде мрамора или известняка — использовавшиеся для тонкой барельефной работы.
В эпоху готического стиля франкмасонами называли квалифицированных строительных рабочих. Позднее когда различие двух категорий каменщиков утратило практическое значение (XIV век) цехи каменщиков называют безразлично то просто масонскими то франкмасонскими.
Масонские ложи — братства — лишь постепенно выделились из цехов в виде особой организации. При этом братство более сплочённая и дружная часть цеха хранит традиции морального общения и взаимопомощи. Члены цеха уже могут и не быть членами братства а с другой стороны для поступления в братство не требуется быть цеховым рабочим. Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннего лица относится к Эдинбургской ложе 3 июня 1600 года в ложу был принят сэр Джон Бозуэль лорд Очинлекский. Присутствие знати в шотландских ложах становится с тех пор заурядным явлением.
Массоны (Тигрик и Гоблин)
Сообщений 1 страница 10 из 110
Поделиться12012-12-09 19:27:51
Поделиться22012-12-09 19:28:51
В те времена для приёма в братство нового члена требовалось собрание из пяти или шести франкмасонов. Обряды инициации заключались в сообщении неофиту тайных знаков посредством которых члены общества узнают друг друга где бы они не находились и сопровождались банкетами по установленному ритуалу. Новички как например в Шотландии в день приёма дарили братьям перчатки и давали обещание оказывать им помощь на случай старости болезни или безработицы 51.
Как и любое уважающее себя тайное общество сами масоны возводят свою предысторию к глубокой древности. Посвящаемым в масонские таинства рассказывалась легенда о мастере-каменщике Хираме Абиффе, которого ещё царь Соломон нанял для строительства храма в Иерусалиме (заметим в скобках что речь идёт о том самом храме в котором заседали тамплиеры). Все работники занятые на строительстве делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. Но вот трое низших работников называемых по масонской традиции Jubela Jubelo Jubelum, задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Сами масоны рассказывают об этом так: "У Хирама был всегда обычай в полдень как скоро людей позовут на отдых идти в святая святых приносить свою молитву истинному и живому Богу тогда трое убийц стали у восточных западных и южных дверей храма. На севере не было входа потому что лучи солнца никогда не падают с этой стороны. Хирам кончив свою молитву к Богу пришёл к восточной двери и встретил при ней Jubela который решительным образом потребовал у него мастерского прикосновения? Хирам отвечал ему что не в обычае требовать этого прикосновения таким тоном и что он сам получил его не так. Хирам прибавил что он должен ждать и что время и терпение это сделают. Хирам сказал ему дальше что не во власти его одного открыть это прикосновение, и что может это сделать только в присутствии Соломона царя израильского и Хирама царя тирского.
Недовольный этим ответом ударил его по шее 24-дюймовым масштабом Хирам после этого поступка его побежал к южной двери храма и там встретил другого который спросил у него мастерское прикосновение и слово таким же образом как прежде первый и получил от своего мастера тот же самый ответ другой нанёс ему удар наугольником в левую грудь заставивший его покачнуться. Пришедши в себя Хирам пробежал к западной двери — единственное оставшееся средство уйти но этот проход стерёг третий который спросил его в том же смысле и получил такой же ответ нанёс ему страшный удар по голове каменщицким молотом что и причинило ему смерть.
Поделиться32012-12-09 19:29:35
После того убийцы вынесли тело Хирама в западную дверь и скрыли его под мусором до двенадцати часов следующей ночи когда они по уговору сошлись и похоронили его на скате холма в могиле в шесть футов глубиной вырытой от востока к западу" 51.
Таким образом Хирам был убит; преступников же впоследствии изобличили и наказали смертью. Поздние ритуалы посвящения в каждую из степеней представляли собой «театрализованное повторение» эпизодов этой легенды. Приёмные залы масонских лож были убраны чёрным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносили символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручались знаки масонского достоинства, а также орудия-атрибуты символизирующие принадлежность к каменщикам.
В XVIII-ом веке масоны приобрели особенно большую силу и популярность. Начиная с 1722-го года их организации распространились по Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.
В отличие от розенкрейцеров, масоны довольно быстро разработали сложную систему посвящений «градусов», в которой было от трёх до тридцати трёх различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой «градус», а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.
Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трёх важнейших: ученика, товарища и мастера. Ученик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться и молчать; ему вручалась лопатка мастерок, которую он должен был "полировать своей работой. В обязанности товарища входило научиться «изощрять свой разум» и ощущать астральный план. Мастер же был учителем, «гуру», осознавшим идею жизни и смерти имеющим ключ к пониманию всех трёх степеней духовного роста.
