Виртуальный дом 2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ГОБЛИН ПРОДЖЕКТ » Всё о Гоблинах


Всё о Гоблинах

Сообщений 1 страница 10 из 98

1

На данной ветке представляется вся информация о Гоблинах.
На сегодня, существуют две версии, относящиеся к формированию понятия об этом фэнтазийном народе, сформированные в Англии и России.
Для начала, представим Английскую версию.

0

2

Английская версия в наиболее полном виде изложена на сайте Бестиарии. http://www.bestiary.us/goblin.php
Гоблины (англ.: Goblins, франц.: Goubelin)
         Согласно Оксфордскому словарю английского языка в низшей мифологии Западной Европы термин "Goblins" обозначает озорных уродливых демонов и ведет свое происхождение от слова Gobelinus, зафиксированного еще в XII в. и именовавшего духа, который обитал в окрестностях Эвре. (14), (123)
          "Паскудное человекообразное творение, проживающее под землей, не переносящее солнечного света, рыскающее по ночам. Этимология: немецкий kobold, французский goubelin. В Нормандии матери до сих пор пугают непослушных детей, говоря: "le goubelin vous empotera" — гоблин вас заберет. Гоблины, кобольды и другие не менее отвратные подземные и враждебные людям существа, порождены известными в нордической мифологии Черными Эльфами (Svartalfar, см."Дроу").
          В английской народной демонологии гоблин играет однозначно несимпатичную роль. Даже для чародеек общество гоблинов неприятно и обременительно, а для людей гоблин — просто проклятие, кара Господня. Он обожает насылать мучительные ночные кошмары, нервировать учиняемым шумом, переворачивать крынки с молоком, разбивать куриные яйца в курятниках, выдувать сажу из печи в только что прибранную избу, в самые неподходящие моменты задувать свечи. Его излюбленные "шуточки" — науськивание на людей и имущество мух, комаров, ос и шершней. О том, что он мочится в молоко, англосаксонские источники не упоминают, но не думаю, чтобы гоблин упустил подвернувшуюся оказию: увидев крынку с молоком он, вне всякого сомнения, "отольет" в нее." (49)
         Также гоблины — "неотъемлимые персонажи многих произведений Дж.Р.Р.Толкина, выполнявшие в них весьма различные функции.
          Насколько нам известно, в творчестве Толкина термин "гоблины" впервые появился в стихотворении "Шаги гоблинов" (Goblin Feet), родившемся в апреле 1915 г. Это стихотворение он написал для Эдит, которой нравились "весна, цветы, деревья и крошечные эльфики" (124). В нем описаны миниатюрные сказочные существа, спешащие куда-то по своим волшебным делам по ночной дорожке. Существа, настолько симпатичные и загадочные, что поэт всей душой стремится им вослед. В стихотворении использовано несколько различных наименований этих существ: гоблины (goblins), гномы (gnomes) и лепреконы (leprechauns). Можно было бы предположить, что разговор в каждом случае идет о разных существах, входящих в одну компанию, однако, древне-английский заголовок данного стихотворения (Cumaþ þá Nihtielfas) дословно переводится как "Шаги ночных эльфов", что свидетельствует о том, что по крайней мере эти два термина в рамках данного стихотворения являются синонимами. По-видимому, в начале своей творческой деятельности Дж.Р.Р.Толкин не проводил особых разграничений между различными представителями волшебного народца и, подобно многим писателям-сказочникам Западной Европы, представлял их в виде маленьких насекомоподобных крохотулек. Однако вскоре точка зрения Толкина на гоблинов, как и на миниатюрность волшебного народца, начала претерпевать радикальные изменения, и в конце жизненного пути в 1971 г. он говорит о своем раннем поэтическом опыте едва ли не с досадой: "Хотелось бы мне на веки вечные похоронить злосчастный стишок, воплощающий все то, что я (очень скоро) пламенно возненавидел" (125).

