Через Испанию проникают на Запад и эзотерические науки. В Толедо делаются переводы многих трактатов по алхимии, магии, астрологии, и вскоре этот город завоёвывает репутацию "кафедры оккультных наук"(1). Открытие мощей святого Якова в Компостелле в начале XI века даёт новый импульс "реконкисте" - отвоеванию Испании христианами. Реконкиста заканчивается только в ХIII веке. Однако ранее, в XI и XII веках, паломничество в Компостеллу приобрело большой размах, что связало Испанию с европейским христианством и содействовало распространению свода эзотерических знаний.
Алхимия в Испании
Как подчёркивает Робер Аллё (Robert Halleux) в своей работе "Обретение арабской алхимии Западом"(2), именно перевод текстов по арабской алхимии открыл дорогу для её развития на Западе. Испания явилась тем путём, по которому алхимия проникла в Европу. Общепринято считать началом истории европейской алхимии 1144 год. Это дата перевода труда под названием "Morienus", сделанного в Памплоне архидиаконом Робером Честерским (Robert de Chester). В предисловии этого текста приводится легенда о трёх Гермесах. Кроме того, в Испании в 1140-1150 годах Хьюго де Санталла (Hugo de Santalla) переводит с арабского "Книгу о тайне творения". В этом сочинении Балинус, он же Аполлоний Тианский, рассказывает о своём открытии места захоронения Гермеса Трисмегиста, где и была найдена "Изумрудная Скрижаль". В Толедо Жерар Кремонский (Gйrard de Crйmone) (1114-1187) переводит тексты огромного свода Джебера (Geber) и Разеса (Rhazes), в то время как Хуан Толедский (Juan de Toledo), обращённый еврей, переводит "Сифр-аль-асрар (Тайная тайных)" Псевдо-Аристотеля, фундаментальный текст по алхимии.
Пикатрикс
Параллельно с развитием алхимии в Х__ веке происходит возрождение магии. В Средние века она была, главным образом, связана с остатками язычества и не имела какого-либо прямого источника. Её "вульгатой" служил, в основном, текст, который Изодор Севильский (Isodore de Seville) (ок. 560-636 г.г.) посвятил данной теме в своих "Этимологиях". Начиная с X__ века, и ещё более в X___ веке, фундаментальные тексты появляются на Западе в виде арабских и еврейских трактатов. С этих пор утверждается учёная магия, пользующаяся спросом у князей и королей, что позволяет ей избежать осуждения церковью. По приказу Альфонса Мудрого был переведён "Сефер Рациэль", трактат по еврейской магии, а в 1256 году он же стал инициатором перевода знаменитого "Пикатрикса". Этот арабский трактат, приписываемый Масламе аль-Магрити (Maslama al-Magriti), был, по-видимому, написан в Египте между 1047 и 1051 г.г. "Пикатрикс" окажет огромное влияние на Пьера д'Абано (Pierre d'Abano), Марсилио Фичино (Marsile Ficine) и Генриха Корнелия Агриппу (Henri Corneille Agrippa). В нём трактуются связи, существующие между растениями, камнями, животными, планетами: и рассматриваются способы их использования в магических целях. "Пикатрикс" раскрывает также силу магических изображений, автором которых представляет Гермеса Трисмегиста. Кроме того, последний предстаёт как основатель идеального города Адосентина, существовавшего в Египте до Потопа. Этот город, посвящённый культу Солнца, имел в качестве жреца самого Гермеса. Именно в этом трактате Томазо Кампанелла вскоре почерпнёт основные идеи своего "Города Солнца"(3).
Каббала
Присутствие евреев в Испании сыграло важную роль в распространении каббалы. Тем не менее, в XII веке она развивается, прежде всего, на юге Франции, в Лангедоке, вокруг "Сефер ха-Бахир (Книга Света)". В этом регионе живёт немало каббалистов, таких как Р. Абрахам бен Исаак (скончался в 1180 г.), главный судья в Нарбонне, или Исаак Слепой (1165-1235). Немного позднее каббала распространяется и в Испании, главным образом, в Жероне, в Кастилии, и в Толедо. Там созерцательный аспект каббалы Лангедока оплодотворяется еврейской мыслью, вышедшей из греко-арабской традиции, а также из учения Плотина. В Сарагосе Абрахам Абулафия, первостепенная фигура экстатической каббалы, разработал технику медитаций на буквах древнееврейского алфавита, связанную с дыханием. Вскоре, в XIII веке появляется "Зогар", объёмный труд, которого ждёт огромный успех в мире эзотеризма. Свидетельствуют, что в 1305 году в Вальядолиде в Испании Моисей де Леон хранил оригинал этого трактата.
