В 1992 г. этот же вопрос снова рассматривался ЮБК специально созданным Межконфессиональным отделом при Комитете внутренних миссий (НМВ) для изучения совместимости доктрин масонов с доктринами Баптистской Конвенции. В 1993 г. НМВ был опубликован доклад о масонстве.
В нем было отмечено как достойное похвалы:
1) благотворительность и обучение в ложах;
2) те принципы масонства, которые сопоставимы с христианством (акцент на честности, усердии, позитивном характере).
Были также указаны различия:
1) претенциозные титулы, такие, как «Величественный мастер»;
2) обязательные масонские клятвы крови (кровные заветы);
3) языческая и оккультная природа многих писаний прошлого масонства (Пайк, Маккей, Вилмхарст);
4) использование Библии наряду с другими священными писаниями: Коран, Веды и др.;
5) вера в достижение спасения своими делами и заслугами;
6) универсализм (вера во всеобщее спасение) – превалирующее учение во многих масонских ложах;
7) расизм (отказ ложами, хотя не всеми, в членстве чернокожих). В заключение ЮБК сказано:
«В свете факта, что многие принципы и учения Свободных каменщиков совместимы с христианством и доктринами ЮБК, хотя многие и несовместимы... мы рекомендуем, что священники, верующие и поместные церкви могут рассматривать вопрос членства в масонской ложе в соответствии с личной совестью. Поэтому мы настаиваем, чтобы Южные Баптисты молитвенно, тщательно исследовали масонство в свете Господа Иисуса Христа, учения Библии и этого доклада под руководством Святого Духа» [2].
Все масоны, представители Южных баптистов, были приглашены на собрание Конвенции в июне 1993 года как делегаты и активные участники. На этом совещании ЮБК подтвердила принятие доклада Комитета внутренних миссий и приняла решение о членстве в масонских ложах «согласно личной совести». Этот доклад удостоверил, что ЮБК является первой среди многоликой консервативной церкви, которая открыла свои двери масонам.
В 1993 г. д-р Джеймс Холли обвинил Южную Баптистскую Конвенцию как «первую христианскую деноминацию, благословившую масонские ложи» [3].
В чем же заключается проблема ЮБК?
Ложная логика ЮБК становится очевидной, когда мы обращаемся к другим культам. К примеру Свидетели Иеговы имеют много принципов и учений, не совместимых с христианством и доктринами ЮБК (такие как отрицание Троицы, божественной природы Христа, воскресения тела и др.), хотя другие принципы вполне приемлемы (вера в богодухновенность Библии, акцент на честности, усердии, позитивном характере). Почему бы тогда ЮБК не позволить рассматривать членство и сотрудничество со Свидетелями Иеговы как «дело личной совести?»
Чтобы яснее понять позиции, занимаемые ЮБК, очевидно, следует определиться с понятием: что вообще является религией? Является ли американское масонство религией? Сегодня многие члены лож утверждают, что масонство – не религия. В интересы ЮБК вполне определенно входило представить Ложу как общественную, а не религиозную организацию. Из этого вытекает, что любой христианин может быть членом этого «филантропического» братства. Позиция ЮБК становится более понятной, если учесть что американские масоны контролируют или точнее сказать владеют американской банковской индустрией посредством системы Федерального резерва [4].
Что же говорят сами масоны по поводу религиозности ложи? Аллан Д. Лаудж (масон 32 степени, Главный Мастер из Оклахомы):
«Религия, в наиболее употребляемом смысле включает следующие элементы: план спасения, или путь, которым достигается загробная жизнь; теология, призванная объяснить природу Бога; предписание или практика, посредством которой мужчина или женщина могут найти общение с Богом. Масонство не является ни одним из этих составляющих. Мы не предлагаем никакого плана спасения... Вместо этого мы настаиваем, что каждый должен найти ответ на этот великий вопрос в своей собственной вере, в своей церкви или синагоге или в другом месте богопоклонения» [5].