0

3

В начале воплощения своего грандиозного замысла Мифологии для Англии Толкин отводил термину "гоблин" чрезвычайно важное место. В самых ранних набросках к Словарю квэнья (весна 1915 г.) он расшифровывает слово "noldo" как "гоблин", а термин "noldomar" соответственно как "земля гоблинов", таким образом, гоблинами первоначально назывались те существа, которые известны нам по поздним текстам Профессора как эльфы нолдор (Qenya Lexicon). И лишь впоследствии вместо термина "гоблин" Толкин стал использовать слово "гном" (gnome), а гоблинами стал называть иных созданий.
             Уже в первых из сохранившихся текстах "Книги утраченных сказаний" гоблины представлены в качестве злых существ, иначе называемых орками. Вместе с прочей нечистью (дварфами, ограми и великанами) они были созданы Мэлько и исполняли его волю и волю его ближайших слуг.
               Работая над "Хоббитом" (ок. 1930), детской сказкой, которая первоначально не имела ничего общего с легендариумом Арды, Толкин ввел гоблинов и в это произведение. "Такие истории... прорастают подобно семечку в темноте из лиственного перегноя, накопившегося в уме" — говорил Профессор, и, как отмечает Х.Карпентер, "мы еще можем различить очертания кое-каких отдельных листьев: поход в Альпы в 1911 году, злые гоблины из книг о Курди Джорджа Макдональда" (124). Да, "точкой кристаллизации" для создания образа гоблинов, по всей видимости, послужили сказки англо-шотландского детского писателя Джорджа Макдональда (1824-1905) "Принцесса и гоблин" (1872) и "Принцесса и Курди" (1883), которые Толкин хорошо знал и очень любил в детстве (124). Макдональд подробно описал удивительный народ, живущий в горных пещерах. Люди именовали их гоблинами, но некоторые называли их гномами (gnomes), а кое-кто — кобольдами.
              О происхождении этого народа Макдональд сообщает следующее. Некогда они жили на поверхности земли и были очень похожи на других людей. Но король, владыка тех земель, по какой-то причине стал обходиться с ними с излишней суровостью. То ли он обложил их слишком тяжкими, по их мнению, налогами, то ли потребовал от них выполнения ритуалов, которые им не нравились, как бы то ни было, все они однажды исчезли. Однако, вместо того чтобы уйти в какую-нибудь другую страну они нашли убежище в подземных пещерах, откуда выходили лишь по ночам, чтобы не попадатья на глаза людям.
                   Живя вдали от солнца, в холодных, сырых и темных пещерах в течение нескольких поколений, гоблины Макдональда значительно изменились. Хотя они оставались вполне антропоморфными, внешность их стала причудливой и даже гротескной. Они невысоки и непропорционально сложены, самый рослый и статный из них имеет рост в четыре фута (122 см), а в ширину 3,5 фута. Пальцы рук у них короткие и толстые, без ногтей. На ногах же у большинства из них вовсе нет пальцев. Те же из них, что имеют пальцы на ногах, стыдятся этого и всячески стараются скрывать этот факт. Ступни у них очень мягкие, нежные и уязвимые, но несмотря на это они не носят обуви, считая это немодным. Лишь королева в знак своего достоинства ходит в тяжелых гранитных башмаках, по форме напоминающих французские сабо (на самом деле они нужны ей для того, чтобы скрыть свое уродство — у нее на ногах растет по шесть пальцев). Лица гоблинов Макдональда так же уродливы, как и их тела. Об этом можно судить по описанию внешности королевы: утолщенный на конце нос, глаза расположены ассимитрично, рот маленький, но когда она улыбается, растягивается от уха до уха, а уши расположены возле щек.
                  Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.

