Гитара с белым кантом по краю и коротким вырезом - на фотографиях В.Богачева, которые он снимал на концертах Владимира Высоцкого в Новокузнецке в марте 1973 года, на фотографиях фотографов «Планеты» 1974 года, на съемках Венгерского ТВ в июле 1974 года.
Данута: "По воспоминаниям Шемякина эта гитара осталась у него как "рабочая", когда Высоцкий приезжал в Париж и записывался с ней. Он на фото с ней в Париже весной 1975, а позднее её уже нет: она осталась у Михаила Шемякина в его мастерской в Нью Йорке."
ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ
Сообщений 81 страница 90 из 126
Поделиться812013-01-22 02:30:01
Поделиться822013-01-22 02:33:08
Гитара обычной формы с затененными краями зафиксирована на фотографиях В.М.Гривы, сделанных во время гастролей Театра на Таганке на КАМАЗе в июне 1974 года, на 60-летии Юрия Петровича Любимова 30 сентября 1977 года, на фотографиях спектакля "Преступление и наказание" в 1979 году.
Про эту гитару Виктор Шуляковский сказал, что это не концертная гитара, а обычная, фанерная, массового производства.
Данута: "Похоже, это «театральная» гитара Высоцкого, т.е. находившаяся все время в театре."
В.Ковтун: "Это действительно театральная гитара, Любимов «собирался в «Гамлете» делать более жесткое начало спектакля, чтобы Гамлет не отставлял, а отбрасывал гитару, но меня стали отговаривать и отговорили"- рассказывал он.
Композитор спектакля Буцко то же самое рассказывал Перевозчикову.
Поделиться832013-01-22 02:36:30
Первой из гитар Шуляковского на фотографиях появляется гитара с головкой грифа в виде лиры и вырезом. Во всяком случае, похоже, что наиболее ранние ее появления - на видеосъемке болгарского телевидения в сентябре 1975, а позднее у Людмилы Максаковой в декабре 1975 года.
Та же гитара есть на фотографии 1975 - начала 1976 г., где на Малой Грузинской в гостях у Владимира Высоцкого и Марины Влади - Кирилл Ласкари, Андрей Миронов и Лариса Голубкина. Затем на фотографиях Владимира Кочкина в Ивантеевке 23 января 1976 года, Вячеслава Тарасенко в феврале 1976 в Химках, в ДК Родина, А.Веселухина в МВТУ им.Баумана 6 марта 1976 года и А.Стернина в ДК «Заветы Ильича» в Кунцево 23 февраля 1977 г.
На одной из фотографий Высоцкий с этой гитарой рядом с мужчиной в сомбреро. Эту фотографию относили к августу 1977 года, ко времени пребывания Высоцкого в Мексике, пока Данута Сиесс-Кжишковская не определила, что это Югославия, осень 1976г., точно определив фотографию этого места.
Это подтвердили также исследования Марлены Зимны: фотографии с "человеком в сомбреро" - это снимки из фильма Ратко Ильича "Гамлет на Саве", снятого во время выступлений ТнТ на фестивале БИТЕФ в Белграде. Ратко Ильич и есть этот таинственный "человек в сомбреро". Фильм пока не найден, поиски продолжаются.
Кроме того, Данута дополняет этот список фотографий гитары с лирой съемкой на Малой Грузинской Роберта Дорнхельма (Телевидения Австрии) 5-6 декабря 1975 г. для фильма "Дети улицы театров".
Но и в июле 1977 года эта гитара еще участвует в съёмке для "13 Canal Television Мексика".
Одну или две гитары работы А.В.Шуляковского Владимир Высоцкий оставил в Париже... Гитара с лирой ныне хранится у Марины Влади. Очевидно, Высоцкий, вернувшись в Москву в сентябре 1977 г. из летней поездки по загранице, оставил эту гитару у жены.
