В 1620 году Андреэ учредил общество розенкрейцеров «Fraternitas Christiana», для пропаганды своего учения. Уже два года шли общеевропейская Тридцатилетняя война, и его общество, к тому же совершенно чуждое мистицизма, совершенно не имело успеха. Позднее Андреэ доказывал в уже подписанных трактатов, что его три сочинения 1613–1616 годов не более, чем мистификации, памфлеты, пародирующие человеческую страсть его эпохи ко всему чудесному и мистическому. Было поздно. Существование братства розенкрейцеров никогда не подвергалось сомнению.
В 1622 году в Гааге было создано общество мистиков и алхимиков, под названием Братство Розенкрейцеров с отделениями в Гамбурге, Данциге, Нюрнберге, Амстердаме, Венеции и многих итальянских городах. Основатели общества объявили себя истинными розенкрейцерами и последователями Христиана Розенкрейцера. Вокруг них со всей Европы собрались романтики, мечтатели, мистики и алхимики. Общество возбудило огромное любопытство во всех европейских странах. Началось издание многочисленных эзотерических трактатов, всегда находивших покупателей. Никто, правда, не занимался изучением самого Братства, проблемами его преемственности, каковы их действительные знания и тайны. Некоторые ученые делали заявления, что общество зарабатывает деньги на распространение ложных богословско-медицинских учений, но их никто не слушал. Появилось множество желающих вступить в Братство. По всей Европе стали быстро создавать ложные общества розенкрейцеров, привлекая новых членов раскрытием тайн алхимии, философского камня, эликсира жизни. Всех желающих тут же принимали на первую ступень ученика и собирали вступительные взносы. Появились тысячи людей, называвших себя розенкрейцерами, или веривших, что они розенкрейцеры. Они собирались на советы, проводили съезды. Их легитимность ничем не удостоверялась. Все новые общества уверяли, что они связаны и активно сотрудничают с учениками Христиана Розенкрйцера, и постоянно посвящаются в сокровенные тайны. Больше всех собрали новых членов и взносов наиболее самоуверенные и наглые группы, те, кто лучше всего владел приемами шарлатанства. Споры о характере, происхождении, целях и задачах братства розенкрейцеров, их истинности и ложности, начались с первой трети XVII века и не утихают до сих пор. Подлинная история братства стала легендарной и многослойной. До сих пор считается, что братство розенкрейцеров, имея множество членов во всех европейских странах, сумело в течение четырехсот лет и более сохранить особую секретность. Достоверная информация о философских взглядах, тайнах жизни и политических целях истинного братства розенкрейцеров до сих пор считается недоступной. Сами розенкрейцеры писали:
«Хотя мы и обогатили и наполнили своим учением все страны, удалив из них неисчислимые беды, никогда бы ни стали никому известны, не на то Божья воля. Всякий, кто захочет вопреки Божьему соизволению извлечь для себя пользу из наших благих дел, тот только напрасно потратит свою жизнь в наших поисках, так и не отыскав Братства Розы и Креста».
Розенкрейцеры Тигрик, Гоблин
Сообщений 41 страница 47 из 47
Поделиться412012-12-17 00:12:50
Поделиться422012-12-17 00:13:15
Истинные розенкрейцеры объявили одну из главных идей своего учения: «В человеке всегда есть Божественная искра, происходящая от Бога и попавшая в материальный мир жизни и смерти; она будет находиться там до тех пор, пока человек не проснется от духовного сна». Смешение божественного и духовного объясняет двойственность земного человека. Находясь в плену смертной природы, человек страдания, избавиться от которых может, вырвавшись в божественное бессмертное начало. Земля – центр космоса и состоит из земли, воды, воздуха и огня. Вокруг земли – семь планетарных сфер и сфера Демиурга; над ними – божественная область света и Абсолют. Бог, человек и природа взаимосвязаны и взаимозависимы. Человек только тогда поймет себя, когда обладает всеми высшими знаниями. Познание переходит в самосовершенствование. Мировая история двойственна – духовна и материальна. Конце света – гибель мира, разделение, наконец, слитых добра и зла и уничтожение зла и полное восстановление человеческого и божественного в личности каждого человека.
Многие выдающиеся мыслители и ученые XVII и XVIII веков пытались найти истинное Братство розенкрейцеров, но безуспешно. Самыми важными задачами общества считались приход к государственной власти выдающихся философов, изменение религии и науки на основе философии, совершенствование человека и общества с помощью тайных знаний. Розенкрейцерами считались выдающиеся мистики Агриппа Неттсгейнский (1486–1535), Парацельс (1493–1541), Нострадамус (1503–1566).