0

4

Они умели пользоваться огнем, жгли костры и освещали пещеры с помощью факелов, занимались горными работами, рыли и бурили тоннели, а также добывали камни и металлы, хотя и никогда не торговали ими. Работали они всегда только по ночам, чтобы как-нибудь ненароком не столкнуться с людьми. Днем же они спали. В своих пещерах гоблины Макдональда содержали разнообразных животных, предками которых были некоторые домашние животные, а также лисы, волки и маленькие медведи. Со временем эти животные неузнаваемо изменились внешне, а некоторые из них даже стали в чем-то походить на человека. Люди, мельком видевшие в горах странных уродливых животных, частенько принимали их за гоблинов, и по-видимому, в основном именно такими случаями можно объяснить рассказы о чрезвычайной уродливости гоблинов Макдональда, которые все-таки не настолько сильно отличались от людей, насколько говорится в некоторых описаниях. Своих овец гоблины выводили по ночам пастись на открытом воздухе, но только в наименее посещаемых и самых труднодоступных участках гор. Питались гоблины, по-видимому, в основном мясом, но иногда им удавалось добывать на близлежащих людских фермах сливки и сыр, которые считались у них деликатесами.
                            Гоблины Макдональда жили моногамными семьями в отдельных пещерах с несколькими помещениями. Их общественное устройство, насколько это можно понять из текста книги, было достаточно простым. Основу общества составляли, по-видимому, лично свободные гоблины, во всяком случае, понятия "рабство" у них не отмечено. Во главе государства стоял король, власть которого передавалась по наследству. В решении государственных вопросов ему помогал канцлер и другие члены правительства. В обсуждении же государственных вопросов принимали участие и простые гоблины.
                            Гоблины Макдональда не были абсолютно злыми существами, у них осталось достаточно привязанности друг к другу, чтобы не проявлять жестокость ко всем, кто им попадется, ради самой жестокости. Тем не менее, они постоянно лелеяли старинную наследственную неприязнь к тем, кто занял их прежние владения и особенно к потомкам того короля, который стал причиной их изгнания. Поэтому гоблины пользовались любым удобным случаем чтобы досадить людям и действовали при этом весьма изощренными, хитрыми и коварными методами, какие только могли выдумать. К людям они относились не только неприязненно, но даже презрительно, считали их слабыми и недостаточно выносливыми. Внешность людей они считали ущербной, особым насмешкам с их стороны подвергалась такая отличительная особенность людей, как пальцы на ногах. Однако, следует отметить существование брачных союзов между гоблинами и людьми. Так, первой женой короля гоблинов была женщина из людей, которую король любил и почитал. После рождения сына женщина умерла, оставив в наследство принцу три пальца на ногах (один на одной ноге и два на другой), а последующим королевам — традицию носить обувь. Хотя гоблины и считали эту женитьбу самым глупым поступком короля, наследный принц тоже пожелал себе в жены девушку из людей — ни много ни мало, как принцессу.
                         После неудачи с похищением принцессы много гоблинов погибло во время наводнения пещер. Большая часть спасшихся вскоре покинули страну. Те же, кто остался, со временем приобрели более мягкий характер и стали очень похожи на шотландских брауни. Их черепа стали мягче, как и их сердца, а ступни ног стали тверже, и постепенно они стали более дружественны к жителям гор и даже к рудокопам.

0

5

Из приведенного описания видно, что гоблины из "Хоббита" и гоблины Макдональда в самом деле имеют много общих черт. Сам Толкин об этом писал:
            "они не являются полностью моим изобретением — многое, я думаю, почерпнуто из традиции гоблинов у Джорджа Макдональда, за исключением мягких ступней, в которые я, кстати, и не верил никогда."
            Letters, №144
            Однако развитие "Хоббита" постепенно вело к его срастанию с легендариумом Арды, гоблины обретали все новые пугающие черты и из вредного, но довольно забавного, народца превращались в армию злобных и яростных солдат Врага, иначе называемых орками. В конце концов результирующий образ очень далеко ушел от образа гоблинов Макдональда, что дало Толкину основание утверждать:
               "лично я предпочитаю слово "орки" — ведь у меня и правда выведены орки, а никакие не гоблины; кроме того, к гоблинам Дж.Макдональда они никакого отношения не имеют."
            Letters, №151
           Гоблины присутствуют и в некоторых из так называемых "малых" произведений Толкина. Так в сказке "Роверандом" песик, превращенный злым волшебником в игрушку, встречает в своих странствиях множество причудливых созданий, и, в частности, крохотных морских гоблинов, которые катаются верхом на морских коньках, охотятся на рыб, дерутся и постоянно враждуют с морскими фэери, а во время бури любят выплывать на берег и резвиться в прибое.
           В "Письмах Рождественского Деда" гоблины обитают в пещерах на Северном Полюсе. Эти каверзные создания воюют с Дедом Морозом и воруют у него подарки. Они ездят на летучих мышах и на драсилях (карликовых лошадях, похожих на таксу). Стены их пещер украшены множеством рисунков, изображающих, в основном, их самих, и надписей, имеющих отношение к черной магии.
       
