Довольно! Не будут больше эти надменные рыцари устанавливать свои порядки в Европе... При этом Филипп поймал себя на мысли, что в сложившейся ситуации больше всего боялся оказаться в положении Генриха III Английского, когда в 1252 году тот тоже попытался оказать давление на Орден. Тогда между английским королем и Великим Магистром состоялся диалог, заставивший многих призадуматься, кому и по какому праву принадлежит последнее слово в решении политических проблем в Европе. “Вы, тамплиеры — резко говорит король, — имеете столько свобод и хартий, что ваши безграничные возможности наполняют вас гордыней и наглостью. То, что вам было так неосмотрительно дано, должно быть предусмотрительно взято обратно, и то, что вам было по неосторожности пожаловано, должно быть продуманным образом отобрано.” В ответ прозвучал спокойный голос Великого Магистра: “Что говоришь ты, о король! Неуместные слова твои больно слышать. Пока ты будешь справедлив, ты будешь царствовать; но если ты нарушишь справедливость, ты перестанешь быть королем!”
Тяжелее всего признаться самому себе, и именно этот порог никак не мог переступить Филипп IV по прозвищу Красивый. Не о золоте тамплиеров мечтал он в глубине души, не о тех сокровищах, что скрывали подземелья их банков. С самого момента основания Орден был овеян ореолом таинственности; создавалось впечатление, что он хранит некую Тайну, заботливо не допуская к ней непосвященных, тайну, являющуюся причиной его головокружительного успеха и непревзойденного могущества. Именно этим сокровищем хотел обладать Филипп, оно было конечной целью тщательно разработанного им плана. Казалось, развязка близка... Король ждал вестей о благополучном осуществлении задуманного, но, увы, успокоиться не мог. Несмотря на все усилия не думать об этом, он вновь и вновь мысленно возвращался на два столетия назад, пытаясь найти ответ...
История.
В 1099 году христианский мир ликовал. Еще бы! Результатом первого крестового похода стало освобождение Иерусалима, а это значит, что Святая Земля перестала принадлежать неверным. И гораздо важнее расширения территориальных пределов стало возвращение надежды в сердца людей, вновь обретших Святыню. Будто луч света прорезал гнетущую пелену тоски и безысходности от засилья церковных догматов, пронизавших к тому времени практически все сферы жизни. Освобождение Иерусалима стало, образно говоря, освобождением от оков, более духовных, нежели материальных по своей сути. Истосковавшиеся по настоящему, глубокому, великому, люди разных национальностей, мужчины и женщины, юноши и старики устремились в Иерусалим с одной целью: поклониться Святым местам. К сожалению, религиозный порыв, возвышающий душу, не является достаточной защитой от всех превратностей пути. Преодолев многие тяготы морского путешествия (наиболее доступный путь из Европы в Святую Землю проходил по Средиземному морю), паломники зачастую становились жертвами вначале просто шаек, а затем и организованных банд грабителей. Легкость наживы и практически полная безнаказанность вели к быстрому росту их числа, а это, в свою очередь, сделало путь в Иерусалим опасным не только для кошелька, но и для жизни самих паломников.
Понятны радость и облегчение, с которыми король Иерусалимский Болдуин II встретил появление в 1118 г. при его дворе девяти рыцарей разного происхождения и из разных городов, но объединенных одной общей целью. Девять рыцарей во главе с Гуго де Пайеном предложили королю взять под свою защиту караваны паломников в конечной и самой неспокойной части их пути: из портового города Яффы через ущелье Шато Пелерин в Иерусалим. К сожалению, не сохранилось исторических документов, описывающих этот момент, а поэтому нам приходится пока только догадываться о побуждениях, двигавших рыцарями и заставивших их приняться за столь небезопасное дело без видимой выгоды для себя. Официально считается, что они пытались добиться отпущения грехов и заслужить себе вечное спасение. Оставим это без комментариев, тем более что дальнейшие события пока лишь подтверждают такую версию.