В середине XVIII века общество розенкрейцеров переплелось с Высшими масонскими ложами. В их учении и деятельности преобладали идеи нравственного усовершенствования, черная магия, алхимия, поиски эликсира жизни и философского камня. Учение розенкрейцеров оказало большое влияние на масонство, многие ложи которого стали заниматься эзотерическими проблемами. В одной из книг, вышедших в XVIII веке в Берлине, назывались некоторые принципы розенкрейцеров того времени:
«При вступлении в общество член избирает себе условное имя, которое он должен изменять при любом переезде из одной страны в другую.
Прежнее правило о непринимании папистов в братство отменяется.
Всякий брат обязан скорее умертвить себя, чем выдать тайну братства.
Никто из братьев не должен открывать посторонним об имеющихся у них богатствах».
Поделиться432012-12-17 00:13:37
В период взаимодействия розенкрейцеров и высших масонов опять появилось множество самозваных и ложных обществ, сохранивших только их внешнюю форму. Их основной целью было «обирание легковерных и корыстолюбивых людей, а также сбор разных сведений для личных целей».
В период правление Екатерины Великой, общество Золотой Розы и Креста было создано в Москве, тесно связанное с немецкими обществами розенкрейцеров. В 1792 году это братство, как и все масонские ложи, в России были запрещены. Братства Розенкрейцеров стали продолжать свою деятельность в тайне. Российский исследователь XIX века писал: «Что касается лиц, исторически причисленных к Крестовой Розе, тут великая путаница. За розенкрейцеров слыли многие, никогда не думавшие быть ими. Наоборот, неожиданно оказывались розенкрейцерами люди, которых никто в этом не подозревал. Говорят, будто в братстве был обычай: вносить в свои списки как сочувствующих и моральных членов всех тех, кого по образу мысли и жизни братья Розы и Креста считали своими. Весьма возможно, что все исторически известные розенкрейцеры – не более как тени этой тайной кандидатуры в орден, а не адепты его».
В XIX веке розенкрейцеры боролись против упадка нравственности в обществе, занимались проблемами просвещения. Розенкрейцеры – философы занимались разработкой идеалов, к которым должен стремиться человек, проблемами познания человеческой сущности.
Один из европейских исследователей братства Розы и Креста писал в начале XX века:
«Оставались ли розенкрейцеры изолированными, или же составляли единственное общество, или учредили несколько обществ в Германии, Италии, Швейцарии, Соединенной Голландии, Англии, несомненно лишь то, что они обнаруживали большое влияние. Из них выходили новаторы в области мысли. С их участием связывались смелые теории. Официальная наука зачастую называла розенкрейцером смелого мыслителя, отказывавшегося склоняться перед ее догматами. Здесь стали лицом к лицу фанатизм и терпимость. Розенкрейцеры заявляли притязания на общение с Богом через посредство природы. Физики, медики, алхимики, философы, делатели золота, они с энтузиазмом занимались изучением всех проблем и отыскивали решения всех загадок. Во многих отношениях, однако, они являлись продолжателями людей, жаждущих знания, которые в течение многих веков отдавались изучению тайных наук, часто сбивались с пути в погоне за химерами, впадали в заблуждения, но все равно стремились к завоеванию истины».
Поэтический блеск всегда окружал общество розенкрейцеров. Магическое и таинственное придавало очарование их деятельности. Им посвящено множество романов и поэм, содержащих множество вымыслов. Однако их настоящая философская система так и осталась недоступной.
Поделиться442012-12-27 01:49:12
Розенкрейцеры в Германии
Onto Templis Orientis (О.Т.О.). Первые сведения о розенкрейцерах в немецкоязычной среде были связаны с появлением в Чехии Пражской ложи «Голубая звезда», члены которой утверждали, что прошли посвящение и были приняты в некое мистическое общество. О самом же этом обществе было известно только то, что его некогда основала группа ткачей, которые, по слухам, получили посвящение от «настоящих розенкрейцеров». Одним из членов этой группы был известный немецкий теософ Франц Гартман, вошедший позднее в состав О.Т.О. — организации, заложившей основы современного розенкрейцерства.