Поделиться852013-01-22 02:40:55
Гитара с двумя грифами зафиксирована в руках Высоцкого на фотографиях Е.Миткевича, которые он сделал на концерте Высоцкого на заводе "Красный богатырь" в Кунцево (Москва) 28 ноября 1976 года, на фото Олега (!) Васенина в ДК города Воскресенска 8 декабря 1976 года, и на фотографиях Игоря Данилова, сделанных во время концерта Владимира Высоцкого на АЗЛК 7 января 1977 года. Она висела в кабинете Высоцкого, он с ней редко выступал.
В.А.Шуляковский: "Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался..."
Поделиться862013-01-22 02:45:49
С января по март 1978 г. на многочисленных концертах Высоцкий появляется с другим инструментом: это гитара без выреза, - с узким темным кантом вокруг голосникового отверстия. Фото В. Шуранова в Северодонецке, Николая Демчука в ДК МВТУ, Ю Хвастунова в Сумах.
Поделиться872013-01-22 02:48:54
Данута Сиесс-Кжишковская: «Гитара с вырезом без лиры появляется впервые на самой известной фотографии Леонида Лубяницкого, которая снята в Штатах 20 июля 1976 года и в съёмке для передачи "CBS NEWS" в Штатах же в этом же июле.»
Постоянно эта гитара появляется у Высоцкого с апреля 1978 г.
На видеосъемке 1976 г. в США эта гитара еще без пятна под голосниковым отверстием, в дальнейшем выбитого пальцами. На съемках в цирке г. Кривой Рог 7 апреля 1978 г. Высоцкий снят с гитарой со спины. А вот на следующей по времени фотографии Н.Г.Токарева, сделанной на концерте в Люберецком ДК 10 апреля 1978 года пятно уже видно, но оно еще узкое. Постепенно оно расширялось... Следовательно, по величине пятна на гитаре можно установить дату съемки.
С этой гитарой Владимир Высоцкий ездил в турне по Америке во второй половине января 1979 года, с этой же гитарой он на фотографиях Н.Щербака в марте 1979 года на концерте в НИИстройфизики, на видеосъемке В.Виноградова и фотографиях В.Меклера, снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в Ленинграде на Малой сцене БДТ, об этой же гитаре Высоцкий говорил в "Монологе", на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у Вайнеров 30 июня 1980 года. Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара - лучшая...
С этой гитарой Владимир Высоцкий выступал на своих последних концертах в Люберецком ДК 3 июля 1980 года и в тот же день в Лыткаринском ДК «Мир», а также на концерте в МНИИЭМ 14 июля 1980 года и 16 июля 1980 года в ДК им. Ленина г. Калининград (ныне Королев) Московской области.
И тем не менее, это гитара не Высоцкого и никогда ему не принадлежала.
Это гитара - Виктора Шуляковского. Именно с ней он пришел в театр, и про нее Владимир Высоцкий сказал: "А мне твой отец может такую же сделать?" А о том, как она попала к Владимиру Высоцкому, рассказывает Виктор Александрович:
« - У Володи была одна из последних гитар работы отца - красная. Это обычной формы гитара, выполненная в красном цвете - крашенный клен. У нее на верхней деке появились продольные трещины - результат рассыхания. Отчего это происходит, со стопроцентной точностью ответить трудно. Нарекания в этих случаях, как правило, адресуются мастеру, большей частью справедливо, так как трещины появляются, если древесина для изготовления инструмента подобрана не одинаково выдержанной. А это, увы, не всегда удается угадать.
Владимир отдал кленовую гитару отцу в ремонт. Другой большой концертной гитары он в этот период не имел, а приглашений для выступлений, как всегда, было много... И я дал ему свою палисандровую гитару с вырезом, надеясь, что после ремонта его кленовой, он мне вернет мою, палисандровую. Но, увы, починить красную гитару отцу не было суждено... Уже после его смерти я как-то хотел вернуть красную гитару Володе, а он сказал: "Но она же с трещинами! Давай уж я на твоей буду играть?!" Я ответил: "Играй пока, но кленовую я все-таки сам отремонтирую и верну тебе, а свою заберу". Это было для меня ответственное заявление - я брал на себя обязательство стать музыкальным мастером. После смерти отца мне пришлось заканчивать несколько незавершенных им гитар. Получилось прилично. Впоследствии я научился сам изготавливать гитары...