По мнению другого американского масона Р. Стефана Доана (масон 33 степени, главный Мастер из Калифорнии):
«Религия призвана нести весть о спасении, о приготовлении к возврату нашего духа Богу, Который дал его. С другой стороны масонство имеет дело с Этикой, хорошим и плохим поведением здесь и сейчас. Тем не менее, в нашем масонском ритуале кроется обещание членам, что они попадут на небеса, если будут хорошими масонами» [6].
В связи с этими высказываниями важно определиться с понятием религии в общепринятом значении. Новый Международный словарь Вебстера (3-е изд.) указывает, что религия – это:
«Личное убеждение в существовании высшего существа или сверхъестественной силы или влияния, контролирующего человека, человечество и все живое».
Энциклопедия «Британика» (15-е изд.) так определяет религию:
«Отношение личности к тому, что почитается святым, духовным или божественным. Религия в общем рассматривается как личные отношения человека с Богом, или многими богами, или духами. Поклонение – основной элемент религии, а также моральное поведение, верное верование. Членство в религиозном институте является составным элементом религиозной жизни, практикующейся верующими».
Имеется достаточно бесспорных фактов, свидетельствующих, что масонство – это религия. Вспомним, что самым первым условием для членства в масонских ложах значится требование веры в верховное божество, и отклонение просьб о членстве убежденным атеистам, что открывает базу религиозного предрасположения масонов. Шмидт указывает:
«Религиозные качества многих братских обществ также видны из ритуалов. Это факт, который удостоверяет, что расписание ритуалов лож очень сходно с церковным поклонением, поскольку обычно включает в себя молитвы, обеты, гимны» [7].
Ложа имеет следующие религиозные атрибуты: алтарь, кафедру, чтение из культовой литературы. Шотландский обряд называет место своего собрания «храмом». В ложе говорится о грехе, определяется путь спасения, описывается эсхатология человека (доктрина о неизбежной судьбе человечества и мира), существует собственный ритуал погребения. С особой тщательностью его придерживаются масоны-ортодоксы. Их ритуал посвящения содержит отделение от нечистоты, профанации мира и получение «нового рождения» (следовательно, и масоны-баптисты также считают себя в очередной раз «возрожденными»). Если христиане получают второе рождение от Бога (Ин. 3:3), то от кого же масонское рождение? Похоже, что это чисто риторический вопрос.
«Он (посвящаемый) находится еще вне наших дверей, на пороге новой жизни масонства, он еще во тьме, беспомощный и презираемый. Он блуждал среди ошибок мира и утопал в нечестии внешнего мира профанов, он несмело вступает в наши двери, ища нового рождения и спрашивая о скрытой всеобщей Божественной правде» [8].
Если подобную практику масонских лож не считать религиозной по своей природе, тогда нужно было бы с трудом, но все-таки признать, что воскресные посещения христианской церкви, субботние богослужения в синагоге или в пятницу в мечети не являются религиозным поклонением. В таком случае термин «религия» теряет свой смысл.
Остается фактом, что среди христиан масонство не принято рассматривать как религию [9]. Например, современная американская библиотечная классификация Дьюи (Dewey Decimical Classification), по которой работают большинство американских библиотек, относит масонство к разделу «Общественные Ассоциации». Кстати сам Джон Дьюи также был масоном. Важно отметить, что такое положение очень удобно для самих масонов: если масонство не религия, тогда каждый, в том числе и христианин, может быть членом подобной «общественной ассоциации». Такая ловушка просто распахивает двери для «волков в овечьей шкуре». Тем более трагична ситуация с Южной Баптистской Конвенцией. Насколько это перекликается с библейским: «И ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий... знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих…» (Отк. 2:18-20).
Сегодня истинным мерилом духовной силы являются не знамения и не чудеса, от которых Писание нас предостерегает в главах, повествующих о втором пришествии Иисуса Христа, а морально-этическая область. В этой области христиане уже пали настолько низко, что нас презирают даже язычники, и прежде всего мусульмане. Наше любезное расположение к гомосексуалистам и лесбиянкам вызывает отвращение к нам как мусульман, так и индусов [10]. К чему мы еще придем, если христианами будут называться люди, возрожденные не от Бога?