Астрология
Начиная с XII века, как следствие переводов на латынь арабских текстов, в Европе расцветает астрология. Несмотря на присутствие астрологии на Западе с VI века, она до этой поры была наукой, относительно мало развитой. Перевод таких текстов, как "Kitabal-Uluf (Китабал-Улуф)" Альбумазара (он же Джафар ибн Мохаммад), должно было стать импульсом к развитию астрологии. Эта книга, воспроизводящая легенду о трёх Гермесах, является кратким изложением персидской, индийской и греческой астрологии. Доступ к фундаментальным текстам античной астрологии вызовет значительное развитие этой науки. В это время становятся необыкновенно популярными календари, альманахи, предсказания, а также картинки, в которых используется символика, связанная с планетами. Однако, несмотря на всё это, надо будет дождаться XIV века, чтобы стать свидетелем появления латинского перевода главного текста астрологии - "Тетрабиблоса" Птолемея.
Изгнание евреев
После нового завоевания христианами в XIII веке Испания утрачивает веротерпимость, установленную мусульманами. Теперь евреев ждут трудные времена. Им предлагается выбор между ссылкой, смертью или обращением в христианство. В 1391 году многие из них просят окрестить их, дабы избежать уничтожения. Некоторые из них, "марраны", примут обращение для видимости и будут продолжать исповедовать свою религию тайно. Вскоре начнутся изгнания, сначала в 1483 году в Андалузии, затем в 1492 происходит полное изгнание евреев. Некоторых из них приютит Италия. Они принесут сюда тайные знания, которые в результате узнают новый расцвет. Это достояние добавится к тому, которое Италия уже получила. Действительно, в 1439 восточные христиане под угрозой экспансии ислама ищут путей сближения со своими братьями на Западе. Для этой цели многие учёные Востока, например, такие как неоплатоник Жемист Плетон (Gemiste Plйton), приезжают во Флоренцию для участия в соборе примирения. Они привозят в Италию тексты греческих философов. Усилия по сближению, предпринятые слишком поздно, не смогли помешать тому, что станет катастрофой для Византийской церкви, так как в 1453 году турки завоевывают Константинополь. Как мы увидим в дальнейшем, вовсе не случайно автор "Химической свадьбы" называет 1453 год тем годом, когда Христиан Розенкрейц получает через видение сообщение о грядущей свадьбе.
Флорентийская Академия
Взятие Константинополя в 1453 году позволило греческой культуре, в частности, произведениям Платона, до сих пор известным только по отрывкам, проникнуть в Италию. Козимо де Медичи, понимая всю важность этого явления, создаёт во Флоренции платоновскую Академию и просит Марсилио Фичино (1433-1499) заняться переводом Платона. Неутомимый труженик, Марсилио Фичино даст Западу первые переводы Платона, равно как и Плотина, Прокла, Ямвлиха, Дионисия Ареопагита и многих других. Но вскоре произойдёт нечто чрезвычайно важное. "Герметический Свод", столь часто цитируемый в Средние века, исчез, из него осталась известной только одна часть - "Асклепий". Однако в 1460 году один монах, служащий у Медичи, приносит манускрипт "Герметического Свода". Козимо Старший настолько хорошо осознаёт значение свершившегося, что просит Марсилио Фичино прервать работу над переводами трудов Платона и приступить к переводу Гермеса Трисмегиста. В 1471 году Марсилио Фичино издаёт первый перевод "Герметического Свода". Это издание получило огромную популярность и в результате только до XVI века переиздавалось шестнадцать раз.