Источники:
Oxford English Reference. The concise Oxford dictionary of current English. — 8th ed. (14)
Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта (49)
Виноходов Д.О. "Гоблины. Орки." (123)
Карпентер Х. "Дж.Р.Р.Толкин: Биография" — М.: "ЭКСМО-Пресс", 2002 (124)
History of Middle-earth (HoME-I "The cottage of lost play"; X "Gilfanon’s tale") (125)
MacDonald G. "The Princess and The Goblin" (126)
Дж.Р.Р.Толкиен "Письма рождественского деда" (127)
Дж.Р.Р.Толкиен "Роверандом" (128)

В основу текста положена статья Виноходова Д.О. "Гоблины. Орки."

Подготовка статьи: KOT

0

6

А теперь Российская версия. Сайт "Гиперборея.Сибирская Прародина."
http://hyperbor.narod.ru/www/hhsled.htm

         Один из современных исследователей Гипербореи доктор философии В.Н.Демин совершенно справедливо, на мой взгляд, считает, что подземные города могли начать строить народы лишь под угрозой замерзания [ 24 ]. От лютого холода можно было спастись под землей и гиперборейские народы обрели культуру строительства подземных городов. Не случайно, известные к настоящему времени подземные и пещерные города Грузии, Крыма, Сарыкамыша трассируют путь из Малой Азии на север, где обнаружены какие-то загадочные отверстия в земле, лучше сказать - входы под землю. Один такой вход был обнаружен экспедицией А.В.Барченко на Кольском полуострове в 1922 году, другие издавна известны на западе Якутии в бассейне Вилюя. В Якутии это не просто норы, а некие заглубленные бронзовые сооружения, называемые якутами олгуями. В некоторых из них много комнат, где тепло, как летом. Правда смельчаки, ночевавшие там, начинали болеть, если же ночевали несколько ночей - то умирали. В другой очевидцы видели лежащими каких-то “шибко худых, черных, одноглазых людей в железных одеждах” [ 59 ]. Притоки Вилюя, на которых много таких олгуев, якуты называют “Олгуйдах” - “Котельная”. Сейчас там, по сообщению Юрия Михайловского и Александра Гутенева, запретная зона даже для пролета самолетов.
          На Руси предания о народе, исчезнувшем под землей на краю света, известно издревле. “Лопь белоглазая”, “чудь подземная”, “дивьи народы” назывались эти люди в северных преданиях.
         В Начальной летописи под годом 6604-м (1096) Нестор приводит записанный им от третьего лица рассказ новгородца Гюряты Роговича: Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую. Югра же - это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: “Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идет он и дальше на север”[ 23, С.146-147 ].

