ВИРТУАЛЬНЫЙ ДОМ 2 ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС!!!Когда грустно тебе - улыбнись! Когда боль на душе - поделись! Когда в сердце любовь - не молчи! Когда трудно тебе - закричи! Когда жить не хочешь - терпи! Когда крылья раскрылись - лети! Когда враг оскорбил - прости! Когда счастье стучится - впусти!

Виртуальный дом 2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ЭТО ИНТЕРЕСНО » Морские истории


Морские истории

Сообщений 21 страница 30 из 228

21

Глава I
Мореходство русских с IX столетия до Петра I
Плавания и военные походы русских с IX по XVII столетие

Внутренние водные пути древней России и моря, ее окружающие, много способствовали быстрому соединению обитающих в ней отдельных славянских племен в одно сильное государство. При ровной местности и покрывающих ее дремучих лесах, большие, многоводные реки: Волга, Днепр и Западная Двина представляли почти непрерывные, удобные военно-торговые пути, соединяющие Балтийское море с Черным и Каспийским. По этим путям перевозились на север богатые произведения Южной Европы и отдаленной Азии и по ним же двигались дружины первых русских князей. При отсутствии сухопутных дорог, плавание по рекам и озерам представляло для жителей древней России единственно возможный способ передвижения, и эта необходимость до такой степени способствовала развитию морских качеств в народе, что, одновременно с основанием русского государства, славяно-русские дружины на своих небольших челнах смело переплывали обширные моря и собирали добычу с богатой столицы Греческой империи и цветущих берегов Каспия.

Первый морской поход в Грецию совершен был овладевшими Киевом дружинниками Рюрика, явившимися перед Константинополем в 865 году в числе 200 судов. Потом успешные походы в Грецию были совершены князьями: Олегом, Игорем и Святославом, завоевавшим придунайскую Болгарию и временно утвердившимся в ней. Сын Святослава Владимир ходил по Волге против камских болгар и завоевал у греков Херсонес. Последний поход в Грецию происходил в 1043 году, в княжение Ярослава. Эти плавания сопровождались захватом богатой добычи. Признанное греками господство русских на Черном море выразилось названием этого моря – Русским морем. В период времени с 880 по 1175 год славяноруссы являлись и на берега Каспийского моря. Они делали набеги на юго-восточные, южные и западные прибрежья и даже некоторое время держались на реке Куре и на островах, лежащих против нынешнего города Баку.

Междоусобия удельных князей и нашествие татар уничтожили морское могущество России на южных морях; а впоследствии образование на Волге татарских царств – Казанского и Астраханского и завоевание Греческой империи турками надолго отделили Россию от морей Каспийского и Черного. Только на севере, благодаря предприимчивости и отваге новгородцев, сохранилась русская морская торговля, и военные морские силы сдерживали напор враждебных соседей-шведов, упорно стремившихся отрезать русских от Балтийского моря.

Новгород, владея Невою, составляющею выход в Балтийское море из больших речных путей, проходящих по России, имел обширную морскую торговлю, и ему платили дань Корела, Эсты и Эмь, жившие у Ладожского озера и на обоих берегах Финского залива. Около XII века, утвердясь в устьях Северной Двины, новгородцы, увлекаемые морскими промыслами, торговлею и жаждою новых приобретений, проникли в Печорский край и даже ходили на Новую землю и в Карское море.

Принимая участие в торговой деятельности знаменитого в XIII веке Ганзейского союза, и по близкому соседству своему со шведами, новгородцы нередко имели с ними неприязненные столкновения, причем главная причина спора заключалась в обладании Невою. Одною из самых значительных битв, происходивших во время этой вековой борьбы, была победа, одержанная над шведами на Неве в 1240 году князем новгородским Александром Ярославичем и доставившая ему почетное наименование Невского. К концу татарского владычества, кроме прибрежья Белого моря, забытого Западною Европою, во владении России осталась только небольшая часть берега Финского залива, около устьев Невы и Наровы. К этому должно прибавить, что в половине XII столетия по несчастной непредусмотрительности половцев, владевших Ливониею, на устье Западной Двины утвердился орден Меченосцев и что при покорении Новгорода московскими князьями пала окончательно его морская торговля.

Но с каким постоянным упорством враждебные нам соседи, опасающиеся усиления могущества России, старались отодвинуть ее от берегов моря, с таким же постоянством и энергиею правители России пользовались удобными случаями приобрести часть морского берега. Едва только свергнуто было иго татарское, как завоевание Казани и Астрахани Иоанном Грозным открыло для нас свободный путь в Каспийское море; взятием в 1558 году Нарвы положено начало возобновлению торговли на Балтийском море, и почти одновременно с этим, благодаря случайно занесенному в устье Северной Двины торговому английскому кораблю, начала быстро развиваться наша морская торговля с Англиею, причем английские купцы проникли даже в Каспийское море.

Это благоприятное положение значительно изменилось в последующие годы царствования Грозного, когда Россия потеряла Нарву и по новой границе, проведенной в 1595 году, русские владения на Финском заливе ограничились только самыми устьями Невы, прилежащим к ним берегом до реки Сестры и половиною острова Ретусари, нынешнего Котлина. Наконец, Столбовским миром (1617 г.) Россия была окончательно отодвинута от моря, и заключивший этот мир шведский король Густав-Адольф выразил своим государственным чинам надежду, «что русскому народу, вероятно, трудно будет перешагнуть поставленные преграды».

Между тем, русская морская деятельность, приостановленная на Балтийском море, нашла себе исход на севере России и на Черном море. На севере смелые поморы-промышленники, движимые торговыми выгодами, и «служилые люди», собиравшие ясак с местных жителей, двигаясь к востоку, обошли весь морской берег от Печоры до Охотского моря и, утвердившись на последнем, добыли первые сведения о Сахалине и Шантарских островах. Проливом, позднее названным Беринговым, первый прошел казак Дежнев в 1648 году. На юге же казаки, поселившиеся на берегах Днепра и Дона, несмотря на построенные турками в устьях обеих этих рек сильные крепости, выходили на своих небольших чайках в Черное море, грабили принадлежащие туркам берега и, являясь перед Константинополем, приводили в ужас его население, в глазах которого в 1624 году они разграбили и сожгли, на Босфоре целый город.