Ведь рыцари принимают 3 монашеских обета: бедности, послушания и целомудрия, — к которым добавляют четвертый, свой: защищать паломников. Совершенно нищие, они вынуждены порой ездить на одной лошади; впоследствии это нашло отражение в знаменитой печати Ордена. Король Болдуин II передает им в пользование часть своего дома (они не имели жилья в Иерусалиме), расположенного на развалинах легендарного древнего Храма Соломона. Считается, что именно поэтому рыцарей, составивших костяк будущего Ордена, в народе начинают называть Храмовниками, рыцарями Ордена Храма. Храм по-французски — “тампль”, и поэтому нам они известны как тамплиеры. Своей личной отвагой и мужеством они быстро снискали уважение и признание. тамплиеры не только охраняли пилигримов на их путях в Святую Землю, но и сопровождали короля в его поездках, делая их безопасными. Очень скоро Орден был овеян романтическими легендами о бескорыстных и бесстрашных рыцарях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Такими они были на самом деле. Многочисленные паломники разнесли весть об этих славных воинах по всем уголкам Европы, и через несколько лет не было в Европе мест, где не восхищались бы подвигами тамплиеров.
До сих пор остается неясным, почему, несмотря такой, казалось бы, быстрый рост известности и естественное желание многих благородных людей своего времени послужить верой и правдой делу, начатому тамплиерами, в течение первых девяти лет в Орден не принимались новые члены. Ныне, спустя восемь веков существует огромное количество мнений по этому поводу, часто спорных и противоречащих одно другому. Не вызывает сомнения одно: это не могло быть случайностью. И если мы не знаем истинных причин, то это вовсе не значит, что этих причин не было. Они были, точно так же, как существовали и глубокие философские концепции и мудрость, почерпнутая тамплиерами на Востоке. Только будучи реалистами и хорошо понимая невозможность обнародования многих истин из-за опасности профанизации, рыцари научились эту мудрость хранить, и с самого момента основания Орден можно было уподобить айсбергу, у которого мы можем видеть всего одну шестую часть его истинной величины. Лишь только по отдельным самым ярким событиям в истории Ордена можем мы сейчас догадываться о той части “айсберга”, что была под водой, о тех идеях и принципах, что руководили “бедными рыцарями христовыми”. Одно из таких событий произошло в 1128 году.
Собор в Труа.
В этом году решением церковного Собора — высочайшего органа, собиравшегося далеко не по любому поводу, а лишь в исключительных случаях, — был утвержден официальный статус тамплиеров: рыцарско-монашеский Орден. Сам Папа лично брал под свое покровительство новый Орден, члены которого не только служили делу Христову, но и должны были защищать интересы этого дела везде, где бы они ни находились. Тем же Собором был утвержден и Устав Ордена, написанный знаменитым Бернаром Клервосским, талантливым молодым (ему в то время не было еще 30 лет) аббатом, известность которого простиралась далеко за пределы вверенного ему монастыря в Клерво. Силе и убедительности его слов могли бы позавидовать ораторы Рима; люди верили ему, потому что в своих проповедях он удивительным образом находил путь к сердцу каждого и не просто пересказывал Писание, а делился пережитым. Его голос звучал одиноко, но к этому голосу прислушивался весь Христианский мир. Бернар не любил сложных и малопонятных теорий; о самых глубоких истинах он говорил очень просто, считая первоосновой любых духовных достижений нравственную чистоту человека, а не количество выученных псалмов.