А через какое-то время у Владимира начались проблемы и с палисандровой гитарой. В результате явного механического повреждения (падения или удара) у гитары отбилась от корпуса верхняя дека и при малейшем натяжении струны она поднималась и коробка раскрывалась, как пасть рыбы, попавшей на сушу. Володя пытался ее настраивать, но как можно настроить гитару, если ходит верхняя, несущая струны, дека. Конечно, гитара фальшивила безбожно и создавалось впечатление, что она плохая. А гитара была великолепной... (К сожалению, Владимиру не всегда удавалось бережно обходиться с гитарами в быту. Был случай, когда он привез в мешке больше восьмидесяти кусков от какой-то гитары, и отец ее полностью восстановил.)
Кроме того, на той же верхней деке стал образовываться новый, хоть и несущественный, но заметный изъян. Владимир играл боем, переборами пальцев почти не пользовался, хотя у него было, как мне кажется, желание освоить пальцевые штрихи. Иногда он говорил мне: "Когда ты научишь меня играть по-нормальному?" Я отвечал: "Давай, когда хочешь, в любой момент будем упражняться". Но у него все руки не доходили...
Итак, Владимир играл ритмическим боем, в чем-то заимствованным у нашего замечательного артиста и музыканта Виталия Шаповалова. Однако, при этом руки у Володи соскакивали со струн и повреждали деку. От многочисленных ударов в месте касания пальцев на деке появились выбоины, как рябь от оспы. Отдать гитару мне в ремонт Владимир не решался, может, из-за очень плотного концертного графика, может, из опасения, что я оставлю ее у себя...
И все таки, в самый последний раз, когда мы случайно встретились с Владимиром, договоренность о ремонте была достигнута. Было это 12-го или 13-го июля 1980 года. Мы с Алешей Зайцевым и Рамэесом Джабраиловым зашли в ВТО выпить по стаканчику в память об актере Театра на Таганке Арнольде Колокольникове, который умер 10-го июля. Выйдя на улицу, у входа встретили Владимира Высоцкого с Янкловичем, который потом куда-то отошел, а мы вчетвером немного поговорили.
Настроение у всех было паршивое. Владимир хорошо относился к Колокольникову и чувствительно переживал его смерть... Вот тогда я и сказал ему: "Привози "палисандровую", я приведу ее в порядок и снова отдам тебе". Владимира это предложение обрадовало, но... привезти гитару он не успел. 25-е июля наступило раньше...
Нина Максимовна считает, что палисандровая гитара с вырезом принадлежала Владимиру. У нее вполне могло сложиться такое впечатление, так как я часто давал ее Владимиру для концертов, а с 1979 года моя гитара находилась у него постоянно. Но главное сейчас не в этом. Главное - гитара, к сожалению, попрежнему находится в разбитом состоянии: дека отклеена и началась деформация обечаек (боковой восьмерки). Если ее не привести в порядок, гитара погибнет...
25 июля 1992 года, в день Памяти Владимира Высоцкого, Нина Максимовна преподнесла эту гитару в дар музею В.С.Высоцкого. Мы разговаривали с Ниной Максимовной, и она, конечно, согласилась, что гитару надо срочно отремонтировать... (Л.С.: Виктор Александрович гитару немного подклеил, но как следует отремонтировать он уже не может по состоянию здоровья. А гитара требует срочного капитального ремонта, иначе она пропадет, говорит В.А.)
А гитару с головкой грифа в виде лиры Владимир специально не заказывал. Видимо, это была инициатива самого Александра Викторовича Шуляковского».