0

7

Как минимум, в двух отношениях рассказ Гюряты Роговича весьма примечателен: во-первых, как свидетельство очевидцев существования подземного народа всего-то 900 лет назад, что составляет тридцать поколений. А во-вторых, как указатель месторасположения тех гор, в которых укрылся “дивий народ”.
                      Если Югрой считать современный Югорский полуостров, то на роль этих гор может претендовать Пай-Хой. Если же считать Югрой традиционное северное Приобье, и если учитывать, что именно здесь с Югрой соседствует самоядь, то окажется, что других гор кроме Бырранга, выходящих к морю, восточнее Урала нет. Горы эти достаточно высоки, чтобы соответствовать описанию Гюряты Роговича.
                       Путь, подходящий к этим горам с юга, труднопроходим из-за пропастей. Южнее гор Бырранга действительно размещается плато Путорана с такими крутыми каньонами, что эти пропасти делают путь чрезвычайно труднопроходимым, если не более того. И лишь одна Великая Трансэвенкийская тропа пересекает это плато, проходя по водоразделам рек. Тропа эта весьма примечательна тем, что проходя от Саян через Ангару и по Лено-Енисейскому междуречью пролегает с юга на север через плато Путорана и идет дальше на Таймыр и в горы Бырранга. Где-то между Вилюем и Нижней Тунгуской эта тропа проходит возле якутских олгуйдахов [ 60 ]. По-видимому, именно этот путь служил сухопутной тропой великого переселения народов из замерзающего Таймыра в восточные районы Азии.
                        А на северном окончании этой тропы и западнее по побережью Карского моря мы сталкиваемся с чрезвычайным обилием гидронимов типа Хета, Хетта, Кета, Кеть. Здесь же и наша знакомая Хатанга. Логично предположить, что именно с берегов этих рек начинался миграционный путь хаттов и позже хеттов, киммерийцев, скифов и многих других народов-скитальцев.
                       Где пролегал этот путь в направлении юго-запада на Кавказ и в Причерноморье еще предстоит выяснить. Возможно, здесь и не было тропы, аналогичной Трансэвенкийской, а было несколько субпараллельных троп. Во всяком случае, на карте Западной Сибири тобольского воеводы Петра Годунова, имеется минимум три волоковых тропы. Кроме того, возможно, при миграции на юго-запад переселенцы активно использовали крупные реки Енисей и Обь. Судя по тому, что кеты, возможный осколок хурритской миграции, до сих пор активно используют парус в своих плаваниях по Енисею, реки переселенцами использовались.
Источники:
23.Ключников С.,Щербаков В. Беловодье: истоки легенды.//”Чудеса и приключения”,№11,-1996.
24.Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М.: “Вече”,-1997.-560 с.
59.Михайловский Ю., Гутенев А. Тайны “Елюю Черкерех” - якутской долины смерти.// “Чудеса и приключения”.-№5,-1996.-С.44-47.
60.Утенков Д. Записки тунгусофила.// “Чудеса и приключения”,-№9.-1998,-С.50-52.

0

8

Словарь «Русские суеверия»
Дивьи люди, дивьи народы

        Д'ИВЬИ Л'ЮДИ, Д'ИВЬИ НАР'ОДЫ — люди или народы фантастического облика.
        «Царь Александр Македонский от этих дивьих народов не струсил» (Сарат.).
         Дивьи люди (не всегда, впрочем, так именуемые) населяют отдаленные и труднодоступные, а также «сказочные» области мира. Ср.: «Бачко посылает по живую, по молодую воду за тридевять земель, в тридесятую землю, за белое море — в дивье царство» (Арх.). Крестьяне Архангельской губернии полагали, что «на восточной стороне земли находится теплая сторона, в которой, ближе к нам, живут православные христиане, за ними арабы, за теми маленькие (карлики) и одноногие люди». К «удивительным» (ч'удным и чудн'ым) народам могли относиться также циклопы, кинокефалы (люди с песьей головой), антиподы, существа, напоминающие кентавров, и пр.
         В уральских поверьях первой четверти XX в. дивьи люди, обитающие в недрах гор, «дивно прекрасны и мудры»: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят меж людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белосудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит. Мужики в тех местах знают все, что скрывается большевиками» <Ончуков, 1928>.
          В 1926 г. на Урале записан рассказ «о старике из дивьих людей». Он растолковывает едущему на съезд коммунисту знамения грядущих бед: увиденные на дороге мешок с зерном, «кадь, полную крови», и гроб: «Едет, нагоняет старика небольшого роста с батожком. „Путь дорога“, — говорит коммунист. „Довези меня“, — просит старик. „Нет, — отвечает коммунист, — не могу посадить, лошадь устала“. „Все-таки ты меня посади, — говорит старик, — скорее доедешь“. Коммунист посадил старика. <...> Едут, старик и спрашивает: „Ты чего не видал ли дорогой?“ — „Видел“, — говорит партиец и рассказывает, что видел. „Это знамения вам. <...> Мешок с хлебом предвещает большой урожай. Кадь с кровью — страшную, кровавую войну на полсвета, в крови плавать будете. Но хлеб тогда еще будет. А будет еще хуже: это гроб — голод, мор и люди будут так умирать, что некому будет и хоронить друг друга. Гроб от кади ближе по дороге, чем кадь от мешка, — это мор от войны ближе по времени, чем война от урожайного года“. Приехали в город, на Пушкинскую улицу в чрезвычайку, и коммунист посадил старика пока что в чижовку, а когда его хотели допросить, он исчез» <Ончуков, 1928>.
         Текст печатается по книге: *Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000. — 672 с.* В комментариях в HTML-документе указаны страницы.