Что заставило Бернара обратить внимание на “бедных рыцарей Христовых”? Обычно считается, что своими подвигами в Святой Земле, самоотверженной защитой Гроба Господня тамплиеры сами вдохновили его на участие в судьбе Ордена и разработку Устава. Возможно, со стороны все выглядело именно так, все должно было выглядеть так. В умении хранить тайны тамплиеры уже здесь были верны себе, и мало кто догадывался, что Собор в Труа, Устав были последним аккордом в произведении, мастерски сыгранном “рыцарями Христа” по партитуре самого Бернара. Незаметно для всевидящего ока церкви на свет появился “новый тип рыцарства, неизвестный прошедшим векам. Он непрерывно ведет войну на два фронта, — говорит Бернар Клервосский, — против зла во плоти и против духовного его воинства на небесах. Если кто-либо сильно противостоит врагу во плоти, уповая лишь на крепость плоти, едва ли я отмечу это, ибо примеров тому множество. Также и когда кто-либо борется с демонами и пороками одной лишь духовной силою, — нет в этом ничего удивительного, хотя и заслуживает похвалы, — ибо мир полон монахов. Но когда видишь человека, мужественно опоясывающего себя обоими этими мечами, кто не сочтет это достойным всяческого удивления, тем более, что раньше такого не случалось! Вот это поистине рыцарь без страха, защищенный со всех сторон, потому что душа его защищена бронею веры, тогда как тело защищено бронею из стали. Так он вооружен вдвойне.”
Два идеала освещали путь благородным людям того времени: рыцарский и монашеский, два пути вели их к этим идеалам: путь служения и защиты святынь с мечом в руках и путь отречения от мирской суеты и напряженных духовных поисков в уединении монастыря с целью обретения и защиты святого в собственной душе. Бернар мастерски — иначе и не скажешь — соединил в одно целое эти казавшиеся столь далекими друг от друга пути, сумев сделать их взаимодополняющими. Воистину непобедимым должен был стать рыцарь, защищенный физически и стойкий духовно! Расцвет Ордена.
Собору в Труа суждено было стать поворотным в истории тамплиеров, ибо с него начинается быстрый рост численности и богатства Ордена. Несмотря на строгие требования к происхождению и образу жизни и поведения, в Орден принимаются все новые и новые рыцари.
Будучи уверенными, что божественный порядок в мироустройстве должен найти свое отражение во внутреннем устройстве Ордена, тамплиеры особое внимание уделили его структуре. Орден управляется единым руководителем: Великим Магистром. Остальные функции в Ордене были разделены между
а) рыцарями-воинами;
б) капелланами;
в) конюхами и оруженосцами;
г) слугами и ремесленниками.
Однако, какие бы более или менее сложные и ответственные посты ни занимали люди в Ордене, все они имели, как было закреплено Уставом, одинаковые обязанности и пользовались одними и теми же привилегиями Поводом для занятия той или иной должности были исключительно собственные заслуги человека, ибо как пишет Бернар, “среди них нет различия между личностями, и разница скорее определяется достоинствами рыцаря, нежели благородством крови.”
Рыцари носили белые накидки (знак чистоты и целомудрия), между тем как слуги, оруженосцы и младшие братья должны были одевать черные. Впоследствии Папой было закреплено, что рыцари могли носить красный восьмиконечный крест спереди на левой части груди в знак того, что никогда не отступают в сражениях. Когда эскадроны Ордена бросались в атаку, их первую линию составляли всадники в белом, а вторую, где были сержанты и конюшие, — всадники в черном. По-видимому, отсюда и произошел знаменитый черно-белый штандарт Ордена, так называемый “Босан”, боевое знамя тамплиеров, сочетание цветов которого символизировало постоянную борьбу в Космосе и в человеке между Светом и Тенью.
Рыцари были объединены в “командорства”, маленькие автономные республики, имевшие свои крепости и независимые от законов той области, в которой они находились К XIII веку тамплиеры имели около пяти тысяч командорств, покрывавших своей сетью почти целиком Европу и Ближний Восток. Только в Святой Земле у Ордена было 600 рыцарей, 2000 сержантов и более 5000 рядовых всадников. С такой силой приходилось считаться, тем более, что Устав Ордена запрещал его членам отступать перед врагом, если по численности враг не превосходил втрое.
Финансы.