Действительно, по своей природе масонство универсально, и это свидетельствует о его экуменической религиозной природе. Индуизм тоже универсален и учит, что «все пути ведут к Богу». Но, однако, толерантность индуизма не отрицает его религиозного статуса. Поэтому просто нелогично утверждать, что «свободные каменщики» не являются религиозной организацией только потому, что пытаются объединить все верования. Масонство можно назвать искусственной религией. Хотя сами масоны говорят, что оно основано на чистых принципах "благочестия и целомудрия" [11]. Иезуиты здесь просто отдыхают.
Отношение христианской Церкви к Свободным каменщикам
Если ложи не учат тому, что противоречит Библии, то почему так много конфессий запрещают или не рекомендуют членство в ложах? Ниже перечисленные церкви рассматривают масонство как синкретическую религию, не имеющую ничего общего с христианством. Они запрещают своим членам быть участниками масонских лож. Они выступают против масонства, поскольку ложи отрицают единственную возможность спасения через Иисуса Христа. Более того, ложи используют древний опыт религиозных оккультных мистерий, что неприемлемо для христианина. Христиане не должны преклоняться под «чужое ярмо».
Конфессии, высказывающиеся против масонства:
Римская Католическая Церковь (частично, с оговорками);
Восточная Греческая Православная Церковь;
Украинская Православная;
Румынская Православная Церковь;
Сирийская Православная;
Общая Ассоциация регулярных баптистских церквей;
Лютеранская (утверждает, что масонство – религия);
Христианская Реформистская;
Ортодоксальная Пресвитерианская;
Пресвитерианская Реформированная;
Свободные методисты и методисты Уильяма Веслея;
Меннонитская Церковь;
Субботники;
Назаретская Церковь;
Церковь Бога;
Пятидесятники;
Церковь Братьев.
Церкви, не имеющие четкой позиции
в отношении масонства:
Епископальная;
Греческая Православная;
Объединенная методистская;
Ученики Христа.
(Следует отметить, что последнее время приносит много неожиданностей. Просто нельзя уследить за конфессиональной демаркацией и вышеприведенное деление весьма приблизительно. Масоны стараются проникнуть везде. Я лично встречался с масонами прихожанами методистской, пресвитерианской и других церквей. В списке Партии регионов Одесский облсовет масоны идут за православными иерархами).
Среди основных причин, почему христианские церкви отвергают масонские ложи, достаточно указать следующие:
1) Библия рассматривается масонами как недостаточно авторитетный источник Истины, а не как завершенное и полное Слово Божие;
2) имя Иисуса Христа исключается из молитв;
3) ложа рассматривается как «отцовство Бога и братство Человека» – это не христианский принцип.
Основание того, что Бог есть «Отец», – в Его Сыне Иисусе Христе. Поэтому верующие в Иисуса, имеют общение с Богом, как с небесным Отцом (Рим. 8:15; Гал. 3:26; 1 Ин. 3:1). Относительно «братства человека» Библия учит, что подлинное духовное единство и общность – только во Христе (Ин. 17:20-21; Ин. 3:1, 4:6). Поэтому Церковь – единственное место, где существует подлинное отцовство и братство.
Когда масоны говорят о Всевидящем Оке или Великом Архитекторе, они говорят о некоем боге, который остается скрытым и недоступным. Христиане говорят о конкретном Боге, Который пришел во плоти – Иисуса Христа из Назарета. Если масоны находят это ущербным и недостаточным, это только подтверждает слова Христа, записанные в Евангелии: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому, что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня... Ваш отец – дьявол» (Ин 8:42-44).
Масонский взгляд на Библию
Отношение масонов к Библии можно выразить в следующих кратких утверждениях:
1. Библия – важная книга.
2. Библия – не единственное Слово Бога, не единственное Божье откровение человечеству, это лишь одна важная книга среди многих других религиозных книг.
3. Источник библейского вдохновения тот же, что и в других Священных Писаниях.
4. Библия – хорошее руководство для изучения истории.
5. Библия вместе с «угольником и циркулем» – великие атрибуты масонства.
6. Библия – символ Божьей воли: Божья воля закодирована (завуалирована во многих других символах, таких как культовые тексты других религиозных традиций, например, Коран).
Такие аргументы масоны используют для подтверждения своей позиции относительно Библии.
