Четвертый кодекс имеет еще и пятую степень, о которой говорит и Рагон, тогда как рукописный кодекс приводит лишь первые три. В степени Ученицы Чертежная Доска изображает Ноев ковчег, плывущий по водам потопа, вавилонскую башню и лестницу Иакова. Во время церемонии принятия кандидатка располагается у ковчега, между башней и лестницей. Башня символизирует человеческую гордыню и слабость. Лестница возведена на платформе, к которой ведут две ступени, представляющие любовь Бога и человека, а пять ступеней самой лестницы суть добродетели, исходящие от чистой души. Таким образом кандидатку ставят между грехом и добродетелью. Ковчег отражает плавание человеческого сердца в бушующем море страстей. В степени
Компаньонки Чертежная Доска изображает Рай Земной, Древо Познания и реку, питавшую Райский сад. Также изображалась Смерть, топчущая красоту и разнообразие этого мира. Кандидатке дают вкусить яблока, однако без
семени запретного плода. Яблоко без своей сердцевины символизирует мягкий нрав истинного масона. Древо познания внушает покорность законам Провидения, а река представляет стремнину человеческих страстей,
управлять которыми нас и учит масонство. В степени Мастерши Чертежная Доска чрезвычайно разнообразна, и на ней нарисованы: (1) Ноев ковчег на горе Арарат, радуга над ковчегом, (3) жертвоприношение Ноя, (4) жертвоприношение Авраама, (5) Содом, (6) соляной столп, в который обратилась жена Лота, (7) разрушение вавилонской башни, (8) Солнце, Луна и Звезды. Церемония происходит у подножия ковчега. Объяснения требует лишь последняя картина Солнца,
Луны и Звезд, которая должна отображать отца и мать и одиннадцать братьев Иосифа, бросивших его в колодец.
Высшие степени.
Степень Совершенной Мастерши связана со скинией странствия, однако, будучи гипотетически завершением адопционного масонства, на деле она оказывается малопонятной и бессмысленной с точки зрения символики. Пятой адопционной степенью, согласно Necessaire Magon-nique,, является Величественная Дама Ecossaise, иначе степень Избранной. Это степень меча: во время церемонии кандидатка исполняет роль Юдифи, вступая в ложу на второй стадии ритуала, она несет изображение головы Олофер-на. Мастер представляет Первосвященника Елиакима, который в свою очередь символизирует душу, в то время как Юдифь и ее служанка, соответственно, свойства души. Вожди народа и сам народ есть тело и его члены, армия же Олоферна — «страсти, управляющие
ими». В общем, все это весьма условное и банальное толкование библейского сюжета.
Массоны (Тигрик и Гоблин)
Сообщений 11 страница 20 из 110
Поделиться112012-12-09 19:47:27
Поделиться122012-12-09 19:52:00
Масонство
Масонство (франкмасонство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации с ритуалами и символикой, частично заимствованной из христианства. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40-50 человек, объединённых территориально, существуют ложи крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для неё материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа». В США, однако, «Великая Ложа» имеется в каждом штате. Во главе Великой Ложи находится Великий Мастер, выбираемый из числа братьев (масонов). Масонство называют орденом, если говорят о нем, как об организованном сообществе людей, или братством, подразумевая или подчеркивая братский характер отношений между членами лож (масонами).
Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) (UGLE — United Grand Lodge of England (англ.)), и считающейся материнской для всего масонства. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века.
Поделиться132012-12-09 19:52:35
Идеология и символика
Рисунок с набором символики, используемой в Шведском уставе (англ.).
Надпись на рисунке «От тьмы к свету».
Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами, большинство символики заимствовано из других культур, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.
Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришел в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства в начале XVIII в и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство), делается акцент на обязательном монотеизме.
Масонство не является религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их, масонское сообщество носит светский характер. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов, уважая религиозные убеждения каждого из них.