Постепенно росло и материальное благополучие Ордена, необходимое для его существования и для выполнения возложенной на него миссии. Вначале существовали пожертвования. тамплиеры имели и постоянно подтверждали свою репутацию ревностных и бескорыстных защитников справедливости и истинной веры, о них слагались легенды; поставив себе задачу охраны Гроба Господня и путей паломников к нему, для многих сами они стали, образно говоря, символом пути к святыням, символом возрождения этих святынь. Не имевшие возможности вступить в Орден передавали ему свое имущество или сбережения, чтобы хоть таким образом участвовать в благородном деле.
Богатые люди, не имевшие наследников, оставляли Ордену имения, замки, поместья. Арагонский король Альфонсо Первый после своей смерти в 1134 году передал Ордену треть своего королевства на севере Испании. В1141 году Бретонский герцог Конан оставил Ордену целый остров недалеко от побережья Франции. Уже к середине двенадцатого века тамплиерам принадлежали многие сотни земельных наделов с замками и поместьями.
Это состояние, не перестававшее пополняться, впоследствии умножилось благодаря умению, с которым рыцари управляли своим имуществом. Иметь деньги в то время для простого человека автоматически означало бояться их потерять, ведь справедливым считался сильнейший. тамплиеры смогли стать гарантами сохранности не только собственных, но и чужих сбережений, и передать свои деньги Ордену на хранение было надежней и выгоднее, чем держать их дома. Бумажных денег в то время не было, а путешествовать с мешком золота было нелегко и опасно. Имея представительства Ордена чуть ли не в каждом городе, тамплиеры сделали подобные путешествия безопасными.
Сдав деньги в одном командорстве, человек получал расписку, по которой мог получить их назад в любом другом. Благодаря прочной сети командорств, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам. Монархи, принцы, частные лица, ювелиры и торговцы становились клиентами этих первых “банкиров”, изобретателей чеков, которыми мы сегодня пользуемся. Раздробленная на многие княжества, непрестанно воюющие между собой и вследствие этого изолированные не только друг от друга, но и от всего мира, Европа постепенно начинала оживать и обретать стабильность. Появилась возможность возобновить старые торговые, а значит, и культурные связи с остальным миром. По жилам истерзанного междоусобицами и начавшего было увядать тела заструилась свежая кровь.
Логично спросить: как же увязать подобную деятельность с обетом бедности, который давался каждым рыцарем? Что это — лицемерие, ложь или очередная загадка, преподносимая нам рыцарями Храма? Кто посмел бы назвать бедными представителей самой, пожалуй богатой организации своего времени? И все же они именно были бедными, просто понимали бедность не только поверхностно. Не как нищету и отсутствие элементарных материальных благ, а как собственную от них независимость. тамплиер не имел имущества, за исключением самого необходимого. Имуществом владел, а правильнее было бы сказать — управлял — Орден. И управлял не ради самого имущества и его приумножения, а ради дела, которому оно должно было послужить, во имя этого дела.
Этот, можно сказать, принцип бедности, которому рыцарей обучали задолго до самого посвящения в рыцари, распространялся не только на деньги и прочие материальные ценности, а на все, что могло, но не должно было стать собственностью рыцаря, так как его задачей было не присвоить, а справедливо распорядиться этим на благо общего дела. На практике очень непросто принять подобный подход, а еще сложнее применять его в своей жизни повседневно. И поэтому с самого момента прихода в Орден будущий рыцарь стремился постичь и открыть прежде всего в себе самом те истины, что стояли за знаменитым девизом Ордена “Не нам, Господи, не нам, а все во славу имени Твоего!”
Обучение в Ордене.
Быть принятым в Орден еще не значило стать тамплиером, рыцарем Храма. Будущему рыцарю предстояло пройти путь, длина которого зависела от его собственных усилий. Сколько человек пытались разгадать загадку Ордена, с какой только стороны не подступались — и каждый раз камнем преткновения становились тайные учения, существовавшие в Ордене. Как появились они в стерильной атмосфере римско-католической ортодоксии? Что означали те странные символы и обряды, сказать правду о которых так и не согласился никто из действительно знавших ее? Да и существовали ли вообще какие-либо учения внутри Ордена, или они были плодом воспаленного воображения тех, кто был заслуженно изгнан из Ордена за недостойное поведение, по чьим показаниям до сих пор пытаются восстановить истину?..