Philosophia Perennis
Марсилио Фичино был убеждён, что оригинал "Герметического Свода" был написан по-египетски. Таким образом, в Гермесе Трисмегисте видят египетского жреца, стоявшего у истоков всех тайных наук, от кого эти науки и начали передаваться. Марсилио Фичино в своей "Платоновской Теологии", опубликованной в 1474 году, приводит генеалогию философов, через которых после Гермеса передавались эти науки: Зороастр, Орфей, Аглаофем, Пифагор, Платон...(4) Из такого видения предмета родилось новое понятие - Первичная Традиция, то есть первое откровение, которое передаётся непрерывно из века в век от посвящённых к посвящённым. Эта мысль, высказанная ранее святым Августином, вновь возродилась благодаря М. Фичино. Она будет оформлена позднее Агостиньо Стеко в 1540 году в виде концепции "Philosophia Perennis", то есть вечной философии.
Арамеи
Можно понять, почему во Флоренции, то есть в Тоскане, эта идея получила благоприятный отклик. Ведь удивительно, что в издание "Герметического Свода" 1548 года включено посвящение Козимо Старшему, составленное "арамеем" Карлосом Ленцони. Чтобы понять этот факт, вспомним, что Гермес Трисмегист считался современником Ноя. Утверждалось также, что после Потопа Ной основал двенадцать городов в Этрурии и что его тело покоится в окрестностях Рима. Добавляли к этому, что Геркулес Ливийский был основателем Флоренции. Отсюда родилась идея о превосходстве тосканского языка как произошедшего от арамейского через этрусский. Поскольку в египтянах видели потомков Ноя, то не составило большого труда связать Флоренцию напрямую с истоками цивилизации. Эти идеи, дорогие сердцу Козимо де Медичи, были чрезвычайно популярны во флорентийской Академии.
Натуральная магия
"Герметический Свод", повествующий о тайных знаниях египтян, вместе с тем, мало конкретен в области их применения. В XIII трактате Свода Гермес Трисмегист обучает своего сына Тата принципам мистического обновления, достичь которого возможно, заставив умолкнуть свои чувства, защитив себя от рокового влияния звёзд и позволив родиться в себе Божеству(6). Марсилио Фичино - священнослужитель, но он одновременно и врач, и у него есть чувство конкретного. Поэтому он будет искать пути применения этих теорий у неоплатоников, но особенно в "Пикатриксе", у Альбумазара и в трактатах своего соотечественника Пьера д'Абано, который раньше него заинтересовался арабской магией. Фичино разрабатывает "натуральную магию", связующую эти теории с идеей о творящем Глаголе, выраженной в христианстве. Его "натуральная магия" отличается большой утончённостью. Она использует симпатические связи как, например, свойства планет, проявляющиеся во всех стихиях, минералах, растениях: а также благовония, вина, поэзию и музыку (орфические гимны) для того, чтобы уловить тонкие энергии Творения, "spiritus mundi"(7). Марсилио Фичино является важнейшей индивидуальностью в истории западного эзотеризма не только вследствие своей роли переводчика и комментатора древних текстов, но также благодаря своим трудам, таким как, например, "Triplici Vita (Триединая Жизнь)", оказавшим на многих значительное влияние. Как подчёркивает Антуан Февр, именно благодаря Фичино "эзотеризм вскоре станет философией и, как следствие, неотъемлемой частью идей Возрождения"(8).
Ангельская магия
Самый известный ученик М. Фичино Пико дель Мирандола (1463-1494), будучи исключительно одарённой личностью, в двадцать три года изучил уже всё, что было в его время известно о различных религиях, философиях и эзотерических науках. Если Фичино относился к каббале снисходительно, то Пико дель Мирандола нашёл в этой традиции дополнение к магии своего учителя. Он считал полезным усилить натуральную магию магией каббалистической, основывающейся на энергиях эмпирея. Эта наука, которая призывает ангелов и архангелов через их имена на древнееврейском языке (представленном как язык Бога), обладает для Мирандолы чрезвычайной эффективностью. Обратившись к теориям св. Иеронима и Николая Кузанского относительно имени Иисуса, он показывает, что каббала позволяет доказать божественность Христа. Он также закладывает основы "христианской каббалы"(9). Обладая энциклопедическими знаниями, Мирандола хотел доказать общность всех философских систем. С этой целью он опубликовал в 1486 году свои "Девятьсот тезисов". Среди его аргументов сошлёмся на один, в котором он заявляет, что магия и каббала являются дополняющими частями христианства (7-й тезис); он также ратует и за использование каббалистической магии (11-й тезис). Эти тезисы должны были стать объектом дискуссии, которую Мирандола предполагал провести. Представим себе реакцию на это намерение... Он будет вынужден бежать из Италии, чтобы спастись. Однако в июне 1493 года Мирандола будет реабилитирован папой Александром VI, весьма благосклонно относящимся к магии и астрологии.