Форма древних русских судов, на которых плавали наши князья и казаки XVII столетия, обусловливалась особенностями путей, по которым им приходилось двигаться. И так как обыкновенными дорогами служили реки, в верховьях своих разделенные небольшими пространствами земли, называемыми волоками, то и от судов, кроме крепости, поместительности и безопасной удобной формы, пригодной для плавания как по глубоким, так и по мелководным рекам и озерам, требовалась еще легкость, позволяющая переносить или перетаскивать (переволакивать) эти суда около порожистых мест и, главное, через волоки. Для удовлетворения таким условиям древние русские лодки состояли из однодеревного днища (челнока или, по северному говору, – трубы), борта которого в случае морского плавания возвышались набойными досками, отчего и самые лодки получили название набойных. Подобные суда могли поднимать около 50 человек, ходили на веслах, а в море при попутных ветрах пользовались и парусом. Обыкновенно при морских плаваниях они держались близ берега; но так как иногда буря могла захватить их в открытом море, то кругом лодки привязывался толстый тростниковый пояс, который, в случае повреждения лодки, поддерживал ее на воде, и когда для лучшей безопасности на большом волнении связывалось вместе несколько лодок, то он не давал им тереться друг о друга и ломаться. Во времена первых князей, а, вероятно, и гораздо ранее, однодеревные днища таких лодок вырубались жителями верховьев Днепра и пригонялись на продажу в Киев. Здесь они обращались в лодки, способные к морскому плаванию, спускались по реке, перетаскиваясь берегом у порогов, и, окончательно приготовясь и вооружась в устье Днепра, выходили в море.

Такие утлые челны не мешали нашим предкам нападать, а иногда и одерживать победы над военными кораблями греков, обладавшими всеми способами защиты и нападения, веками выработанными древнею морскою наукою. Защищенные высокими бортами своих кораблей, греки имели разнообразное ручное оружие, метательные машины, представлявшие своего рода сильную артиллерию, и кроме того пользовались гибельным для тогдашних судов средством – ужасным греческим огнем. При подобном неравенстве средств успехи славян могут объясняться только отчаянною их храбростью, обладанием качествами хороших моряков и уменьем применять к делу разные военные хитрости, заменявшие силу.

О военно-торговых кораблях древних новгородцев только в старинных наших былинах сохранились немногие сведения, из которых видно, что образцом для новгородцев служили суда скандинавов, славившиеся своими боевыми и морскими качествами. На северном нашем поморье плавали кочи – большие палубные суда (от 40 до 90 футов длины) и суда меньшие их – шитики, имевшие однодеревные днища и бортовые доски, пришитые (отсюда и шитики) ивовыми ветвями. Паруса и такелаж на этих судах делались из оленьих кож, а якоря были деревянные с привязанными к ним камнями. Кроме того, на северном поморье были и другие виды судов, старинные русские и заимствованные от иностранцев, как например: лодьи, карбасы, бусы, шняки. На Каспийском море, по свидетельству одного моряка петровского времени, в старину плавали суда, называемые бусами, которые «строились из брусьев с перерубами, как избы». По внутренним рекам древней России, как например по Волге и Шексне, ходили большие торговые суда, которые могли, средним числом, проходить против течения в сутки около 13 верст.

Замечательно, что несмотря на славные морские походы древних князей в Грецию характер русского судостроения при них нисколько не усовершенствовался, и даже в половине XII века киевляне удивлялись, как чуду, впервые появившейся на Днепре военной лодье, на которой гребцы были закрыты палубою и наверху стояли воины.

+1

22

Попытки военного судостроения в XVII столетии

Вскоре после появления англичан в Белом море (в половине XVI столетия) начатые ими попытки торговых сношений через Каспийское море окончились безуспешно. Но в царствование Михаила Феодоровича тем же торговым путем желали воспользоваться голштинцы и для исполнения этого испросили дозволение построить в Нижнем Новгороде десять кораблей, которые, ввиду частых разбоев, происходивших на Волге и на Каспийском море, предполагалось вооружить пушками. Постройка эта, однакож, ограничилась только одним кораблем, получившим название по имени герцога голштинского «Фридерик».

Корабль был длиною в 120 футов, имел три мачты и 24 весла; экипаж его, кроме пяти человек русских чернорабочих, весь состоял из иностранцев. Выйдя в Каспийское море, «Фридерик» погиб там у берегов Дагестана.

Вторая попытка заведения военных судов для Каспийского моря была сделана при царе Алексее Михайловиче но ходатайству одной персидской купеческой компании, которая желала перевозить персидские товары в Западную Европу через Россию, и наше правительство за определенное вознаграждение обязывалось доставлять и охранять эти товары во время пути. С этой целью в дворцовом селе Дединове в 1667 году заложен корабль «Орёл» и, кроме того, яхта, бот и две шлюпки. Все необходимые корабельные припасы выписаны были из Голландии, строитель, капитан и все более значащие чины экипажа были также голландцы.

Благодаря различным препятствиям, происходившим от новизны дела и слабости тогдашней администрации, строение и изготовление этих судов продолжалось около двух лет, и конечным пунктом, до которого дошли они, была Астрахань, где «Орёл» был сожжен Степаном Разиным, а команда разбежалась. [1]

Подобные торговые предприятия, при тогдашних взглядах правительства, казались выгодными для России, на самом же деле, в случае успеха, они послужили бы только к большему развитию у нас торговой деятельности иностранцев, в прямой ущерб нашим русским купцам. Опыт показал, что со времени появления англичан в Архангельске иностранцы захватили в свои руки нашу морскую торговлю с Западною Европою и употребляли все средства, чтобы не допускать в нее русских. Не удовлетворяясь дарованными привилегиями, иноземные купцы, приходя в Архангельск, не хотели подчиняться установленным для них правилам и позволяли себе делать разные бесчинства. «Многажды бывало, – пишет один очевидец половины XVII столетия, – что корабельщики через город стреляли, и всякое дурно от них бывало, а унять их воевода не смел» или, вернее, не мог, потому что не имел в своем распоряжении военной морской силы.

Такие своеволия возбуждали в правительстве опасение, что иностранцы могут морем проникнуть в Сибирь и утвердиться там силою. Отчасти опасения эти в царствование Михаила Феодоровича были причиною правительственного распоряжения, уничтожившего деятельную до этого времени морскую торговлю поморов, которые из Архангельска плавали с товарами в устье реки Таза к городу Мангазее, стоявшему на месте нынешнего Туруханска.

При Алексее Михайловиче сделана была новая попытка возвратить России часть морского берега от Риги до Невы, и для этого в 1656 г. двинулись в шведские владения три отряда русских войск: в Ливонию – к Дерпту и Нарве и к Неве, где у острова Котлина русскими с бою взят был у шведов «полукорабль» и несколько пленных. Начатая успешно война окончилась в 1661 году невыгодным для России миром, по которому последняя осталась попрежнему отрезанною от морского берега. Но надежды русских были до того сильны, что во время непродолжительного владения Россиею берегом Западной Двины предприимчивый и просвещенный боярин Ордин-Нащокин, принимавший прежде деятельное участие в постройке корабля «Орёл», теперь приступил к постройке нескольких военных судов на Двине в городе Кокенгаузене, где он был наместником. Цель Ордина-Нащокина была, по овладении Ригой, выйти в море с готовыми военными судами.