Начало существования О.Т.О. (сокращ. от лат. Оrdо Templis Orientis — «орден Восточного Храма») восходит к 1902 году, когда известный английский мистик и маг Джон Йаркер посвятил двух немецких оккультистов в древний восточный «ритуал Мемфиса и Мисраима» и дал разрешение на его проведение в Германии. Этими двумя удостоившимися чести людьми были Теодор Ройсс (1855–1923), известный в оккультных кругах как Мерлин Перегринус, и Карл Кельнер. Первый был весьма известной в оккультных кругах Германии личностью, владевшей, по его собственному утверждению, тайнами оккультного ордена тамплиеров, распавшегося в XV веке, тогда как второй обладал обширнейшими теоретическими познаниями в тантрической сексуальной магии. Доподлинно известно, что Кельнер до самой своей смерти в 1905 году возглавлял оккультную группу, где активно обсуждалась (хотя и не практиковалась) сексуальная магия. Тантрические ритуалы включали в себя мистерии с мясом, вином и хлебом, заканчивавшиеся сексуальным соитием, а также церемонию поклонения двум «темным» богиням — Дурге и Кали, которых часто связывают с разнузданными сексуальными оргиями. Этот ритуал иногда называют «Путь левой руки», в отличие от более сдержанного «Пути правой руки», адепты которого поклоняются более милосердной богине Дэви. Во время него практиковался так называемый «сдерживаемый оргазм», суть которого в том, чтобы использовать неудовлетворенное сексуальное желание как «путь восхождения к более высокой степени сексуального напряжения».
Именно для практического осуществления этих идей и был создан орден Восточного Храма — О.Т.О.
Поделиться452012-12-27 01:50:12
Структурно орден подразделялся на три ступени, где посвященных обучали вызывать духов, освящать талисманы, осуществлять астральные проекции, совершать астральные путешествия и тому подобное.
Все эти дисциплины опирались на свод ритуалов, разработанных основателями ордена «Золотой рассвет» (А. Кроули и С. Л. М. Матерсом), и, несомненно, были навеяны им. В особенности это касалось сексуального экстаза, который рассматривался как путь к достижению высших уровней сознания и тем самым давал ключ к тайнам герметиков, розенкрейцеров и масонов.
Шесть лет спустя в издаваемым им журнале «Орифламма» (Оriflamme) Ройес публично подтвердил это, заявив, что орден владеет обширными герметическими тайнами, под которыми прежде всего подразумевалось знание сексуально-магических ритуалов. Насколько глубоки были эти знания и действительно ли члены ордена владели ими, неизвестно, но в любом случае было бы некорректно рассматривать О.Т.О. в первые годы его существования (1902–1906) как чисто оккультное общество, хотя многие из его членов раньше действительно занимались оккультизмом. Многие из тайных обществ, возникших в Германии в последующие годы, были основаны и возглавлялись людьми, входившими в состав О.Т.О и хорошо знавшими структуру ордена.
Отдельные ложи О.Т.О. и по сей день существуют в странах Скандинавии, в Германии, Австрии, Швейцарии и Англии, а их руководители именуют себя «Верховными владыками».
герметический орден «Золотой рассвет». До 1933 года, когда нацисты запретили его деятельность, и с 1947 года, когда Гроше вновь возродил его, в орден был открыт доступ каждому, кто этого хотел. Начиная с 1920-х годов, орден приобрел довольно широкую известность в Германии — во многом благодаря — утечке секретной информации о провидимых там сексуально-магических ритуалах.
Так, например, в газеты просочилась информация о том, что во время ритуала освящения талисманов (пергаментных свитков) члены ордена добиваются эякуляции мужского семени, которое затем они вводят в вагину посвященной. В тот же год в руки журналистов попала копия документа с пометкой «Секретно», в котором сообщалось, что поза мужчины и женщины во время соития должна определяться соотношением планет. Например, если Марс находится под углом 90° по отношению к Сатурну (главной планете братства), то мужчина должен находится сверху, и так далее в том же духе. Помимо сексуально-магических ритуалов братство Сатурна «проповедовало» поистине фантастическую мешанину из магических и оккультных знаний, которая вызывала немалое удивление в немецких интеллектуальных кругах. Судя по всему, орден существует и по сей день (заметим, что Гроше скончался лишь в 1964 году).