В символике масонов преобладает атрибутика всё той же легенды о строителях храма Соломона угольник и циркуль, фартук и лопатка-мастерок. Кроме них фигурируют ещё «Пламенеющая Звезда» и раскрытая книга.
Масонскую символику можно встретить в самых неожиданных местах. Например на однодолларовой банкноте находится изображение масонских символов: пирамида с «Оком Божиим» наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид 13 звезд. Это легко объяснимо поскольку и Бенджамин Франклин и Джордж Вашингтон первый президент США были членами масонских лож.
Поделиться42012-12-09 19:31:15
Впрочем одни и те же символы можно толковать по-разному. Так и масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа — более высокий. К примеру «Око Божие» — лучезарный треугольник со стилизованным глазом внутри — для ученика трактовался как символ внимания, познания триединства всего сущего; для товарища — символ невидимого света, "третьего глаза; для мастера это — Солнце свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом — великая Истина Космоса 1.
С течением времени обряды и символика масонства трансформировались. Изменились и задачи которые ложи ставили перед собой. В частности масоны всё больше и больше увлекались политикой. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических изысканий. «Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам», — констатировал Морамарко 1.
Хотя отдельные ложи, а особенно — российские, очень старались приобщить своих адептов к делу познания мироустройства и помочь им стать «новыми людьми», удавалось это крайне редко. «Нужно, — писал князь Владимир Одоевский, — чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесёт его труд для человечества, во вторую — о пользе для родного государства, в третью — о пользе для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей собственной пользе. У нас же дело обстоит как раз наоборот».
Первоначально это ограничивалось созданием спиритических кружков. Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых приверженцев чисто духовных занятий «отпочковаться» от Ордена и основать свои собственные ложи. Так например возникло общество мартинистов.
Поделиться52012-12-09 19:36:08
Обряды масонства
В старых обрядах масонства продолжается народный цеховой обычай, и тайна братской любви, помощи и верности придавала ему нравственно-поэтический смысл. Этот смысл терялся больше и больше в позднейшем искусственном масонстве, и прежний наивный обряд превратился, наконец, в произвольную фантастическую церемонию уловки, чтобы производить действие на новопосвящаемого. Понятно, что если обычаи и символические
обряды простых рабочих не могли в новом «масонском» обществе не потерять своей непосредственности, то и масонская «тайна», естественно, должна была получить совсем иной смысл.
Новейшее масонство, выдумавшее высшие степени, эксплуатировало эту тайну в самых различных смыслах: или в виде заговоров в пользу изгнанных
Стюартов, или с рыцарскими (т.е. феодальными, юнкерскими) занятиями, или с наклонностями клерикальными, т.е. иезуитско-обскурантными, или, наконец, в виде алхимии и нелепого колдовства. В этих случаях «тайну» знали только изобретатели новых степеней и ближайшие адепты, которым она доверялась, множество других членов ордена томились нетерпеливым стремлением узнать тайну, мучились в поисках ее, иногда находили, наконец, какую-нибудь из пошлых подложных «тайн», часто не удовлетворялись ею и начинали искать снова и т.д. Такова была история множества масонов в прошлом столетии.
Поделиться62012-12-09 19:36:58
Старые английские ритуалы не знают этой фантастической тайны, здесь тайна является в форме простого секрета между членами цеха, связанными одной работой и одними нравственными правилами и обязанностями: братской любовью, помощью и верностью. Символы, тайны, инструменты их ремесла, средства уверяться во взаимном знании тайны — известные слова и приемы, которые поэтому также составляют их тайну. Дальше этого не идет старый английский ритуал, он не дает никаких обещаний раскрыть таинства природы, научать секретам алхимии и магии, философского камня и жизненного эликсира, духовидения и т.п., одним словом, не впадает в ту пошлость, которая наполняет позднейшие ритуалы.
Следует молитва, обращенная к Великому и Всеобщему Архитектору (каменщику) мира и Строителю человека, о благословении для всех их
предприятий, о том, чтобы новый друг стал их верным братом, чтобы им послана была милость и мир, чтобы, как он (т.е. друг) простирает руку на
божественные слова писания, так бы простирал ее и на служение брату, «если только это не будет вредно ему или его семейству», и, наконец, чтобы они могли сделаться участниками Его божественной природы… Молитва заключается прошением о ниспослании всеобщей братской любви, чтобы масонство под божьим благословением распространилось во всем мире и чтобы все соединились тогда как один человек.
Затем новый брат по вопросам мастера, продолжает рассказ о приеме.