Неудавшаяся война, доказавшая невозможность для России борьбы с сильным соседом, казалось, лишала ее, если не навсегда, то весьма надолго, надежды обладать берегом моря, необходимым для ее развития и усиления. Но исторический ход событий скоро отстранил все препятствия и дал возможность России сделаться сильною морскою державою, поставив ее среди государств Европы на то высокое место, которое принадлежало ей по обширности ее владений, естественным богатствам и высоким качествам народа.

Несмотря на ревнивую и завистливую опеку соседей, в продолжение XVII столетия в наше отечество, окрепшее и собравшееся с силами, начало проникать европейское образование: явились попытки к улучшению законодательства, администрации, устройству регулярного войска, и все более и более стала выясняться мысль о необходимости основания военного флота. Отдельные лица в России тогда уже вполне понимали невозможность для такого обширного государства быть в тягостной зависимости от соседей, и единственный выход из этого положения видели в приобретении морских портов и заведении флота. Эту плодотворную, по ее последствиям, мысль предстояло осуществить Петру I.
Глава II

0

23

Глава II
Потешные плавания и Азовский флот Петра I
«Дедушка русского флота» и Переяславская флотилия

Юный Петр Алексеевич, питавший страстную любовь к морю, от близких к нему образованных иностранцев, его наставников и собеседников, особенно же от голландца Тимермана и швейцарца Лефорта, приобрел первые понятия о морской науке и сознание важности флота для России. Случайно же найденный им в 1688 году старый английский ботик, принадлежавший деду Петра Никите Ивановичу Романову, познакомил царя с удовольствием плавания под парусами.

На этом знаменитом ботике, названном самим Петром Дедушка русского флота, он впервые начал кататься по реке Яузе; но так как она для лавировки была тесна, то Петр, успевший уже пристраститься к «водяной потехе», перенес ботик в находящийся в селе Измайлове Просяной пруд. «Но и там, – замечает юный знатный моряк, – немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в следующем 1689 году трех судов на Переяславском озере, где со своими потешными преображенцами он работал топором наравне с простыми плотниками. На берегу озера построены были дворец, батарея, с которой в торжественных случаях производилась пальба, и пристань для судов.

Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг.

Скоро Переяславское море показалось тесным пылкому моряку, он пожелал увидеть настоящее море и с этим намерением в 1693 году отправился в Архангельск. Путь до Вологды он совершил сухим путем, а оттуда водою. В Архангельске, наконец, Петр увидел давно желанное море, иностранные корабли и торговую жизнь приморского города. Все это обратило внимание юного Петра, и он, с обычною своею энергиею, начал изучать то, что казалось ему полезным. Первым плодом подобного изучения было сознание огромных выгод, получаемых здесь исключительно иностранцами, и горячее желание, созданием своего торгового флота, обратить эти выгоды на пользу русского купечества. Под влиянием такой мысли, Петр немедленно избрал для верфи лежащий подле города Соломбальский остров, на котором и заложил 24-пушечный корабль, поручив строение его надзору тамошнего воеводы, стольника Федора Матвеевича Апраксина. Одновременно с этим, он заказал построить в Голландии и другое 44-пушечное судно. Оба они были небольших размеров и, имея пушки весьма малого калибра, могли служить для военных и торговых целей. В ожидании прибытия Петра в Архангельск, для него построена была 12-пушечная яхта Святой Петр, на которой он первый раз вышел в Белое море и, конвоируя иностранные купеческие суда, провожал их около 300 верст.

На следующий 1694 год Петр вторично посетил Архангельск, откуда сделал морскую поездку в Соловецкий монастырь и на эскадре, состоявшей из трех судов, ходил до Святого Носа, то есть до выхода из Белого моря в Северный океан. Во время плавания в Соловецкий монастырь на яхте Святой Петр он выдержал страшную бурю, и яхта избавилась от погибели только благодаря сведущему лоцману, лодейному кормщику Антипу Тимофееву, который благополучно провел ее опасным проходом к спокойному якорному месту в Унской губе. Суда эскадры, на которой плавал Петр к Святому Носу, были: купленное в Голландии Пророчество, ходившее под адмиральским флагом Ф. Ю. Ромодановского и на котором находился сам Петр в звании шкипера; построенный в Архангельске корабль Апостол Павел, под вице-адмиральским флагом Бутурлина, и яхта Святой Петр, под контр-адмиральским флагом Гордона.

Во время вторичного пребывания Петра в Архангельске, кроме верфи на Соломбале, начато было и частное судостроение близ Холмогор, на реке Вавчуге, местными купцами братьями Бажениными.

Основание Азовского флота

Двукратное посещение Архангельска ясно показало Петру важное значение портового города для государства, и он пришел к сознанию, что при обширности России ей необходимо открыть свободный выход в южные моря: Азовское и Черное. Осуществление этой мысли облегчалось тем, что Россия уже с 1686 г. была в неприязненных отношениях с Турцией, подвластные которой татары разоряли наши южные границы. Решено было первоначально завладеть устьями рек Дона и Днепра и, главное, крепостью Азовом, как ключом к Азовскому морю.

Первый поход к Азову, состоявшийся в 1695 году, был безуспешен, особенно потому, что турецкий гарнизон осажденной крепости получал от стоявшего на Дону флота помощь людьми, боевыми припасами и провиантом. Таким образом, осязательною причиною неудачи явилось отсутствие с нашей стороны морской силы, и Петр немедленно приступил к созданию военного флота.

Бездна препятствий, встречавшихся при начале этого великого Дела, не помешала его осуществлению. Все средства, отдельно разбросанные по России, и все сведущие в судостроении люди собраны были под Москвою, в селе Преображенском, где гвардейские солдаты и опытные плотники, привезенные из Вологды, Нижнего, Архангельска и других городов, принялись за обделку частей галер. Образцом служила галера, построенная в Голландии и разобранною доставленная в Москву через Архангельск. С нею прибыл галерный мастер; а необходимые для нового флота корабельные мастера, лекаря, штурмана, матросы и другие морские чины выписаны были из Голландии.

Части 22 галер и 4 брандеров по зимнему пути перевезли к городу Воронежу, где на реке Воронеже устроена была верфь и адмиралтейство для сборки и приготовления к плаванию привезенных из Преображенского судов. Здесь же были заложены и строились два корабля-галеаса.