Voarchadumia
В этот период Италия становится активным центром эзотеризма. Венеция играет важную роль в распространении каббалы, астрологии, нумерологии и алхимии(10). В XIII веке алхимический свод, принесённый арабами, был полностью переведён и явился источником появления многочисленных трактатов (Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Арно де Вильнёв, Раймунд Луллий, Никола Фламель...). В XIV и XV веках мы присутствуем при возрождении алхимии, которая принимает христианскую аллегорию и вместе с ней обретает дополнительное мистическое значение, на предмет которых у многих возникает вопрос: "Это алхимическая практика, выраженная в религиозных терминах, или же это мистический опыт, находящий своё выражение в терминах алхимических"?(11) Эта тенденция определяет течение, начавшееся во второй половине XIII века вместе с появлением "Aurora consurgens (Аврора восходящая)", трактата, приписываемого святому Фоме Аквинскому, который представляет алхимический процесс как внутренний опыт духовного перерождения. В 1478 году в Венеции Мишель Пантеус (Michel Pantheus) публикует "Voarchadumia", объёмный труд, в котором подчёркивается этот трансцендентный аспект алхимии. Согласно легенде, "Voarchadumia" - это также название некоего венецианского тайного общества. Как бы то ни было, Италия притягивает многих исследователей оккультных наук, таких как Иоганн Рейхлин или Генрих Корнелий Агриппа, которые будут содействовать дальнейшему распространению эзотеризма в Европе.
De Verbo mirifico
Среди евреев, которые покинули Испанию в 1492 году, чтобы найти убежище в Италии, был и Иуда Леон Абарбанель или же Леон Еврей (1437-1508), медик и каббалист. Обратившись в католичество, он увлёкся идеями неоплатонизма. Вскоре он публикует "Диалоги любви" - синтез неоплатонизма и каббалы, который расширил поле, открытое Пико дель Мирандола и Марсилио Фичино. И, наконец, существует четвёртая личность, которой принадлежит заслуга создания единого целого из идей её трёх предшественников - это житель Бадена Иоганн Рейхлин (1455-1522). Он прибывает в Рим в 1482 году с целью изучения иврита, а затем отправляется во Флоренцию к Пико дель Мирандола. По возвращении в Германию он становится инициатором распространения христианской каббалы. В 1494 году выходит в свет его "De Verbo mirifico (Об изумительном Глаголе)", в котором он углубляет мысли Пико дель Мирандола о Глаголе (Иешуа). Эта книга получит широкую известность, так как станет первым европейским произведением, целиком посвящённым каббале. В 1517 году она будет дополнена "De Arte cabalistica (О каббалистическом искусстве)", одним из фундаментальных текстов по христианской каббале. Существенные дополнения Рейхлина к ангелологии, приведённые в этой книге, снимают с магии подозрения в демонизме, которые затрагивали натуральную магию М. Фичино.
Мировая гармония
Натуральная магия настаивала на симпатических оккультных связях, существующих между всеми составляющими Творения. Эта идея получает новое развитие благодаря францисканцу Франсуа Жоржу из Венеции (Franзois Georges de Venise) (1450-1540). Он публикует в 1522 году "De Harmonia Mundi (О Мировой Гармонии)", фундаментальный текст христианской каббалы. Его оригинальность состоит в том, что он сумел добавить к каббале Пико дель Мирандола и неоплатонизму М. Фичино нумерологическую пифагорейскую традицию, алхимию и архитектуру Витрувия (I век до н.э.). Это произведение будет иметь огромное влияние на английских розенкрейцеров, особенно на Роберта Флудда, и во Франции на группу Плеяды, благодаря переводу Ле Февра де Лабодри (Le Fиvre de la Boderie).