Поделиться142012-12-09 19:53:12
Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми т. н. «братьями» движения. Мастерок, циркуль, отвес, фартук и др. толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы. Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная Дельта», как он называется в масонстве. Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора).
Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.
Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так назывемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и т. д. В масонстве широко используется библейская легенда о строительстве Храма Соломона.
Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.
Поделиться152012-12-09 19:53:43
Масонская регулярность
Регулярность — это комплекс критериев, конституционных норм, выражающих базовые масонские принципы и на основе которых устанавливаются отношения в масонстве (братские отношения). Практической стороной регулярности является система признаний Великих Лож (ВЛ) друг другом на взаимной основе.
Понятие регулярности использовалось в масонстве с 18-го века, обозначало оно правильность повседневной масонской практики в ложах, ее соответствие традициям. Однако как единый свод принципы регулярности (Basic Principles)(англ.) были опубликованы Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) в 1929 году, а позже подтверждены ею в 1938 в документе Aims and Relationships of the Craft(англ.), публикация появилась как результат накопленного к тому времени опыта распространения масонства в мире и содержала общие стандарты масонской практики в различных ложах и системах. Другие Великие Ложи мира с незначительными вариациями приняли аналогичные принципы и стандарты регулярности. В настоящее время следование регулярности и ее признание позволяют при автономии национальных Великих Лож и взаимном уважении их суверенитета быть мировому регулярному масонству в интегрированном состоянии и создают условия для сохранения масонских традиций, свидетельствуют о приверженности базовым масонским ценностям.
Среди стандартов регулярности:
Учреждение Великой Ложи другой регулярной ВЛ или тремя ложами, работающими в юрисдикции регулярных ВЛ и суверенитет Великой Ложи.
Вера в Бога для каждого масона, как фундаментальное для масонства требование, и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран и другие в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед нею.
Исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний.
Допуск к членству только мужчин.
Приверженность древним заповедям (ландмаркам масонства), традиционность организации.
Поделиться162012-12-09 19:54:13
С организациями, не признанными регулярными, но, тем не менее, считающими себя масонскими, отношения в регулярном масонстве исключаются, не допускается посещение регулярными масонами их собраний. Великие Ложи обычно публикуют в специальных изданиях списки масонских юрисдикций (Великих Лож, Великих Востоков), находящихся с ними в отношениях признания.
Вопросами признания и отношений часто занимаются специальные комиссии (систематизирующие информацию и вырабатывающие экспертные заключения относительно соответствия той или иной Великой Ложи стандартам регулярности), в США, где действуют Великие Ложи в каждом штате, а в последнее время регулярными признаются и Великие Ложи Принса Холла (создававшиеся афроамериканцами), работает общая комиссия по признанию, собирающаяся ежегодно.
Во многих странах (в России в том числе) действует принцип относительно того, что внутри страны или территории может быть только одна регулярная Великая Ложа, однако исторически и в настоящее время в мире есть страны, где работает более одной ВЛ на одной территории при наличии между этими ВЛ договоренности о т. н. «делении территории» или взаимного признания.
Регулярное масонство в мире является наиболее сильным и многочисленным, численность членов регулярных лож в мире в целом составляет около 4 млн человек. В современной России оно представлено Великой Ложей России (ВЛР). Это единственная в России организация, относящаяся к регулярному масонству.
Поделиться172012-12-09 19:54:39
Как становятся масонами и масонские степени
Требования к кандидатам
Основные требования к кандидатам вытекают из общих принципов движения. Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, не иметь проблем с гражданским законом, то есть быть «свободным и добрых нравов».
Традиционное правило при вступлении в Орден звучит как «чтобы быть масоном, спроси об этом масона», «2 be 1 ask 1», инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Кандидат может обратиться в Ложу по месту жительства. Для вступления в ложу нужны рекомендации ее действительных членов, так или иначе вступлению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.
Решение о его вступлении в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.