В то же время в притоках Воронежа, для предстоящей перевозки войск по Дону, поспешно строилось более полуторы тысячи стругов, морских лодок и плотов, и в разных местах заготовлялись все предметы, необходимые для флота. Для скорейшего доставления на место постройки все более необходимое везли безостановочно, день и ночь, на переменных лошадях. Благодаря принятию таких энергичных мер и непосредственному участию в деле самого Петра, в исходе мая месяца 1696 года новосозданный флот, в числе одного корабля (длиною 113 футов), двух брандеров, двадцати трех галер и нескольких десятков казацких лодок, запер для турок устье Дона; а спустившаяся, также по Дону, армия обложила крепость Азов, которая в июле месяце, лишенная помощи своего флота, должна была сдаться.

Хотя настоящим распорядителем и душою дела во всю эту кампанию был сам Петр, но начальником флота числился Лефорт, носивший звание адмирала и занимавший первое место в триумфальном торжестве, которым приветствовала Москва победителей Азова. Цель похода была достигнута: взятием Азова открылся для России свободный выход в Азовское море. Петр, признавая, что значительная доля успеха в этом важном деле принадлежала флоту, и предвидя те неисчислимые выгоды, которые он должен был принести в недалеком будущем, твердо решился немедленно положить прочные основания устройству постоянного военного флота, и к осуществлению этой великой мысли привлечены были силы всего государства.

Постройка судов кумпанствами

Постановлением царской думы, собранной в селе Преображенском 4 ноября 1696 года, было решено, чтобы все владельцы крестьян, светские и духовные, имеющие не менее 100 дворов, строили корабли, соединяясь в компании, или, как тогда говорилось, в кумпанства. Имеющие же меньшее число дворов обязывались вносить на строение кораблей деньгами, по полтине с двора. На купечество отдельно налагалась постройка 12 кораблей.

Во время судостроения в Воронеже главное морское управление находилось под ближайшим наблюдением самого Петра, и административным морским центром был так называемый царский шатер на Воронеже. С учреждением кумпанств списки их, составленные в поместном приказе, тотчас переданы для исполнения во Владимирский судный приказ, состоявший в ведении стольника Протасьева, получившего звание адмиралтейца.

Местом постройки были избраны берега рек Воронежа и Дона, а лесные участки отводились безденежно. Из-за границы выписаны корабельные мастера и те из судовых материалов, инструментов и принадлежностей, которых нельзя было приобрести в России.

Вообще предполагалось выстроить кумпанствами до 90 судов и казною, на собранные полтинные деньги, до 80. Суда эти были: парусные, разных форм и названий, и галеры различных размеров. Длина первых не превышала 120 футов и боевое вооружение состояло, по большей части, из орудий весьма малых калибров, числом до 60. Длина больших галер доходила до 174 футов, и в числе орудий их были пушки 24-фунтового калибра. Работа происходила с такою поспешностью, что к осени 1698 года значительное число судов было окончено. Главное место постройки было на Воронеже, в тамошнем обширном адмиралтействе. Для провода судов по мелководным местам рек Воронежа и Дона построены были, по примеру Голландии, камели и, для перевозки грузов, – лихтеры.

Все эти значительные работы, требовавшие огромных денежных средств, множества рабочих рук и необыкновенной поспешности, под угрозою «всякого разорения и смертной казни, за оплошку и нерадение», ложились непосильною тяжестью на народ и истощали скудные финансы государства. Но Петр, бывший первым и самым неутомимым работником, служил для всех примером самоотверженной преданности делу, от успешности которого ожидалась великая польза для России.

Путешествие Петра I в Голландию и Англию

Но чем ближе знакомился Петр с морским делом, тем яснее понимал, что для успешного создания флота требовалось много таких сведений, которых в России приобрести было невозможно, и тогда у него явилась смелая мысль: самому отправиться в Европу и, изучив в морских державах, насколько будет возможно, главнейшие части морской науки, употребить полученные сведения на пользу русскому флоту. Для исполнения этого намерения решено было отправить посольство, во главе которого находились Лефорт и боярин Федор Алексеевич Головин, один из главнейших сотрудников паря полделам морского управления. Целью посольства было испрошение у государств, более заинтересованных в ослаблении Турции, материальной помощи в начатой нами борьбе. У морских же держав Англии и Голландии предполагалось просить оружия и других предметов для нашего рождающегося флота. При посольстве отправилось до 70 молодых людей знатных фамилий для изучения различных отраслей морского дела и, с тою же целью, послано 30 волонтеров, из лиц хорошо известных царю по участию их в прежних его плаваниях и судостроительных работах. В числе этих тридцати находился и сам Петр I под именем Петра Михайлова.

По прибытии в 1697 году в Голландию, Петр, желая вполне изучить кораблестроение, поступил плотником на одну из верфей маленького городка Саардама, но, обеспокоенный назойливым любопытством жителей, царь через десять дней переехал в Амстердам, где к трудился четыре с половиною месяца, изучая все технические подробности дела. Но так как в Голландии при строении судов руководствовались только практикою, то такое одностороннее отношение к делу не могло удовлетворить любознательности гениального Петра, и для изучения теоретических оснований науки кораблестроения он отправился в Англию. В продолжение своего пребывания в этих двух главнейших морских державах того времени, Петр, принимаемый с полным радушием обоими правительствами, обращал особенное внимание на все имеющее отношение к морскому делу. При всеобъемлющем светлом его уме, его необычайной любознательности, способности быстро усваивать всякие новые сведения и глубоко проникать в сущность предметов, не упуская ни одной важной подробности, плодом пребывания Петра в Голландии и Англии было самое полное, всестороннее изучение всех отраслей морской науки как в теоретическом, так и в практическом отношениях. По возвращении в Россию Петр мог составить чертеж судна, руководствовать в адмиралтействе каждого мастерового в мельчайших подробностях его работы, вооружить судно и управиться с ним в море при самых затруднительных обстоятельствах. Все эти сведения, в продолжение неустанно трудовой жизни великого моряка, ему многие тысячи раз приходилось прикладывать к практике и возбуждать общее удивление моряков глубиною и отчетливостью его знаний. Предполагаемое путешествие в Венецию, для изучения галерного дела, не могло осуществиться, по случаю вспыхнувшего в Москве Стрелецкого восстания, заставившего Петра немедленно возвратиться в отечество.

Деятельность Азовского флота с 1699 года до его уничтожения

Одним из полезнейших следствий заграничного путешествия Петра было также приглашение в русскую службу многих сведущих иностранцев, добросовестная служба которых принесла огромную пользу нашему юному флоту. Замечательнейшими из этих достойных личностей были: голландец вице-адмирал Крюйс и англичане – корабельные мастера Ден и Най, строитель каналов и доков Перри и профессор морских наук Фарварсон.