Оккультная философия
Ангелическая магия получила усилиями Рейхлина более точное содержание, однако она всё ещё оставалась достаточно теоретической. Генрих Корнелий Агриппа (1486-1534), благодаря своему образованию врача и более практическому уму, придаст магии более конкретный характер, опубликовав настоящий учебник практической магии "De Occulta Philosophia (Об Оккультной Философии)". В первой версии 1510 года эта книга целиком отмечена влиянием "Пикатрикса", "Герметического Свода" и произведений Фичино. В следующем издании 1533 года, большое место занимает каббала. В то время как для Рейхлина магия является средством единения с Божественным, у Агриппы она направлена на другие области, дабы решить многочисленные проблемы человеческого существования. Вместе с тем, его магия, будь то "естественная", "небесная" или "церемониальная", теряет утончённость, которую ей придал Марсилио Фичино. Агриппа соединяет ангелологию и нумерологию арабской магии, чтобы составить магические квадраты, планетарные печати и таблицы связей между растениями, минералами, числами, ангелами... Книга Агриппы, несмотря на её запрещение папой Пием VI, познала успех, который длится и по сегодняшний день.
Джордано Бруно
Доминиканский монах Джордано Бруно (1548-1600) много путешествовал и был одним из тех, кто более других содействовал распространению эзотеризма в Европе. Находясь под сильным влиянием произведений своих соотечественников - Фичино, Пико дель Мирандола, а также Генриха Корнелия Агриппы, он является усердным читателем "Герметического Свода". В своей книге "Изгнание торжествующего зверя" (1584) он доходит до утверждения, что египетский герметизм превосходит христианство. В начале своей книги он изображает богов, собравшихся для всеобщей реформы человечества, которая включает и возвращение к религии египтян(12). Эта тема необходимости глобальной реформы будет иметь огромное влияние, в частности на "Новости Парнаса" Траяно Боккалини. Одна из глав этой книги вскоре будет использована как предисловие к "Fama Fraternitatis". Бруно более близок к Фичино, нежели христианские каббалисты; он недолюбливает евреев и, как следствие, отвергает каббалу. Вместе с ним совершенно исчезает фигура христианского мага. Он отдаёт предпочтение египетской магии "Асклепия". Он заявляет, что христиане украли символ креста у египтян и предрекает возвращение к египетской религии. Вскоре он отправится проповедовать свои теории в Германию ко двору Рудольфа II и в Англию. Будучи яркой личностью, Джордано Бруно является, вместе с этим, автором многочисленных книг на самые разнообразные темы. Его теологические и научные концепции (например, представление о бесконечности вселенной, заимствованное у Николая Кузанского) станут причиной преследований со стороны инквизиции, и он закончит свою жизнь на костре.
Алхимия и Природа
Герметизм поначалу почти не имеет распространения в Германии. Однако он проникает во двор Рудольфа, называемого "немецким Гермесом", вместе с появлением алхимика Микаэля Майера и астронома Кеплера, которые также были читателями "Герметического свода". История европейской алхимии делится на два больших периода: вначале XII век, отмеченный её возникновением, а затем Ренессанс, когда она получает значительное развитие, особенно в Германии, которая в XVI веке познала настоящее "спагирическое цунами"(13). Именно в это время появляются большие антологии алхимических текстов, такие как знаменитый "Theatrum chemicum (Химический театр)" и первые алхимические словари, вызванные проявившейся тогда необходимостью углубления и синтеза знаний. Важным представляется тот факт, что алхимия в XVI веке обогатилась новыми характерными чертами. Теперь она почти не интересуется изготовлением золота, но развивает мощную духовную составляющую, включает в себя медицинское применение и стремится стать всеобъемлющей наукой. Она также заявляет о себе в области постижения истории Творения, трагической космогонии, приведшей к грехопадению не только человека, но и Природы. Таким образом, алхимик является целителем человека, помогая ему обновиться, возродиться для духовной жизни; но он также и целитель Природы, заботящийся о ней и совершенствующий её. Познание, рассматриваемое как "со-рождение", "воз-рождение" и Природа теснейшим образом связаны в этой алхимии (термин "природа, натура" происходит от латинского "natura" - причастие будущего времени от "nascor" - "рождаться").