Члены лож должны принимать авторитетность других религиозных книг.
Библия – неотъемлемая часть ложи, «меблированной» Христом, только потому, что это культовая книга для христиан. Еврейское Пятикнижие – в еврейской ложе и Коран – в мусульманской ложе. Не существует единственной, единоверной религиозной книги, хотя некоторые масоны считают, что Библия – лучшая религиозная книга.
«В любой Священной книге: Евангелии для христиан, Пятикнижии для евреев, Коране для мусульман или Ведах для брахманов, – везде масоны придерживаются единственной идеи – божество проявляет себя для человека посредством символов» [12].
Принимая авторитет других религиозных Писаний, масоны тем самым подрывают устои христианской церкви. Кроме Библии, христианство не признает божественный авторитет иных религиозных писаний. Это очевидная причина, почему многие христианские конфессии запрещают членство в ложах. Тщательно исследуя масонство, каждая христианская конфессия придет к выводу о нехристианском исповедании масонских лож. Это одна из основных причин, почему масон не может быть христианином. «Что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6:14). Как можно принадлежать к системе, которая синтезирует многие религии и вместе с тем пытаться придерживаться христианской веры, которая базируется на Библии? Даже сами масоны признают доктринальную несовместимость масонства с христианством. Масонский автор Виндекс пишет:
«Если истинная религия настолько сужена в плане спасения только одним именем под небом, и слова Павла должны пониматься в этом единственном духе, тогда вообще любые слова Святого Павла должны рассматриваться в этом свете.
Итак, каждый такой «христианин» должен в действительности идти на компромисс со своей совестью, принимая инициацию и познавая глубже мистерию свободных каменщиков» [13].
Отвергая исключительный Божественный авторитет Библии, масоны отвергают главную цель Писания и христианской веры – духовное соединение с Иисусом Христом и все то, что Христос сделал для примирения человека с Богом, уничтожив власть зла и греха.
Евангельский взгляд на Библию
Библия – совершенное и единственное Слово Бога (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21; Иер. 1:9; Отк. 22:18-19). Авторитет Библии является авторитетом Самого Бога. Личность и деяния Иисуса Христа являются центральной темой всей Библии (Ис. 53:5; Ин. 20:31; Ин. 5:11; 1 Пет. 1:18-20).
Авторитет Христа неотделим от авторитета Писания. Библия отрицает всякое учение, умаляющее центральное место Христа в Библии (Деян. 4:11-12) [14].
Масонская доктрина о Боге
Из устава Голубой ложи (иоаннитское масонство 1-3 степени):
«Условие для членства в ложе только одно – человек (мужчина) должен верить в Верховное Существо. Ни один атеист не может быть масоном» [15].
«Голубые ложи требуют от своих членов веры в Бога и ничего более (относительно дальнейших расхождений в религиях); христиане, евреи или мусульмане, – все могут быть членами лож» [16].
Поэтому масоны приглашают к своему алтарю людей всех религий, зная, что если они используют различные имена для «Безымянного с сотнями имен, они молятся Богу и Отцу всех» [17]. Масоны вносят свои корректировки в библейские тексты и читают их как бы наоборот [18]. Постоянной заботой «каменщиков» Италии было издание «исправленной Библии».
Имена Бога, используемые в ложах:
– Верховный Великий Мастер;
– Всевидящее Око;
– Верховный Разум Вселенной;
– Верховный Архитектор Вселенной.
Масоны не принимают доктрину о Троице, а поэтому для них не существует понятия божественности Христа. Имя Христа заведомо избегается во всех теологических писаниях, молитвах, поклонениях. Христос – великий учитель, философ, как Сократ. Христос в равной позиции с другими религиозными лидерами. «Истина была посажена в сердце Сократа и Иисуса, возросла и принесла плоды в других избранных жизнях» [19]. Только в некоторых начальных степенях (голубое масонство), где христианство в фокусе, позволяется произносить имя Христа.
Масоны используют следующие аргументы своего понимания доктрины о Троице:
а) Доктрина о Троице сознательно не принимается, с целью чтобы масонство не рассматривалось как религиозная организация.