В отсутствии царя, продолжавшемся около полутора года, судостроение на Воронеже деятельно продолжалось, но, по торопливости, дурному качеству употребленных материалов, а главное, по неимению знающих распорядителей, мастеров и опытных рабочих, многие суда оказались до того дурными, что их невозможно было послать в море. Огорчение, ислытанное Петром при такой неудаче, только усилило его энергию. Немедленно приступил он к исправлению неудавшихся судов и к строению новых по лучшим чертежам, привезенным из-за границы. Хорошие же суда, готовые к плаванию, весною 1699 года были спущены из Воронежа к Азову и выведены в море под флагом адмирала Ф. А. Головина, заместившего умершего Лефорта. На эскадре, состоявшей из десяти кораблей, имеющих от 62 до 22 пушек, двух галер, двух мелких судов и четырех парусных лодок, находился и сам Петр, желавший, появлением русских военных судов в Азовском море, убедить Турцию в существовании русских морских сил и тем принудить ее к скорейшему заключению прочного мира.

Чтобы внушить Турции более высокое мнение о силе России, Петр отправил в Константинополь думного дьяка Украинцова морем на 46-пушечном корабле Крепость, конвоируя посла своего всем флотом до Керчи. Корабль Крепость под командою капитана Памбурга, перейдя благополучно Черное море, пришел в Константинополь и там своим появлением произвел сильное впечатление на все население столицы, не исключая правительственных лиц и даже самого султана. Для приобретения морской практики, а также и в видах угрозы, необходимой для успешности мирных переговоров, Петр весною 1700 года спешил вновь вывести свой флот в море. Адмиралтейцем, вместо Протасьева, назначен был родственник Петра, любимый и деятельный его сотрудник по морским делам Федор Матвеевич Апраксин, которому, кроме кораблестроения, поручено было еще заведывание корабельными лесами.

Со вступлением в управление Апраксина прекращена была кораблестроительная деятельность кумпанств, оказавшаяся на практике весьма неудовлетворительною. Запутанность в делах и ссоры кумпанств между собою вызвали (1700 г. 20 апреля) указ об окончательном с ними расчете и об определении постоянной суммы на содержание флота.

Наконец, в половине 1700 г. заключено было с Турциею перемирие на 30 лет, по которому Азов и часть берегов Азовского моря остались за Россией. Но поставленные мирные условия далеко не удовлетворяли надежд Петра: о свободном плавании русских судов по Средиземному и Черному морям в трактате не упоминалось, и турки усиливали укрепления в Керченском проливе, отказывая в пропуске через него даже торговым нашим кораблям. Несмотря на это, в данную минуту, для России мир с Турцией был крайне необходим, потому что Петр готовился вступить в борьбу с сильным северным соседом – Швецией. Поводом к предстоящей войне была все та же древняя, насущная потребность России в приобретении свободного выхода в Балтийское море.

С началом шведской войны наша морская деятельность сосредоточивалась преимущественно на севере, и Азовский флот потерял прежнее свое значение. Положение его вполне зависело от политических отношений России с Турцией, и потому, при опасении разрыва, работы на верфях закипали; в случае же уверенности в прочном мире все успокаивалось до новой тревоги.

Рассчитывая на прочное утверждение на Азовском море, Петр укреплял Азов и заграждал устье Дона, оставляя только одно более глубокое для прохода кораблей, в Таганроге устраивал защищенную от неприятеля гавань, в которой могло поместиться более 10 кораблей, и в та же время на Воронеже продолжал постройку судов. Почти каждую весну флот готовился к плаванию, хотя, по различным затруднениям, ни разу не мог выйти в море в значительном количестве судов. Главною причиною таких неудач было мелководье у Воронежа, затруднявшее проводку больших кораблей, поэтому адмиралтейство решили перенести в Тавров, где устроили доки и начали строить 80-пушечные корабли. В 1709 году появление шведской армии на Украине вызвало энергичные меры предосторожности для ограждения Азовского флота от опасности. Адмиралтейские материалы и годные к плаванию суда начали отправлять в Тавров, а некоторые и в Азов, негодные же суда спешили разломать. Для большего единства действий при защите края, Азов, Таганрог и все местные крепости переданы были в ведение морского начальства.

Хотя Полтавская победа и отстранила угрожавшую опасность, но, в ожидании новой войны с Турцией, в 1710 году во всем крае началась усиленная морская деятельность, и к кампании 1711 года предполагалось вывести в море до 30 вымпелов. При различных неблагоприятных обстоятельствах, из которых главнейшим было – необыкновенно малая весенняя вода на Дону и его притоках, флот вывести было невозможно; а по несчастному для России Прутскому мирному договору постановлено было Азов и все земли, завоеванные Россией в прошедшую войну, возвратить Турции. С потерей Азова окончилась и деятельность Азовского флота; 4 из его судов проданы были туркам, остальные разломаны или оставлены на стапелях; последние же несколько судов сохранялись в Таврове еще в 1727 году.

Значение Азовского флота

Азовский флот, весьма дорого стоивший России, несмотря на преследовавшие его неудачи, зависевшие главным образом от неблагоприятных условий местности, принес немаловажную пользу государству. Заслуга его в морском отношении заключалась в том, что он дал возможность русским людям приобрести опытность в новом для них деле и указал на источники средств, которые способствовали неимоверно быстрому созданию и развитию флота на Балтийском море. Как морская практическая школа, Азовский флот принес также огромную пользу: на нем были заложены довольно прочные основания всех главных отраслей морской деятельности. Наконец, существование его имело серьезное политическое значение, показав Европе, что может сделать Россия. И действительно, в каком из европейских государств, не имевших флота, могла бы осуществиться смелая мысль: построить в одну зиму флот в 1200 верстах от моря и, при содействии его, отнять часть берегов этого моря у сильного и опытного в морском деле неприятеля.