0

9

НЕЧИСТЫЕ НАРОДЫ, или ДИВЬИ ЛЮДИ
        ДИВЬИ ЛЮДИ, дивовища — так назывались у русских книжников допетровской Руси дивные, чудные, зверообразные, баснословные народы или люди, жившие, будто бы, в Индии и в других отдаленных странах, как, например, пигмеи, великаны, люди с хвостами, с песьей головой, об одном глазе, без головы и с лицом на груди, с большими ушами, которыми могут прикрываться, когда спят; об одной ноге, с такой большой ступней, что могут заслоняться ею от солнца и т. п. Рассказы о подобных уродливых людях можно встретить еще и теперь у многих дикарей в Африке, Америке, Сибири; с давних пор они были в ходу на Востоке, особенно в Индии и Персии. Ктезий, греческий врач, живший при персидском дворе в VI в. до Р. X., собрал большое число таких рассказов в своем сочинении об Индии; позже число их еще увеличилось, благодаря Мегасфену, бывшему послом в Индии при преемниках Александра Македонского. Подобные рассказы ходили с давних пор и у греков; у Гомера мы находим известия о пигмеях, живущих у истоков Нила и сражающихся с журавлями, о великанах-людоедах, лестригонах и др. Геродот, посетивший в V в. до Р. X. эллинские колонии на северных берегах Черного моря, собрал там новые рассказы – об аримаспах (с одним глазом), о плешивых агриппеях, о неврах, превращающихся в волков, и т. д. Более осторожные и скептические писатели классической эпохи смеялись над такими рассказами и считали их продуктами фантазии; но другими (Плиний) они повторялись и особенно пришлись по вкусу средневековым компиляторам. Многие отцы церкви тоже интересовались известиями о таких людях и обсуждали вопрос – считать ли их настоящими людьми, происшедшими от Адама и имеющими душу, или животными, представляющими только некоторое подобие человека. В течение средних веков появилось несколько литературных произведений, в которых рассказы о Дивьих людях занимали одно из главных мест. Таковы: «Александрия», или повесть об Александре Македонском, в которой описывались подвиги Александра и его победы над разными народами Востока, «Сказание или Послание об Индии богатой», в котором описывались удивительные произведения и чудные звери и люди этой страны; «Книга Чудес» («Livre des Merveilles»); «Луцидариус», или «Просветитель», с разными научно-популярными сведениями того времени; многие энциклопедии и т. д. Торговые сношения с отдаленными странами Востока и путешествия туда миссионеров и торговцев еще более способствовали распространению подобных рассказов, принимавшихся без критики и соответствовавших духу времени. Появились и изображения таких Дивьих людей, на миниатюрах различных рукописей, а некоторые образы таких дивовищ тесно сплелись с христианскими легендами, напр.: о племенах Гог и Магог, которые «заклепаны» Александром Македонским, но явятся при конце мира для истребления человечества; о «псиголовцах», которые будут играть роль при Страшном Суде; о мученике Христофоре с песьей головой, «из страны человекоядец» и т. п. Известия о Дивьих народах мы встречаем у Марко Поло, у Одерико де Парденоне, и в особенности у Мандевиля (XIV в.), рукописные описания действительных и мнимых путешествий которого часто украшены массой миниатюр, с изображением чудных стран, зверей и людей. Сведения о таких людях находятся также в надписях и изображениях на многих картах, например, на так называемой Каталанской, 1375 г., Фра-Мауро, XV в., и др. Позже, в XVI в., те же известия переходят в космографии (напр. Себастьяна Мюнстера, выдержавшую массу изданий) и продолжают повторяться в них и в XVII в. В XVIII веке большая часть их исчезает, но зато путешественниками доставляются другие (о человекоподобных обезьянах и т. п.), приводимые многими писателями, например, де Маллье, даже Линнеем и другими натуралистами. Некоторые известия подобного рода, например о хвостатых людях, продолжают появляться изредка и в нынешнем столетии, даже, можно сказать, до последнего времени. В Россию известия о Дивьих людях пришли с Запада, через посредство Византии, югославянских стран, позже – Польши, а также из западной космографий. Известно несколько экземпляров «Книги о Христе» (христианской топографии) Козьмы Индикоплова, «Александрии» и «Луцидария» в русском переводе, украшенных лицевыми изображениями дивовищ; некоторые из них перешли в лицевые Апокалипсисы, в картины Страшного Суда и т. д. Насколько интересовались наши предки подобными известиями, видно из того, что последние входили неизменно в так называемые «Азбуковники», или толковые словари, а иногда и выбирались из словарей в отдельную статью: «О людях дивных». Сношения русских людей с Югрой и с жившими за ней народами (до завоевания Сибири) и далекие плавания на Север новгородских мореходов привели и у нас к возникновению рассказов, и притом совершенно оригинальных, о разных чудных вещах в отдаленных странах и о живущих там дивных или зверообразных людях. Особенно замечательно в этом отношении сказание: «О людях неведомых в Восточной стране», сохранившееся в нескольких списках XV – XVIII вв. и возникшее, по-видимому, еще ранее, на Севере, в среде новгородских промышленников и торговых людей. Здесь приводятся известия о разных видах «самояди», живущих за Югрой, «над морем» или «вверху Оби реки великия», в стране «Баид», – о людях сами себя «ядущих», замерзающих на зиму, со ртом на темени, «ходящих под землей» и т. д. Некоторые сведения о «зверообразных» людях в Сибири приведены также в русских космографиях XVII в., а равно сохранились в некоторых отписках сибирских воевод, передающих «сказки» допрошенных по поводу разных слухов лиц.
              «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»