«Когда я получил эту молитву, меня спросили, на кого я возлагаю свое упование, я ответил: на Бога. Потом меня взяли за руку, и один брат сказал: встаньте и следуйте за вашим водителем и не бойтесь никакой опасности. Меня провели три раза кругом ложи. Первое препятствие я встретил в спине младшего надзирателя на юге, я постучал в нее тремя ударами, как в дверь, он сказал: кто там? Я отвечал то же, что при двери (повторяется ответ).
Второе сопротивление я встретил в спине старшего надзирателя на западе, где я повторил то же, что при двери (повторяется вопрос и ответ).
Третье сопротивление встретил я в спине мастера на востоке, где я повторил то же. Мастер послал меня назад к старшему надзирателю на запад,
чтобы получить наставления. Он велел мне сделать шаг на первую ступень прямоугольного продолговатого четвероугольника, причем левое колено было обнажено и согнуто, тело оставалось прямо, а правая нога составляла прямой угол, моя обнаженная правая рука лежала на св. библии, на которой лежали наугольник и циркуль, а левая рука поддерживала ее, тогда я принес торжественное обязательство, или присягу масона».
Поделиться72012-12-09 19:37:40
На вопрос мастера новопринятый встает и повторяет присягу. После того мастер произносит тост за Солнце, которое скрывает, и Язык, который никогда не рассказывает, и все братья принимают тост с известными обрядами.
Ученик по вопросам мастера отвечает снова: — «Когда обязательство было принято, у меня спросили: чего я желаю всего больше? Я отвечал: быть
приведенным к свету. Меня привели к свету масгер и остальные братья. Когда я был приведен. к свету, то первые вещи, которые я увидел, были библия, наугольник и циркуль, мне сказали, что они означают три великие светильника масонства: это — Библия, чтобы управлять и руководить нашей верой, наугольник, чтобы делать прямыми наши действия, циркуль, чтобы соединять нас в известных границах со всеми людьми, а особенно с братом. Потом мне показали три свечи, о которых сказали, что это три меньшие светильника в масонстве, они представляют собой солнце, луну и мастера-масона: — потому что солнце управляет днем, луна управляет ночью, а мастер-масон управляет или по крайней мере должен бы был управлять своей ложей. Затем мастер взял меня за правую руку и дал мне прикосновение и слово новопринятого ученика».
Помимо обрядов масонского крещения и принятия Louveteau, или Волчат, существовала также форма, именовавшаяся усыновлением или адопцией для новорожденных сыновей масонов, которую одно время практиковали во Франции и Германии. По словам Клавеля, все начиналось с формального открытия ложи, представления ребенка, чтения молитвы Мастером, распростершим над ним руки. После чего приносилась клятва Ученика и формально принималась Смотрителями, которые, таким образом, становились крестными, следившими от имени ложи за новопринятым. Скорее всего, именно эту церемонию перенял Альберт Пайк и ввел в практику Южной юрисдикции Шотландского обряда, однако я уже давно не слышал, чтобы ее там применяли. В любом случае подобную «адопцию» необходимо отличать от тех адопционных обрядов, с помощью которых женщин допускали (конечно, ограниченно и особым образом) к некоторым масонским привилегиям, в зависимости от конкретного типа церемонии и символизма.
Поделиться82012-12-09 19:38:01
Смысл самого понятия «адопционный» весьма неясен, что вызывало различные его толкования в прошлом. Я склоняюсь к мнению, что оно
просто означает принятие женщин в масонский Орден. Есть мнение, некоторым образом восходящее еще к временам оперативного масонства,
согласно которому женщины не могли быть посвящены в истинное масонство, поскольку труд каменщика, штукатура и прочих — сугубо мужское дело. В XVIII веке невозможно было представить, что ремесло, имеющее моральный смысл, и Дом Господень, возводимый только в сердце, под силу и женщине — и если говорить о временах «Гуся и противня», «Кубка и виноградных кистей», — это может быть вполне справедливо. Однако французская галантность, а также и немного французской рассудительности оправдали себя в глазах женщин введением адопционных обрядов, элегантных и сентиментальных церемоний, декоративных развлечений для гостиных. Одним словом, Адам символических таинств смог принять Еву и всякую ее дочь, хотя почему он это сделал, так и осталось невысказанным. Ясно, что в таком случае отпадает произвольное объяснение понятия, согласно которому Адопционная ложа находилась под покровительством «некой официальной масонской ложи», принявшей ее. Такое решение предлагал Маккей, но в действительности все данные обряды возникали как доступными для обоих полов, так и только для женщин, невзирая на их
принадлежность Братству, соответственно, Адопционные ложи, находящиеся в согласии с только что высказанным предположением, составляют лишь малую часть.