0

24

У-ТЮ-ТЮ, МАЛЕНЬКИЙ

     Службу   на  флоте  нельзя  воспринимать  всерьез,  иначе  спятишь.   И
начальника нельзя  воспринимать всерьез.  И орет он  на тебя не потому,  что
орет, а потому что начальник - ему по штату положено. Не может он подругому.
Он орет, а ты стоишь и думаешь:
     - Вот летела корова... и, пролетая над тобой,  любимый ты мой, наделала
та корова тебе прямо... - и тут главное, во время процесса, не улыбнуться, а
то начальника  кондратий хватит, в горле поперхнет, и умрет он, и дадут тебе
другого начальника.
     Но лучше всего во время разноса не думать ни о чем, отключаться: только
он  прорвался к твоему телу, а ты - хлоп, и вырубился. А  еще можно мечтать:
стоишь... и мечтаешь...
     - ЦДП!** ЦДП - центральный дозиметрический пост.
     - Есть ЦДП!
     Центральный вызывает, вот черт!
     - Начхим есть?
     - Есть.
     - Вас в центральный пост.
     Вот так всегда: только  подумаешь о начальнике,  а он тут как тут.  Ну,
теперь расслабьтесь. На лицо - страх и замученный взгляд девочки-полонянки.
     - Идите сюда!..  Ближе!.. Нечего трястись! Вы - кто?! Я вас  спрашиваю:
вы - кто? Я вам что? Я вам кто?! Кто! Кто?!!
     Про себя медленно: "Дед Пихто!"
     - Почему не доложили?! Почему? Я вас спрашиваю - почему?!!
     Ой! О чем он?
     - Очнитесь, вы очарованы! Я спрашиваю: где? Где?!
     Под "где" такая  масса смешных ответов,  просто диву иногда даешься. Но
главное, чтоб  на лице  читался  страх  - за взыскание,  за перевод, за все.
Пусть читается страх. А внутри мозг себе нужно заблокировать. Сейчас мы этим
и  займемся,  благо что времени  у нас  навалом. Прекрасные  бывают блоки. У
некоторых получается так хорошо и сразу, что трудности только с возвращением
в тот верхний,  удивительный мир.  Например,  он к тебе уже  приступил, а ты
представляешь себе  арбуз. Тяжелый. Попочка должна быть маленькой, это я про
арбуз, а маковка - большой. Только  тронешь - сразу треснет. И вгрызаемся. И
потекло по рукам. Можно теперь немножко посмотреть, что там он делает.
     - Когда?! Когда?! Когда это случилось?!
     Ой, что тут творится. Ой, сколько слюней.
     - ... в приказе! Не сойдете с корабля! Сдохнете!!! Да! Я вам покажу!..
     Интересно, что...
     - Я вас научу!
     - Интересно, чему...
     - Выть у меня будете!
     Ах, этому...
     - Выть!!! И грызть железо! Вот вам сход, вот!
     Ой, какие неприличные у нас жесты.
     -  Вот...  вам  перевод!  Вот... вам...  в  рот...  ручку  от  зонтика!
Обсосетесь!!!
     Ну что за выражения.  И вообще, Саша, с кем ты  служишь? Где  мама дала
ему высшее образование?
     - Запрещаю  вам  сход навсегда! Сгниете здесь! ВОТ  ТАК  ВОТ! Чего  нос
воротите?! Чего нос... каждый день мне доклад! Слышите? Каждый божий день!
     У-тю-тю, маленький, ну чего ж ты так орешь, а?
     - ...и  зачетный лист...  сегодня же! У помощника! Лично мне будете все
сдавать! Вот так... да...  а вы думали... Жить начнем по новой! Никуда вы не
переведетесь! Сгниете здесь! Вместе сгнием! А вот когда вы приползете... вот
тогда...
     Ну, какие дикие у нас мечты.
     - Да, да, да! Вот тогда посмотрим! ВОН ОТСЮДА-А!
     Ох и пасть! Пропасть. Ну и пасть, чтоб им пропасть. Медленно по трапу -
"рожденный ползать,  летать не может". А как хотелось. Бабочкой. Махаоном. И
по  полю. До горизонта. Небо синее. Далеко-далеко.  Головенка безмозглая. Ни
черта там нет. Совсем ничего. А иначе как  бы мы сюда  попали, целоваться  в
клюз... Теперь - увы нам...

+1

25

ЛОШАДЬ

     - Почему зад зашит?!
     Я обернулся и увидел нашего коменданта. Он смотрел на меня.
     - Почему у вас зашит зад?!
     А-а... это он про шинель. Шинель у меня новая, а складку на спине я еще
не распорол. Это он про складку.
     - Разорвите себе зад, или я вам его разорву!!!
     - Есть... разорвать себе зад...
     Все  коменданты отлиты  из  одной  формы.  Рожа в  рожу. Одинаковы.  Не
искажены глубокой внутренней жизнью. Сицилийские братья.  А  наш уж точно  -
головной  образец.  В поселке его не любят  даже  собаки, а воины-строители,
самые примитивные из приматов, те ненавидят  его и днем и ночью;  то лом ему
вварят  вместо батареи,  то  паркет  унесут. Позвонят  комендантской жене  и
скажут:
     -  Комендант  прислал нас паркет перестелить, -  (наш комендант большой
любитель дешевой рабочей силы). - Соберут паркет в мешок, и привет!
     А  однажды  они привели ему на четвертый этаж голодную лошадь. Обернули
ей  тряпками  копыта и  притащили.  Привязали ее  ноздрями  за  ручку двери,
позвонили и слиняли.
     Четыре утра. Комендант в трусах до колена, спросонья:
     - Кто?
     Лошадь за дверью.
     - Уф!
     - Что? - комендант посмотрел в глазок.
     Кто-то  стоит. Рыжий. Щелкнул замок, комендант потянул дверь, и лошадь,
удивляя  запятившегося  коменданта,  вошла  в  прихожую,  заполнив  ее  всю.
Вплотную. Справа - вешалка, слева - полка.
     - Брысь! - сказал ей комендант. - Эй, кыш.
     -  Уф!  -  сказала лошадь  и,  обратив  внимание влево, съела  японский
календарь.
     - Ах  ты,  зараза  с  кишками!  - сказал  шепотом  комендант,  чтоб  не
разбудить домашних.
     Дверь  открыта, лошадь стоит,  по ногам дует. Он  отвязал ее от двери и
стал выталкивать, но она  приседала, мотала головой  и ни в какую  не хотела
покидать прихожей.
     -  Ах  ты,  дрянь!  Дрянь!  - комендант  встал на четвереньки. -  Лярва
караванная! - И прополз у лошади между  копытами на ту сторону. Там он встал
и закрыл дверь. Пока придумаешь, что с ней делать, ангину схватишь.
     - Скотина! - сказал комендант, ничего не придумав, лошади в зад и ткнул
в него обеими руками.
     Лошадь легко двинулась  в  комнату, снабдив  коменданта запасом свежего
навоза. Комендант, резво замелькав, обежал эту кучу  и поскакал  за  ней, за
лошадью, держась  у  стремени,  пытаясь  с  ходу развернуть  ее в комнате на
выход.
     Лошадь по дороге, потянувшись до горшка с традесканцией, лихо - вжик! -
ее  мотанула.  И  приземлился  горшочек  коменданту  на  темечко.  Вселенная
разлетелась, блеснув!
     От грохота проснулась жена. Жена зажгла бра.
     - Коля... чего там?
     Комендант  Коля, сидя на  полу,  пытался собрать  по  осколкам  череп и
впечатления от всей своей жизни.
     - Господи, опять чего-то уронил, - прошипела жена и задремала с досады.
     Лошадь одним  вдохом выпила аквариум,  заскользила по паркету передними
копытами и въехала в спальню.
     Почувствовав над собой  нависшее  дыхание, жена Коли открыла глаза.  Не
знаю, как в четыре утра выглядит морда лошади, -  с  ноздрями, с  губами,  с
зубами,  -  дожевывающая  аквариумных рыбок. Впечатляет, наверное, когда над
тобой нависает, а ты еще спишь и  думаешь, что все это дышит мерзавец  Коля.
Открываешь глаза и видишь... зубы - клац! клац! - жуть вампирная.
     Долгий крик из спальни возвестил об этом поселку.
     Лошадь вытаскивали всем населением.
     Уходя, она лягнула сервант.