«Масоны верят в свет, который доступен каждому. Верить в Троицу – значит признавать, что масонство – религия. Масонство – не религия, но Братство Человечества, универсальная любовь, конец религиозной вражды» [20].
б) Имя Христа сознательно исключается из некоторых библейских текстов, используемых в масонстве.
1) Когда 2 Послание фессалоникийцам 3:6-16 читается в степени Королевской Арки, имя Христа, ссылки на Него умалчиваются в стихах 6, 12.
2) Когда 1 Послание Петра 2:3-5 читается на церемонии открытия в Степени Мастера Марка (4-я степень), слова «Иисусом Христом» исключаются. Маккей заметил, что эта поправка «незначительная, по необходимости». Для христиан это не «незначительные поправки», но основное отступление. Без Христа нет и христианства. Масоны, заявляющие о своем христианстве и утверждающие, что всякая истинная религиозная деятельность может исключать Христа, и при этом уверять, что остаются христианами, – заблуждаются.
Библейская доктрина о Боге
Библия говорит о единственном, живом и истинном вечном Боге (Втор. 4:35; Ис. 44:6; Пс. 89:3; Иер. 10:10; Мк. 12:29-32; Ин. 17:3).
Библейские имена Бога:
– Эллохим, или Бог Всемогущий (Быт. 1:1);
– Иегова «Суверенный Бог» (Быт. 15:2; Исх. 6:3);
– Сущий (Исх. 3:14);
– Троица (Мф. 28:19);
Другие (Быт. 26:24; Быт. 49:24).
Для подтверждения библейской доктрины о Христе, уместно привести некоторые места Писания, свидетельствующие об Иисусе как Богочеловеке.
Полностью божественная природа Христа:
Ин. 20:28; Рим. 9:5; 1 Ин. 5:20 – божественные имена;
Ин. 1:1-2 – вечен;
Евр. 13:8 – неизменяем;
Мф. 28:20 – вездесущ;
Ин. 21:17 – всезнающ;
Мф. 28:18 – всевластен;
Ин. 1:1-3; Кол. 1:16 – проявляется в творении;
Ин. 2:1-11 – творил чудеса;
Мф. 9:4-8 – прощал грехи;
Ин. 5:27 – божественный суд;
Евр. 1:6; Фил. 2:9-10; Отк. 5:12-14 – достоин поклонения;
Наказание за отречение от Христа:
Лк. 6:26; 1 Ин. 2:23; Лк.9:26;
Деян. 4:18-20; 2 Кор. 4:7-11 (Апостолы действовали во имя Христа).
Человеческая природа Христа:
Фил. 2:5-8 – уничижение, смирение, послушание;
Мк. 4:38 – спал;
Мф. 4:2 – испытывал голод;
Ин. 19:28 – жаждал;
Ин. 11:35 – плакал;
1 Кор. 8:9; Мт.8:20; Ис. 53:3; Ин. 8:40 – был преследуем;
Ин. 19:1-18 – избиваем и распят.
Библия говорит о триедином, единосущном Боге Отце и Сыне и Святом Духе (Ис. 6:8; 48:16; Мф. 3:16-17):
– Бог Отец (1 Пет. 1:12; 1 Кор. 8:6);
– Бог Сын – Иисус Христос (Ин. 6:27; Рим. 9:5; Ин. 1:1; Ин. 10:30).
– Бог Дух Святой (Деян. 5:3-4; 1Кор. 3:16).
– Троица – хотя само слово и не упоминается, но Библия говорит в контексте (Мф. 28:19; Мк. 1:9-11; Втор. 18:15; Мк. 10:45; Мф. 28:18; Гал. 4:4-5; Ин. 18:36-37; ср.: Деян. 3:22; Евр. 7:23-27; Еф. 1:22; 7:37; 1 Ин. 2:1-2; 2 Тим. 4:18; Мф. 17:5; Мк. 1:14-15; Лк. 10:16; Ин. 1:17-18).
Масонская доктрина о человеке
1. Человек может совершенствовать свой характер и поведение различными способами, включая благотворительность, моральную жизнь и приверженность исполнению общественного долга.
2. Человечество имеет возможность пройти путь от несовершенства к полному совершенству.