Поделиться462012-12-27 01:52:05
Розенкрейцеры в Англии
Первый орден розенкрейцеров «нашего» времени возник в Англии еще в I860 году, когда Роберт Вентворт Литтл основал «Общество розенкрейцеров в Англии» (Societas Rosicrusiana in Anglia, сокращенно SRA), взяв за основу некоторые древние ритуалы, найденные им, по его словам, в старых манускриптах. Настольной книгой этой организации стала весьма популярная в то время книга Харгрейва Дженнингса (1817–1890) «Розенкрейцеры: их ритуалы и мистерии» (1870), где автор выдвигает теорию о том, что в основе всех религий лежит фаллический символ, и, предвосхищая Фрейда, указывает на важность сексуальных связей во всех сферах человеческих взаимоотношений. Так, например, он пишет, что древний английский рыцарский орден — орден Подвязки — изначально возник из фаллического культа, и приводит еще целый ряд примеров о взаимосвязи между фаллическими культами и тайными организациями. В этом смысле книга Дженнингса сыграла очень важную роль в становлении и формировании современного розенкрейцерства.
Розенкрейцеры в США
Первые организации розенкрейцеров в Соединенных Штатах тоже были созданы как прямое подражание группе Штайнера «Мистерия Мистика Этерма».
Это, в частности, касается Калифорнийского братства розенкрейцеров (Rosicrucian Fellowship of California), которое основал Макс Грашоф, он же Макс Гендель.
Достаточно большим влиянием па американской территории пользовался и О.Т.О., особенно после того, как Теодор Ройсс в 1916 гаду разрешил некоему Харви Спенсеру Льюису открыть там ложу ордена, которая, собственно, и положила начало одной из самых больших в мире организации розенкрейцеров. Ложа, основанная Льюисом, называлась Античный мистический Орден розенкрейцеров (Ancient Mystical Order Rosae Crucis, или АМОRС), которая из скромного отделения, впервые получившего официальный статус лишь в 1925 году, постепенно превратилась в мощную организацию, насчитывающую сегодня более 100 тысяч членов и предлагавшую курсы заочного обучения магии через систему электронной связи. от лишь немногие из тем, предлагаемых на этих курсах: «Тайны пространства и времени». «Латентные силы человека», «Космическое сознание», «Секреты ауры», «Перенос мысли на расстояние», «Рождение жизни из неорганической материи» и многие другие. Члены AMORC утверждают, что их орден берет начало в древнеегипетских школах мистерий, существовавших примерно в 1350 году до P. X., члены которых собирались на тайные сборища в камерах пирамиды Хеопса. Именно поэтому административное здание ордена в Сан-Хосе, где размещается его штаб-квартира, представляет собой точную копию египетского храма.
Поделиться472012-12-28 00:27:03
Материал подготовлен Тигриком.
Алхимия. Правда, ложь и полуправда.
Обращаясь к теме алхимии, мы то и дело поднимаем со дна истории килограммы ила мифов и легенд. Не наша в том вина, что это самое дно покрыто такие слоем исторического незнания – проблема уходит глубоко в прошлое и затрагивает как и средневековый мистицизм, так и загадки нового времени. Давайте попробуем разобраться, что такое алхимия, чего добивались представители ушедшей профессии и какие последствиях этой псевдонауки оказали влияние на развитие технологий современного мира.
Само название «алхимия» таит в себе множество загадок. Известно латинское слово alchimia, alchymia, от араб. خيمياء al-kîmîa, предположительно от египетского «kēme» — черный. К слову, от этого же слово пошло греческое название Египта — «черная земля». Так же, есть вариант происхождения слова от древне-греческого χυμος — «сок», «эссенция», «влага», «вкус», и слова χυμα — «сплав (металлов)», «литье», «поток». Так же туда примешалось слово χυμευσις — «смешивание», и мифологическое животное – Химера – Χιμαιρα.
В целом, алхимия изначально — общее название существующих в различных культурах систем трансформации физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма.
История краеугольного камня
История становления алхимии уходит в античность, и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета или звезда:
• серебро — Луна,
• ртуть — Меркурий,
• медь — Венера,
• золото — Солнце,
• железо — Марс,
• олово — Юпитер,
• свинец — Сатурн.
Как мы видим, действительно, все известные металлы прировняли к планетам и звездам (то есть, богам, по своей сути). Впрочем, если Вы когда-нибудь видели работу ювелира или плавильщика – Вам бы стал понятен интерес алхимиков именно к металлам. Когда твердое как камень вещество превращается в нечто жидкое и подвижное… Одним словом – это завораживает.
После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.
Большой вклад в развитие алхимии внес арабский ученый Джабир ибн Хайян. Он развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».
Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые — ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации.
Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.
Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.
Но, нам всем больше известны алхимики их средневековой Европы – эдакие прародители сумасшедших ученых и «Франкенштейнов» местного пошиба.
Люди, знакомые с различными мистическими трудами, несомненно знают имя Альберта Великого, которого считают отцом Европейской Алхимии. Его рукой были написаны такие книги как «Пять книг о металлах и минералах» и «Малый алхимический свод».
Но, заслуга Альберта Великого была не столько в написании трудов и воспитании своего ученика Фомы Аквинского, сколько в продвижении теории о том, что греческая и арабская наука совместима с христианской доктриной. Можно говорить об успехе его теории, так как первым европейским алхимиком считается монах-францисканец Роджер Бэкон (1214—1294). Кстати, как ни странно, но Роджера Бекона очень часто путали с другим англичанином – Френсисом Беконом. И даже после нескольких серьезных исторических трудов, целью которых являлось разграничение этих двух личностей, до сих пор можно услышать, что Френсис Бекон был философом и алхимиком. Так или иначе, из-под пера Роджера Бекона вышли знаменитые трактаты «Зеркало алхимии» и «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии». Название последнего произведения говорит о весьма напряженных отношениях, казалось бы, похожих дисциплин алхимии и магии. Утверждение, что алхимики и «уличные клоуны», как они называли различных магов и мистиков своего времени были не в ладах между собой, звучит довольно забавно, учитывая тот факт, что в 14 веке алхимиков, обвиненных в колдовстве, сжигали на кострах. Но, каким бы боком к нам не поворачивалась история, факт остается фактом: алхимики считали всех мистиков, колдунов и ведьм ничтожными фокусниками и шарлатанами.
Но, вернемся к фактам. Рождер Бекон провел множество эксперементов с селитрой, результатами которых стала формула черного пороха (как мы знаем, черный порох состоит из селитры, серы и черного угля).
В XIV—XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине. [8]
В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли содержали (Генрих VI (король Англии), Карл VII (король Франции)) придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.
Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.
Принципы и идеи алхимиков
Но, не так любопытна история алхимии, как ее идеи и принципы. Ведь именно идея «Философского камня» будоражит умы стран Азии, Европы и Африки вот уже более тысячи лет.
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.
Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.
В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальны компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символический ряд; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.
Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако Магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).
Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, воздуха и дерева).
В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».
Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).
Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.
Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).
Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.
Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:
• очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
• священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской — союза Шивы и Шакти, в китайской — соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).
Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).
Алхимики алчны или честолюбивы?
Как мы видим, теории трансмутации, фильтрации и дистиляции различных веществ была крайне важны для исследователей того времени.
Но, когда мы говорим слово «Алхимик» мы сразу делим их на «алчных» и «честолюбивых». То есть на тех, кто хочет получить философский камень, что бы добывать золото и тех, кто хочет завладеть им ради бессмертия. На самом деле, это большая ошибка, так как ни один алхимик не гонялся за краеугольным камнем ради золота. Трансмутация была лишь знаком того, что эксперимент удался, и что теперь можно готовить эликсир совершенного здоровья (а не бессмертия, как многие думают). Но, это вовсе не значит, что ученые не пользовались этим свойством, разумеется, если допустить, что философским камень был создан. Например, небезызвестный алхимик Николя Фламель неожиданно для всех разбогател и купил несколько престижных домов в Париже. Откуда у него взялось столько финансов, несомненно, загадка. Еще один миф состоит в том, что философский камень это такой полупрозрачный красноватый камень, прям точно такой же как достал из кармана Дениел Редклиф в известном фильме. Могу разочаровать всех поклонников творчества Джоан Роулинг – в большинстве случаем краеугольный камень описывается как «желтоватый порошок без запаха», который, к тому же, обычно заворачивали в теплый воск, что бы он лучше растворялся в металлах.
Что же дал современный науке феномен алхимии?
Ну, прежде всего, конечно, накопленные естествонаучные знания. Именно они позволили сформироваться таким наукам как медицина, химия и физика. Можно сказать более, почти вся алхимическая аппаратура до сих пор не терпит существенных изменений. В современных лабораториях можно встретить реторты, перегонные кубы, колбы и охладители. Почти все это было изобретено за полторы тысячи лет существования алхимии. Еще одним любопытным отголоском этой псевдонауки стало исследование Карла Юнга в начале 20 века.
Он предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания [11] [12]. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.
Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.
Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.