0

10

Информация с Сайта "Земля до Потопа:Исчезнувшие континенты и цивилизации" http://www.dopotopa.com/divyi_ludi_voloty.html
Дивьи люди, волоты. Часть 1. Дивьи люди
Что представляли собой дивьи люди?
                 Дивьими людьми у русских книжников допетровской Руси назывались дивные, чудные, зверообразные, баснословные народы или люди, как будто бы жившие в Индии и других отдаленных странах. К ним относились пигмеи, великаны, люди с хвостами, с песьей головой, с одним глазом, без головы и с лицом на груди, с большими ушами, которыми можно было прикрываться, с одной ногой с большой ступней, которой можно было заслоняться от солнца, и другие. Рассказы о подобных уродливых людях можно было услышать еще в конце XIX в. у многих народов Африки, Америки, Сибири; с давних пор они были распространены на Востоке, особенно в Индии и Персии – их собрали греческий врач VI в. до н.э. Ктезий, посол Индии времен преемников А.Македонского Мегасфен и другие древнегреческие авторы.
                Многие отцы церкви интересовались известиями о дивьих людях и обсуждали вопрос — считать ли их настоящими людьми, происшедшими от Адама и имеющими душу, или животными, представляющими только некоторое подобие человека.
Дивьи люди, люди Чжуань-сюя и Ди Ку, фоморы и некоторые ракшасы – один и тот же народ?
                 К дивьим людям, по-видимому, можно отнести людей китайских легендарных императоров Чжуань-сюя и Ди Ку (племен сань-мяньиби трёхликих и одноруких, мэншуанши – сросшихся и др.), а также его современников полулюдей-полусобак племени Мяо. На них также были похожи фоморы (одноглазые, однорукие и одноногие великаны, и великаны с бесформенной чудовищной внешностью и разным количеством глаз и конечностей), некоторые ракшасы (одноглазые существа с одним или несколькими огромными ртами и ушами, напоминающими раковины, а также представлявшие собой бесформенные глыбы мяса с зияющей пастью посередине и одним глазом в груди), а также циклопы. Возможно, это были представители одного и того же народа, известные под разными наименованиями.
Лестригоны, аримаспы, агриппеи, невры
                  У Гомера можно найти информацию о великанах-людоедах лестригонах. Геродот, посетивший в V в. до н.э. эллинские колонии на северном побережье Черного моря, собрал там новые рассказы — об аримаспах (с одним глазом), о плешивых агриппеях, о неврах, превращающихся в волков, и т. д.
                   С лестригонами столкнулись Одиссей и его спутники, когда их корабли подплыли к «высокому городу» Ламоса. Одного из посланных Одиссеем на разведку спутников проглотил царь лестригонов Антифат. Потом Антифат позвал других лестригонов, которые стали уничтожать корабли, бросая в них со скал огромные камни. Людей они нанизали на колья и унесли на съедение в город.
                   Гомер упоминал, что лестригоны жили у вод источника Артакии, а географы указывали, что Артакия находилась у Кизика. По Феопомпу, лестригоны жили на Леонтинской равнине (Сицилия). По другим источникам, на Леонтинской равнине жили киклопы. По Кратету, лестригоны живут на севере, где краткие ночи (Википедия)
                  Впервые в Греции узнали об аримаспах во второй половине VII в. до н.э., когда греческий поэт и путешественник Аристей из Проконесса (совр. о-в Мармара в Мраморном море) совершил путешествие в далёкую Скифию, а прибыв обратно, написал эпическую поэму "Аримаспея", описывая в ней земли, которые посетил. Аристей сообщил о некоем племени, представители которого имеют только один глаз, а в остальном ничем не отличаются от прочих людей. Также этот народ находился в постоянной вражде со своими соседями: племенем исседонов на юге и грифонами, которые охраняли золото (стерегущими золото грифами) на границах Гиперборейских гор. "Аримаспея" не сохранилась до нашего времени, однако эти сведения известны в передаче Геродота:
"Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифоны, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину." (Бестиарий)