3. Это моральное и духовное совершенство находится внутри мужчины и женщины, а не извне, оно может быть открыто посредством обучения. Маккей описывает прогресс подобно лестнице.
«Лестница – символ прогресса в трех основных принципах: Вера, Надежда, Милосердие. Этот пример соответствует продвижению от земли к небу, от смерти к жизни, от нечестия к высокой моральности. Начало лестницы – на начальном этапе ложи (низшие степени), – что представляет собой этот мир, и вершина ее на высших степенях Ложи, что символизирует Небеса» [21].
Маккей утверждает, что человеческая природа не греховна:
«Масонство не учит, что человеческая природа окончательно испорчена, как руины бывшего величественного здания. Многие думают, что человек когда-то был совершенным существом, но из-за страшной моральной катастрофы он стал грешным во всей своей природе, поэтому без чудесного сверхъестественного вмешательства или помощи извне он никогда не может исправить себя. Это учение крайне деформировано» [22].
Норман Винсент Пил свидетельствует:
«Человек также имеет внутреннюю жизненную силу, внутренний «жизненный и бессмертный принцип», как называют его масоны. Он еще не развился в полном совершенстве, и во многих людях вовсе находится в пассивном состоянии. Этот принцип может поднять человека из состояния смертного животного до существа бессмертного, сверхчеловеческого, богоподобного…» [23].
Библейская доктрина о человеке
Библия исключает всякую «внутреннюю жизненную силу» внутри человека, а также эволюционное совершенствование человеческой внутренней природы, потому, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23; ср.: Рим. 5:12; Быт. 8:21;
Рим. 7:18; Тит. 2:14; Еф. 2:8-9; Рим. 3:23; Рим. 5:12; Быт. 6:5; 8:21; Пс. 5:1-5; Рим. 7:18; Рим. 8:7-8; Еф. 2:1).
Библия отрицает, что человечество после грехопадения имеет совершенное начало внутри человека (1 Ин. 1:8; Рим. 3:23; Рим. 1:18-25).
Единственный путь присоединения к ложе – отрицание всего, сделанного Христом. Когда люди становятся масонами, во время ритуала к ним обращаются как к «находящимся во тьме, беспомощным и презираемым». О них говорят: «блуждающие в нечестии мира профанов», «ищущие нового рождения», «спрашивающие о сокрытой всеобщей правде» [24]. Это противоречит христианской вере в Истину.
Христиане верят, что существует только один Бог и Спаситель – Иисус Христос. Он и есть Истина (Ин. 1:1; Ин. 14:6). Христиане – дети Бога и не нуждаются в ином божественном учебнике кроме Библии (Ин. 1:12; 2 Тим. 3:16). Быть христианином значит доверять только делам Христа, Его спасению, совершенному на Голгофе, Его освобождению от власти греха (Ин. 1:29; 2 Кор. 5:21; Гал. 3:13; Еф. 2:8-9).
Причины, почему христиане отвергают масонство:
1. Масонство является синкретической религией: все боги поставлены на один уровень! [25].
2. Масонство носит абсолютистский характер, считая себя выше всякой религии.
3. Масонство критически относится к Библии, которая для них играет только символическую роль [26].
4. Масонство деистично по характеру взгляда на мир, считая, что после сотворения мира Бог не вмешивается в его жизнь.
5. Масонство поддерживает примитивный эволюционизм, считая, что условием изменения человека к лучшему является его развитие [27].
6. Масонство носит гуманистический характер: человек является добрым и работает над достижением совершенства. Сам человек является мерой всех вещей [28].
7. Масонство унитарно по своим взглядам на Бога. Они верят в единого Бога как строителя мирового масштаба, отрицая Его триединство.
8. Масонство – закрытая организация. Каждый член должен дать клятву о неразглашении информации.
9. Масонство носит гностический характер. Человек сам может познать добро (Быт. 3:5). Таким образом человеку необходимо пройти ряд уровней в процессе познания (это заменяет путь спасения) [29].
10. Масонство автономно: человек сам устанавливает этику и моральные нормы [30].
Масонство содержит в себе социалистический момент, утверждая, что спасение и мир следует ожидать от «братства».