Парацельс
Парацельса (1493-1541) можно с уверенностью назвать самой яркой личностью этой эволюции. Его труд представляет собой колоссальную, по приложенным усилиям, попытку использования всех знаний своей эпохи. Он смог более глубоко проникнуть в саму сущность астрологии, алхимии, магии и народных традиций(14). Как врач он выступает против идей Галена, царящих в малоэффективной медицине. В своём трактате "Volumen medicinae paramirum", а также "Opus paramirum" он излагает основы новой медицины. Теория о Человеке как микрокосме, уже популяризированная Эригеном, теперь обретает новый смысл. По Парацельсу, философия есть открытие "невидимой Природы". Для него Природа имеет важнейшую функцию, поскольку, как ранее Господь говорил с человеком через Писания, так сейчас Он говорит с нами через Природу. Поэтому следует так внимательно созерцать Книгу Природы. Согласно Парацельсу, человек должен раскрыть "Природу в её свете". Действительно, Природа остаётся незавершённой, непознанной, в то же время она может найти своё откровение в человеке, рождённом, чтобы вести её к её совершенству. Алхимик, стремясь понять её законы, ведёт диалог с Творением. Через этот обмен свет, сокрытый в Природе, открывается и просветляет человека. Но тот не может достичь этого результата без подготовки, без духовного перерождения. Как отмечает Ролан Эдигоффер, Парацельс раскрывает эту трансформацию в своей "Liber de resurrectione et corporum glorificatione (Книга о воскресении и теле славы)" (1533) в особенной манере. Он настойчиво комбинирует (семнадцать раз на десяти страницах) символы Розы и Креста, связывая их с алхимической трансмутацией и воскресением. Он пишет: "Истинное золото есть то, что выходит очищенным из огня (...). Таким образом, во время воскрешения, когда нечистое будет отделено от чистого, родится новое тело, которое, будучи более светозарным, чем солнце, будет названо телом славы". Воскресение Христа - это образ нашего воскресения: : от него и в нём мы воскреснем, как роза возрождается из подобного ей семени"(15). Парацельс - это индивидуальность огромного размаха, и если мы здесь подчёркиваем какие-то аспекты его мысли, то только потому, что они найдут очевидный отзвук в "Fama Fraternitatis" и "Confessio Fraternitatis".
Смерть Гермеса
Вклад многих традиций в гуманизм Ренессанса дал жизнь идее терпимости между всеми религиями, философиями и традициями. Николай Кузанский сформулировал подобные мысли на Флорентийском соборе в 1439 году. Следом за ним Пико дель Мирандола искал соответствия между различными традициями. Другие пойдут ещё дальше. Так, Франческо Патрици, который будет говорить о всеобщей философии, "Пансофии", в своей книге "Nova de Universis Philosophia" (1591) обратится к папе Грегуару ХIV с просьбой ввести преподавание герметизма в христианских школах с целью учреждения настоящей религии. Увы, эти прогрессивные идеи имели мало веса перед доминирующими политико-религиозными интересами, и уже в этот период мы присутствуем при росте религиозной нетерпимости. Религиозные войны, начавшиеся в XVI веке, вскоре задержат распространение герметизма.
Другой элемент, который прошёл, тем не менее, незамеченным, вскоре остро поставит под вопрос "египетское наследие". В 1614 году Исаак Казобон (Isaac Casaubon) издаёт "De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes XVI" - текст, в котором он доказывает, что "Герметический Свод" вовсе не имеет египетского происхождения и что его авторство принадлежит не Гермесу Трисмегисту, но христианам, жившим примерно во II веке. Это открытие замедляет развитие герметизма Ренессанса. Однако, даже если оно и наносит ощутимый ущерб эзотерической традиции Ренессанса, оно не отрицает того факта, что на Запад, действительно, были переданы знания из далёкого прошлого, с "Востока Света", полюсом которого может считаться Египет. В любом случае можно сказать, что в эту эпоху были заложены основы того, что составит комплекс западного эзотеризма (алхимия, астрология, магия, каббала, нумерология, предсказания...). В то же время можно с удивлением отметить, что открытие Казобона совпадает во времени с реорганизацией и новым этапом истории западного эзотеризма, обозначенным публикацией "Розенкрейцерских манифестов" в 1614 году. Христиан Розенкрейц придёт на смену Гермесу Трисмегисту, и Египту вскоре предстоит покинуть авансцену (но, как мы увидим, он вскоре вернётся).
Это обновление Традиции, это вновь-рождение, произойдёт в атмосфере кризиса, предречение которого можно было прочесть в "Тригоне Огня", начерченном на небесах.