Учения, несомненно, существовали. Подобно тому, как дерево, лишенное солнечного света и живительной влаги, засыхает, рыцарь, лишенный идеала и мудрости, становится обыкновенным солдатом. тамплиеры хорошо знали этот закон, не менее хорошо они умели хранить то, что наполняло Орден жизнью и давало ему силу. Недаром они изменили представление о рыцаре как о смелом, но грубом и неотесанном вояке. Рыцарь в их понимании был примером не только умения владеть мечом и вести себя в бою, но прежде всего человеком мудрым, способным стать опорой практически в любой ситуации. тамплиеры не ограничивали себя изучением исключительно военных наук. В сферу их интересов входили история и география, математика и астрономия, химия и медицина. Основой же их знаний и мировоззрения служили те древние и таинственные учения о природе человека и строении Вселенной, что были главным богатством, обнаруженным ими на Востоке.
Вот где, поистине, реальность пересекается с мифами и легендами! И причина этого не столько в том количестве легенд, что сопровождали Орден во все время его существования, сколько в самом принципе обучения, применявшемся тамплиерами. Мифы и легенды, заимствованные из разных культур или созданные Орденом, являлись для рыцаря своего рода моделью. с разных сторон и через различную символику описывали те этапы, через которые он сам проходил на пути духовного роста.
Для тамплиера быть рыцарем означало, прежде всего, стремиться соответствовать своему Идеалу. Великому и недостижимому, как Солнце, и одновременно близкому, всепроникающему и согревающему все вокруг и в тебе самом. Идеалу Рыцаря, чьей миссией во все времена было стоять на защите добра и справедливости, в любых условиях суметь стать хранителем всего самого сокровенного, святого. что только есть в мире, не дать тьме в лице беззакония и безнравственности поглотить истинные ценности. Считалось, что рыцари появляются в тяжелые времена, когда многими людьми уже потеряна сама надежда на возвращение добра и справедливости. Появляются несмотря на все окружающие проблемы, можно сказать — вопреки этим проблемам. И приносят с собой свою философию — простую, жизненную и действенную, как они сами.
Ради этого стоило жить, бороться, ради этого не страшно было умереть. За всю историю Ордена не было случая, когда тамплиер бежал бы с поля боя или нарушил данное им слово. Кодекс Чести, передававшийся рыцарю только устно при посвящении, был его главной защитой и оружием. Согласно этому Кодексу, где бы рыцарь ни находился и в какую бы ситуацию ни попал, он всегда должен был оставаться на страже справедливости и быть примером определенных рыцарских добродетелей. Он не был обязан следовать всем догматам Церкви, требовалось от него лишь естественно признание существования божественного в Природе и в нем самом.
Тамплиеры знали, что действительно великое может быть построено лишь на по-настоящему прочном фундаменте. Как и многие их предшественники, они не нашли ничего прочнее добра и справедливости, чести и достоинства — главных добродетелей рыцарства. Только на пути к ним рыцарю предстояло выдержать не одно сражение и одолеть множество врагов, главным из которых был он сам, его собственное несовершенство. Но разве не ради борьбы он выбрал путь? Разве не его уста произнесли: “Не нам Господи, не нам, а все во славу имени Твоего!”
Деятельность Ордена.
В то время как весь мир, кто с восхищением, а кто с завистью, следил за ростом внешнего величия тамплиеров с его извечными атрибутами в виде денег и славы, рыцари Храма крепили свою истинную мощь. Уж кому-кому, а им было ведомо, что не стоимость кольчуги и не количество драгоценных камней на рукояти меча определяют успех в бою, а крепость руки, сжимающей эту рукоять, и храбрость сердца, бьющегося под кольчугой. Красный крест на белой накидке, расположенный на левой стороне груди, как раз над сердцем, не только напоминал тамплиеру, что он не должен отступать в бою. Для каждого рыцаря и в сражении, и в мирное время он был символом причастности к общему делу. Осознание, что ты не одинок, а являешься частью Ордена, выполняющего свою миссию, наполняло смыслом каждое дело, каждое усилие тамплиера, и каждое дело, каждое усилие одного из них становилось пусть маленьким, но шагом к выполнению задачи Ордена.