Поделиться92012-12-09 19:40:10
Происхождение адопционных обрядов.
Теперь позволю себе перейти к следующему недоразумению, связанному с утверждением о том, что адопционное масонство существовало еще до появления Великой Ложи в 1717 году. Оно не было основано ни королевой Генриеттой Марией, вдовой КарлаI, с целью восстановления династии Стюартов, ни Петром Великим, таким образом желавшим увековечить славу царицы Екатерины. Клавель приводит 1730 год как дату появления первого такого обряда. Однако это так же маловероятно, как и 1775 год, р котором говорит Ж. С. Бубе в «Etudes
Ma-Qonniques» (Масонских исследованиях). Очевидно, что невозможно проверить или подтвердить большинство дат, приписываемых всему разнообразию обрядов. Тем не менее, я уверен в существовании адопционного масонства в период между 1740 и 1750 годами. Помимо этого, был Ordre des Felicitaires (Орден Блаженных), относящийся к 1743 году, однако едва ли можно причислять его к адопционному обряду, ибо его
единственным сходством с масонством выступала ритуальная сторона. Что же касается L'Ordre des Fendeurs (Орден Лесорубов) Бошена (Beaucha-ine), около 1747 года, считается, что его членами были как
мужчи ны, так и женщины, но, к сожалению, отношения к масонству он не имеет никакого. В 1762 году Гиль-мен де Сен-Виктор опубликовал по данной теме книгу «La Vraie Ма-gonnerie d'Adoption» (Истинное ад
опционное масонство). В 1774 году Великий Восток принял адопционное масонство под свою эгиду, согласно Рагону. В 1775 году была основана Адопционная ложа La Candeur (Прямодушие), и сразу же был устроен
грандиозный фестиваль, на котором герцогиня Бурбонская в присутствии герцогинь Шартрской и Ламбальской была провозглашена Великой Гроссмейстершей Адопционных лож Франции, и, по-видимому, их было немалое число. Известно, что принцесса де Ламбаль в 1780 году являлась Гроссмейстершей Адопционной ложи при Ложе Общественного Договора, а императрица Жозефина в 1805 году была Гроссмейстершей ложи в Страсбурге, действуя через свою поверенную баронессу фон Дитрих. В 1810 году Жозефина де Ришпанс (Richepance)
стала Гроссмейстершей Дам Горы Табор. В конце концов, напомню об уже упоминавшейся Материнской Адопционной ложе Высокого египетского масонства, основанной Калиостро в 1782 году в Париже.
Поделиться102012-12-09 19:45:14
Три степени его соответствовали трем степеням цехового обряда.
(1) В степени Ученика Соломон посвящал царицу Сав-скую в таинства Божественной религии, также в этом ритуале фигурирует и змей из Эдема, который должен был символизировать гордыню, однако запретный плод в данном случае служил залогом возрождения к непорочной чистоте посредством Божественной благодати.
(2) В степени Компаньона кандидатке, обезглавившей змея, была обещана способность общения с небесными душами.
(3) Процедура степени Мастера частично напоминала процедуру Третьей степени египетского масонства — голубь призывал архангела Гавриила с тем, чтобы тот совершил обряд очищения кандидатки, после чего последняя считалась первозданно непорочной. Ко всему прочему, царицу посвящали в тайну физического и душевного бессмертия, что напоминает регенерацию в герметическом врачевании Калиостро. Гроссмейстерша этой степени призвана олицетворять царицу Савскую.
Редакции обряда.
Изначально адопционное масонство, по-видимому, было представлено ритуалами Гильмена де Сен-Виктора, однако оно претерпевало разнообразные изменения. Мне известны пять кодексов: (1) Manuel des Franches Magonnes (Руководство для женщин-франкмасонов), 1762, Сен-Виктора. (2) L'Adoption, ou la Ma-gonnerie des Dames, a la Fidelite, chez le Silence (Адопция или женское масонство: о верности и тайне) (Париж), 1775. (3) La Magonnerie des Dames, dites de l'Adoption (Женское масонство или адопция), французский манускрипт приблизительно 1780 года. (4) Necessaire (sic) Magonnique d'Adoption a l'usa-ge des Dames (Необходимые сведения об адопционном масонстве для пользы дам), 1817. (5) Rituel de la Magonnerie d'Adoption (Ритуал масонской адопции), I860, Раго-на. Согласно Сен-Виктору, обряд адопции состоял из
четырех степеней: (1) Ученицы, (2) Компаньонки, (3) Мастерши, (4) Совершенной Мастерши, или Совершенной Масонки.