0

26

ГДЕ ВЫ БЫЛИ?

     - Где вы были?
     - Кто? Я?
     - Да, да, вы! Где вы были?
     - Где я был?
     Комдив-раз  -  командир первого дивизиона -  пытает  Колю  Митрофанова,
командира группы.
     - Я был на месте.
     - Не было вас на месте. Где вы были?
     Лодка только прибыла с контрольного  выхода перед автономкой, и  Колюня
свалил с корабля прямо  в ватнике и маркированных  ботинках. Еще вывод ГЭУ**
ГЭУ - главная энергетическая установка. не начался, а его уже след простыл.
     - Где вы были?
     - Кто? Я?
     - Нет, вы на него посмотрите, дитя  подзаборное, да, да, именно вы, где
вы были?
     - Где я был?
     Колюша на перекладных  был в  Мурманске  через три часа. Просто повезло
юноше бледному. А в  аэропорту  он  был через  четыре  часа. Сел в самолет и
улетел в Ленинград. Ровно в семь утра он был уже в Ленинграде.
     - Где вы были?
     - Кто? Я?
     - Да, да! Вы, вы, голубь мой, вы - яхонт, где вы были?
     - Я был где все.
     - А где все были?
     Шинель  у  Коленьки  висела  в  каюте;  там  же  ботинки, фуражка.  Его
хватились часа  через четыре. Все говорили, что он здесь где-то шляется  или
спит где-то тут.
     - Где вы были?!
     - Кто? Я?
     - ДА! ДА! ВЫ! - сука, где вы были?!
     - Ну, Владимир Семенович, ну что вы в самом деле, ну где я мог быть?
     - Где вы были, я вас спрашиваю?!
     За десять  часов в Ленинграде Коля успел: встретить незнакомую девушку,
совершить  с  ней  массу  интересных дел  и  вылететь  обратно  в  Мурманск.
Отсутствовал он, в общей сложности, двадцать часов.
     - Где вы были, я вас спрашиваю?!!
     - КТО? Я?
     - Да, сука, вы! Вы, кларнет вам в жопу! Где вы были?
     - Я был в отсеке.
     Комдив чуть не захлебнулся.
     - В отсеке?! В отсеке?! Где вы были?!!!
     Я ушел из каюты, чтоб не слышать эти вопли венского леса.

0

27

"БОТИК ПЕТРА ПЕРВОГО"

     Закончился опрос жалоб и заявлений,  но  личный состав, разведенный  по
категориям, остался в строю.
     -  Приступить  к  опросу  функциональных  обязанностей,  знаний  статей
устава, осмотру формы одежды! - прокаркал начальник штаба.
     Огромный  нос  начальника  штаба  был  главным виновником  его  клички,
известной всем - от адмирала до рассыльного, - Долгоносик.
     Шел  инспекторский   строевой  смотр.   К   нему  долго  готовились   и
тренировались: десятки раз разводили экипажи  подводных лодок под барабан  и
строили их  по  категориям: то есть в одну  шеренгу -  командиры, в другую -
замы со старпомами, потом - старшие офицеры, а затем уже - мелочь россыпью.
     В  шеренге старших  офицеров  стоял  огромный  капитан  второго  ранга,
командир БЧ-5, по кличке  "Ботик Петра Первого", старый, как дерьмо мамонта,
- на флоте так долго не живут. Он весь растрескался, как такыр, от времени и
невзгод. В строю  он  мирно  дремал,  нагретый с загривка мазками  весеннего
солнца; кожа на лице у него задубела, как на ногах у слона. Он видел все. Он
не  имел  ни жалоб, ни заявлений и не помнил, с какого  конца начинаются его
функциональные обязанности.
     Перед  ним  остановился проверяющий  из Москвы,  отглаженный  и  свежий
капитан  третьего  ранга  (два  выходных  в  неделю), служащий  центрального
аппарата, или, как их еще зовут на флоте, - "подшакальник".
     "Служащий" сделал строевую стойку и...
     - Товарищ капитан второго ранга,  доложите мне... - проверяющий порылся
в узелках  своей памяти,  нашел  нужный  и  просветлел  ответственностью,  -
...текст присяги!
     Произошел  толчок,  похожий  на  щелчок  выключателя;  веки  у "Ботика"
дрогнули,  поползли в разные стороны, открылся один глаз, посмотрел  на мир,
за  ним  другой.  Изображение  проверяющего  замутнело, качнулось  и  начало
кристаллизоваться. И  он  его увидел и  услышал.  Внутри  у  "Ботика" что-то
вспучилось, лопнуло, возмутилось. Он открыл рот и...
     - Пошшшел ты... - и в  нескольких  следующих буквах  "Ботик"  обозначил
проверяющему  направление  движения.  Ежесекундно  на флоте  несколько тысяч
глоток произносят это направление.
     - Что?! - не понял проверяющий из Москвы (два выходных в неделю).
     - Пошел ты...  - специально для него повторил  "Ботик Петра  Первого" и
закрыл глаза. Хорош! На сегодня он решил их больше не открывать.
     Младший  проверяющий  бросился  на  розыски  старшего  проверяющего  из
Москвы.
     - А  вот там... а вот он... - взбалмошно и  жалобно доносилось где-то с
краю.
     - Кто?! - слышался старший проверяющий. - Где?!
     И вот они стоят вдвоем у "Ботика Петра Первого".
     Старшему  проверяющему  достаточно  было  только  взглянуть,  чтобы все
понять,  он  умел  ценить вечность.  "Ботик" откупорил  глаза - в  них  была
пропасть серой влаги.
     -  Куда  он  тебя послал? - хрипло наклонился  старший к  младшему,  не
отрываясь от "Ботика". Младший почтительно потянулся к уху начальства.
     - Мда-а? - недоверчиво протянул старший и спокойно заметил: - Ну и иди,
куда  послали.  Спрашиваешь всякую... - и  тут  старший проверяющий позволил
себе  выражение,  несомненно  относящееся  к  животному  миру  нашей  родной
планеты.
     - Закончить опрос функциональных обязанностей! - протяжно продолгоносил
начальник штаба. - Приступить к строевым приемам на месте и в движении!