Поделиться182012-12-09 19:55:04
Членство в ложе и религиозные убеждения
Религиозные убеждения кандидата являются предметом его совести. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры, это может быть Библия, Коран, Тора и др. Обычно кандидат принадлежит к одной из традиционных конфессий, соответственно, Христианству, Исламу, Иудаизму, и др. (в ложах, имеющих признание, как регулярные), однако в нерегулярных ложах континентального европейского масонства требования к вере кандидата ослабляются, допускается принятие кандидатом философии деизма или Бога — «Великого Архитектора Вселенной» как абстрактного принципа, идеи-символа (как в Великой Ложе Франции (фр.)), либо вообще отменяются, а в ложу могут войти атеисты и агностики (Великий Восток Франции).
О ритуале посвящения
Ритуал посвящения.
Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия, создающие обстановку, побуждающую кандидата к философским размышлениям. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.
Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (обычно это Библия, на нее также кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии (Досточтимый Мастер) объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что еще более усиливает впечатления кандидата.
Поделиться192012-12-09 19:55:32
Масонские степени
Сертификат (диплом) мастера-масона, подобные документы выдавались (и иногда выдаются сейчас) после возвышения члена ложи в 3-ю степень
Основное содержание масонской нравственно-этической и философской системы содержится в трех основных степенях или градусах, Ученика, Подмастерья, Мастера. Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определенным промежутком времени между присвоением каждой из них.
Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени — степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками. Во 2-й степени — степени Подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нем, содержание степени апеллирует к разуму человека, проходящему через нее.
Наиболее важная и драматическая 3-я степень — степень Мастера посвящена тематике смерти, ее основой является история о смерти Мастера Хирама — легендарного руководителя строительством Храма Соломона, убитого тремя подмастерьями, недовольными их положением среди строителей Храма. Мастер Хирам из легенды имеет праобраз в Библии, Хирама — мастера по меди или Хирама Абифа, однако рассказ о его смерти имеет полностью масонское происхождение и не связан с библейским текстом.
Содержание трех степеней может отличаться в деталях в ложах разных стран и юрисдикций (Великих Лож), ложах различных уставов, однако в целом деление масонства на три градуса, легендарное содержание 3-й степени являются традиционными, закрепляются стандартами регулярности и ландмарками.
Поделиться202012-12-09 19:56:13
Дополнительные степени
Дополнительные степени в масонстве — это структуры, членами которых являются масоны в степени мастера. Основная их роль это раскрытие и углубление содержания трех базовых степеней, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII в.
Подвеска 18-й степени ДПШУ «Рыцарь Розы и Креста»
Наиболее известные структуры дополнительных степеней:
Древний и Принятый Шотландский Устав (ДПШУ), имеет степени с 4-й по 32-ю. Управляется Верховным Советом внутри каждой из своих юрисдикций, Верховный Совет состоит из обладателей 33-й степени. Происхождение степеней ДПШУ идет из Франции середины XVIII в, однако данный устав, как практическая посвятительная система из 30-ти степеней, получил развитие лишь с момента создания первого Верховного Совета в Чарльстоне, Южная Каролина, США в 1801. Ныне он носит название Верховный Совет ДПШУ Южной Юрисдикции США(англ.), непосредственно управляет структурами ДПШУ на территориях более половины штатов и является прародителем для других Верховных Советов в мире. В России дополнительные степени ДПШУ и Верховный Совет для России существуют с 1996 года.
Слово «шотландский» в названии не связано с его происхождением из Шотландии, и используется лишь как ссылка на легендарные древние корни устава. В некоторых юрисдикциях это слово из названия опускают во избежание путаницы.
Йоркский Устав, York Rite (англ.). Наиболее распространен в США, имеет несколько степеней, включая степень Королевской Арки, а также несколько ассоциированных Орденов. Управляющие структуры устава носят название Капитулов. Близкой по содержанию к нему является степень Королевской Арки, Holy Royal Arch (англ.), практикуемая в Англии и некоторых других странах, однако в самой Англии Королевская Арка не считается дополнительной масонской степенью, а интерпретируется, как завершение посвятительной части 3-й степени.