Не может существовать ничего, что рассказало бы о миссии тамплиеров красноречивей, чем их собственные дела. История Ордена началась на Востоке, и тамплиеры были единственной организацией своего времени, которая была открыта для восприятия всего нового и необычного для европейского сознания, что мог дать Восток. Благодаря этому, рыцари быстро становятся своего рода натуральными “монополистами” на самые передовые достижения науки и культуры. Уже в тринадцатом веке они прекрасно владеют основами картографии, благодаря чему в Европе бурно начинает развиваться строительство дорог, связавших между собой основные города, и, что самое главное, связавших Европу с государствами Востока. Значение этих магистралей, ставших в буквальном смысле каналами вначале для торговых, а затем и для культурных связей, трудно переоценить.
Их флот первым в мировой истории применяет в мореплавании компас, делая само мореплавание безопасным, а маршруты торговых судов выверенными и оптимальными. Тамплиеры принимают участие в сражениях, получают раны. Орден имеет собственных врачей, применяющих в своей практике новейшие достижения медицины, в том числе — впервые в мире использующих для обезболивания при операциях наркотические вещества. Аккуратный и бережливый во всех денежных делах, Орден не скупится и вкладывает огромные средства в строительство готических соборов во Франции, а инженеры Ордена участвуют в из возведении. Наконец, система надежных и безопасных денежных расчетов, основанная на тамплиерских “чеках”, явилась прообразом современной банковской системы. Однако, параллельно с развитием Ордена в той же пропорции начала расти зависть. Самым могущественным государством Европы по праву считалась Франция, и ее король первым предпринял действительно серьезные шаги против Ордена. Понимая, что без хотя бы формального согласия религиозной власти его замысел обречен на неудачу, Филипп Красивый ставит на престол “своего” Пап, от которого и получает впоследствии необходимую бумагу. До достижения цели остается совсем немного.
Эпилог.
Плотный, влажный туман окутывал холодным ранним утром 13 октября 1307 года причалы, склады и прочие портовые сооружения города Ла-Рошель. Работы продолжались всю ночь, и многие участвовавшие в них благодарили Небо за эту естественную завесу, так вовремя укрывшую их от посторонних глаз. С восходам Солнца туман начал редеть, но даже самый пристальный наблюдатель не успел бы разглядеть, что за корабли покинули пристань в столь ранний час и куда они держат курс. Их порт назначения неизвестен и по сей день. Можно лишь строить догадки. Известно лишь, что тамплиеры до конца остались верны себе, и, как и всегда, оказались на шаг впереди своих противников. Восемнадцать больших, полностью груженных галер под парусами с красными крестами уносили в будущее легендарное сокровище Ордена. Что это было за сокровище? Наверное, каждый найдет для себя свой ответ и увидит тогда еще одно проявление естественной справедливости в том факте, что практически ничего из ценностей, материальных и иных, не попало в руки короля.
Что остается нам? Наверное, так же, как всегда, когда встречаешься с чем-то великим: поражаться величию и, быть может, извлекать уроки. Если приглядеться попристальнее, не настолько сильно наши времена отличаются от времени тамплиеров. Во всяком случае, зачастую уж слишком явственно ощущается ностальгия по Настоящему, по надежному, по истинному благородству и чести. Это просто означает, что нам не хватает рыцарей.
В числе прочих существует одна легенда, согласно которой один раз в году в склепе тамплиеров появляется величественная тень в белой накидке с красным крестом и задает один и тот же вопрос: “Найдутся ли рыцари, готовые защитить Гроб Господень?” — “Нет, — отвечают ей стены склепа, — ибо Храм разрушен.” Это легенда, но ведь сама жизнь может задать нам вопрос, готовы ли мы защитить истинные ценности? Как быть тогда?