0

28

ХИМИК

     - Где этот моральный урод?!
     Слышите? Это меня старпом ищет. Сейчас он меня найдет и заорет:
     - Куда вы суетесь со своим ампутированным мозгом!?
     А теперь разрешите представиться: подводник флота Ее Величества России,
начальник химической службы атомной подводной лодки, или, проще, - химик.
     Одиннадцать  лет Северный флот качал меня в своих ладонях и докачал  до
капитана третьего ранга.
     - Доросли тут до капитана третьего ранга!!! - периодически выл и визжал
мой старпом, после того как у него  включалась  вторая сигнальная  система и
появлялась, извините, речь, и я знал, что если мой старпом забился в злобной
пене, значит, все я сделал правильно - дорос!
     Умный  на  флоте  дорастает  до  капитана первого ранга,  мудрый  -  до
третьего, а человек-легенда - только до старшего лейтенанта.
     Нужно выбирать между капитаном первого ранга, мудростью и легендой.
     "Кто бы ты  ни был, радуйся солнцу!"  - учили меня древние  греки,  и я
радовался солнцу. Только солнцу и больше ничему.
     Химия на флоте всегда помещалась  где-то  в районе гальюна и ящиков для
противогазов.
     - Нахимичили тут! - говорило  эпизодически мое начальство, и  я  всегда
удивлялся, почему при этом оно не зажимает себе нос.
     Химик  на  флоте  - это не  профессиональный  промысел,  не  этническая
принадлежность и даже не окончательный диагноз.
     Химик на флоте - это кличка. "Отзывается на кличку "химик".
     - Хы-мик! - кричали мне, и я бежал со всех ног, разлаписто мелькая, как
цыпленок за ускользающим конвейером  с  пищей; и  мне не  надо было подавать
дополнительных команд "Беги  сюда" или  "Беги отсюда". Свою  кличку  "химик"
лично я воспринимал только с низкого старта.
     - Наглец! - говорили мне.
     - Виноват! - говорил я.
     - Накажите его, - говорили уже не мне - и меня наказывали.
     "НХС" - значилось у меня на карманной бирке и расшифровывалось друзьями
как - "нахальный, хамовитый, скандальный".
     -  С  вашим куриным  пониманием  всей сущности офицерской  службы!!!  -
кричали  мне  в  края  моей  ушной  раковины, на  что я  хлопал себя  своими
собственными крыльями по бедрам и кричал:
     - Ку-ка-ре-ку!!! - и бывал тут же уестествлен.
     "Кластерный метод"  - как говорят математики. Берется "кластер" -  и по
роже! И по роже!
     На   флоте   меня  проверяли   на  "вшивость",   на  "отсутствие",   на
"проходимость"  и "непроходимость",  на  "яйценоскость"  и  на "укупорку", и
везде стояло - "вып." с оценкой "хорошо".
     - Наклоните сюда свой рукомойник!!! (Голову, наверное.)
     - Я сделаю вам вливание! Я вас физически накажу!
     - Есть, наклонил.
     - Перестаньте являть собой полное отсутствие!!!
     Есть, перестал.
     - И закусите для себя вопрос!!!
     Уже закусил.
     А что вы вообще можете, товарищ капитан третьего ранга, подводник флота
Ее Величества России? Я могу все:
     От тамады до дворника,
     От лопаты до космоса,
     От канавы до флота!
     Могу - носить, возить, копать, выливать, вставлять!
     Могу - протереть влажной ветошью!
     Могу - еще раз!
     А Родину защищать?
     А это и есть - "Родину защищать". Родина начинается с половой тряпки...
для   подводника  флота  Ее  Величества  России...  и  химика,  извините  за
выражение...

0

29

КАРТИНА НАВСЕГДА

     В  глазах  застыла   картина  навсегда:   центральный   пост   атомного
ракетоносца; размеренно и тихо; все по углам; лодка  у пирса; послеобеденное
время; все переваривают; в едином временном измерении; дремотно.
     Вдруг  в центральный  -  ни с  того  ни с  сего  - влетает  старпом  и,
наклонившись, орет:
     - Суки! Суки! Суки! Все - суки!!! У-у-у, е-елки! - и убегает.
     Все  застывают.  Замирают.   Соображают.  Думают  про   себя.  Онемело.
Остекленело. Минуту, наверное.
     Наконец, мимо, внося с  собой жизнь, проходит  вахтенный:  он пришел из
другого отсека, не присутствовал.
     Словно  подуло.  Потихоньку  отпускает.  Дышится.  Движения  свободней.
Дежурный говорит матросу:
     - Ты в трюме был? Давай рысью туда.
     Тот в трюм.
     Все   оживает,   восстанавливается  и  -  потекло;  размеренно;  чинно;
послеобеденное время; хорошо; опять все переваривают...

0

30

ДЕЗЕРТИР

     Командиру в/ч 34567.

Объяснительная

     Я, лейтенант  Козинцев  Сергей  Николаевич,  настоящим  докладываю, что
19-го  числа  сего месяца я  самовольно  сошел с  корабля  и  убыл  в  город
Владивосток.  Ушел я в 15.00, отсутствовал  двое суток  и прибыл на  корабль
21-го сентября в 24. 00.
     У меня не было  не терпящих отлагательства обстоятельств, ушел с целью,
трудно это передать на бумаге, с целью обратить на себя внимание.
     Правильнее было бы сразу  поговорить с командованием корабля и доложить
ему о своих настроениях. Но мне показалось, что после моей поездки, разговор
будет серьезнее и конкретнее.
     Дело в том,  что я не хочу служить в Вооруженных Силах СССР. Об этом  я
думал  еще в училище. Но там я думал: стерпится-слюбится. Теперь, после того
как я уже месяц прослужил  в части, я пришел к выводу, что нет больше смысла
мучиться самому и отвлекать командование от прямых  обязанностей. Я допускаю
мысль, что через два-три года я могу свыкнуться со службой, но я не хочу так
служить.  Может  быть,  я в подсознании где-то испугался,  но  поймите,  так
служить не хочу. Вероятно, это будет не нужно ни мне, ни флоту.
     На флоте есть свои трудности, свои  определенные  условия, но  вся  эта
система, система начальника и подчиненного,  многое, как мне  кажется, в ней
не нужно,  бессмысленно. Я  подчеркиваю  - мне кажется.  Скорее всего, я  не
прав, но я имею свой взгляд и хочу его придерживаться, не хочу его ломать.
     В заключение  могу добавить, что мне  не нравится  отвратительное слово
"дезертир", но еще хуже прожить всю жизнь, в чем-то  каясь. Я не  жалуюсь. Я
готов отвечать  за свои поступки, но  мне  не  хочется идти  по службе через
пьянки,  самовольные  отлучки   и  разыгрывать  из  себя  какого-то  падшего
человека.

     22.09.79.

     Лейтенант Козинцев.

0


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ЭТО ИНТЕРЕСНО » Морские истории