Агриппеями Геродот называл народ, живший около Каменных гор (предположительно, Уральских). Он описывал их плешивыми и плосконосыми. До поселений агриппеев направлялись караваны из Черномории. Их северные соседи спали полгода (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
                      Нёвры, невры — древний народ (этнос) со своими царями, входивший во времена Геродота в союз царств Северной Скифии. По свидетельствам Геродота: « Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами» (Геродот. История. 1У.100). Это территория несколько севернее скифов-пахарей, что чаще ищут в верховьях Днестра, Южного Буга и бассейне Припяти (свободная русская энциклопедия "Традиция")
Описание и изображения дивьих людей в средневековой литературе и картах
                       В течение средних веков появилось несколько литературных произведений, в которых рассказы о дивьих людях занимали одно из главных мест. Таковы: "Александрия", или повесть об Александре Македонском, "Сказание или Послание об Индии богатой", "Книга Чудес" ("Livre des Merveilles), "Луцидариус" или "Просветитель", с разными научно-популярными сведениями того времени, многие энциклопедии и т. д. Появились и изображения дивьих людей на миниатюрах различных рукописей, а некоторые образы дивьих людей тесно сплелись с христианскими легендами, например о племенах Гог и Магог, которые "заклепаны" Александром Македонским, но явятся при конце мира для истребления человечества; о "псиголовцах", которые будут играть роль при Страшном Суде, о мученике Христофоре с песьей головой, "из страны человекоядец" и т. п.
                       По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами.
                       Известия о дивьих народах встречаются у Марко Поло, Одерико де Парденоне, Мандевиля (XIV в.). Сведения о таких людях находятся также в надписях и изображениях на многих картах, например Каталанской, 1375 г., Фра-Мауро, XV в., и других. Позднее, в XVI в., те же известия переходят в космографии (напр. Себастьяна Мюнстера, выдержавшую массу изданий) и продолжают повторяться в них и в XVII в. Некоторые известия подобного рода, например о хвостатых людях, продолжают появляться изредка и в XVIII и XIX столетиях.

0


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ГОБЛИН ПРОДЖЕКТ » Всё о Гоблинах