ВИРТУАЛЬНЫЙ ДОМ 2 ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС!!!Когда грустно тебе - улыбнись! Когда боль на душе - поделись! Когда в сердце любовь - не молчи! Когда трудно тебе - закричи! Когда жить не хочешь - терпи! Когда крылья раскрылись - лети! Когда враг оскорбил - прости! Когда счастье стучится - впусти!

Виртуальный дом 2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ЭТО ИНТЕРЕСНО » Морские истории


Морские истории

Сообщений 221 страница 228 из 228

221

Флот оснащают еще одной грозной ядерной дубинкой
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/898/83898213_jCR12OXZ.jpg

Морским подводным стратегическим силам открываются новые перспективы

В конце декабря 2011 года в Белом море произошло важное для российских Вооруженных сил (ВС) событие – с ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Юрий Долгорукий» были проведены пуски баллистической ракеты РСМ-56 «Булава-30».

Именно с этого штатного носителя в 2011 году состоялись четыре пуска (в июле, августе и октябре – одиночные, в декабре – залповый в составе двух ракет). Это позволило президенту Дмитрию Медведеву заявить о принятии в ближайшее время ракетного комплекса «Булава» на вооружение. Учитывая важность указанной темы для развития морских стратегических ядерных сил страны (МСЯС) и обилие не всегда достоверной, а порой тенденциозной информации о баллистической ракете подводной лодки (БРПЛ) «Булава-30», представляется целесообразным максимально объективно рассмотреть историю развития этого вопроса и сравнить полученные достижения с американскими аналогами типа «Трайдент».

ТЯЖЕЛЫЕ 90-е

К моменту заключения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в июле 1991 года Советский Союз имел 62 ракетных подводных крейсера стратегического назначения шести типов.

Второго поколения (три типа): 13 – проекта 667А и 667АУ («Навага»), 18 – проекта 667Б («Мурена»), 4 – проекта 667БД («Мурена-М»);

Третьего поколения (3 типа): 14 – проекта 667БДР («Кальмар»), 6 – проекта 941 («Акула»), 7 – проекта 667БДРМ («Дельфин»).

В соответствии с условиями Договора СНВ-1 из боевого состава флота были выведены все РПКСН второго поколения, срок эксплуатации которых к этому времени уже завершился. Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, январь 1993 года) и более поздний Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП, май 2002 года) не предусматривали каких-либо дополнительных ограничений на морские СЯС. Тогда предполагалось, что, даже не вводя в строй новых, Россия к 2003 году будет иметь 23–25 РПКСН. В действительности темпы их вывода из боевого состава оказались гораздо выше ввиду необеспеченности текущим и средним ремонтом (для эксплуатации боевых кораблей этого типа в течение тридцати лет каждые семь–восемь лет необходимо было проводить достаточно дорогостоящий средний ремонт).

Тяжелая ситуация сложилась с баллистическими ракетами подводных лодок. Так, на вооружении РПКСН проекта 667 БДРМ находились жидкостные БРПЛ Р-29РМ (Р-29РМУ). В результате резкого сокращения финансирования серийное производство ракет этого типа было прекращено (последняя БРПЛ Р-29РМУ была отправлена на Северный флот в 1993 году). По мере истечения срока службы имевшихся на вооружении ракет пришлось возобновить их производство, но с использованием новой элементной базы и только отечественных производителей. В полной мере к такой деятельности удалось приступить лишь в 2000 году.

Кроме этого, сроки эксплуатации БРПЛ Р-29РМ (Р-29РМУ) превышали предельные сроки службы боевых блоков (принятое на Западе название – боеголовок). Ввиду этого была проведена опытно-конструкторская работа «Станция», что позволило с 2002 года начать оснащение модернизированной ракеты (Р-29РМУ1) новым боевым блоком среднего класса мощности с повышенной взрывобезопасностью и улучшенными точностными характеристиками.

Дальнейшая модернизация ракеты этого типа осуществлялась в рамках опытно-конструкторской работы «Синева», что привело в 2007 году к принятию на вооружение БРПЛ Р-29РМУ2, которая обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных баллистических ракет, повышенной точностью стрельбы, увеличенной зоной разведения боевых блоков и возможностью применения настильных траекторий во всем используемом диапазоне дальностей стрельбы, что позволяет существенно сокращать время доставки боезаряда до цели.

В ближайшие годы БРПЛ Р-29РМУ2 составят основу боевого потенциала МСЯС России. Их сравнение с американским аналогом типа «Трайдент-2» не является корректным ввиду разного типа используемого топлива (все американские баллистические ракеты морского базирования являются твердотопливными). Тем не менее можно заметить, что российская БРПЛ не уступает американской по забрасываемому весу и предельной дальности стрельбы. Последнее было подтверждено в октябре 2008 года во время стратегических учений «Стабильность-2008», когда РПКСН «Тула» из подводного положения выполнил пуск ракеты на дальность 11,5 тыс. км.

В 2009–2011 годах провели опытно-конструкторскую работу «Лайнер», в рамках которой была разработана БРПЛ Р-29РМУ2.1. Ее отличает возможность использования смешанной комплектации боевых блоков разного класса мощности совместно с комплексом средств преодоления противоракетной обороны (ПРО).

Ситуация с тяжелыми РПКСН проекта 941 сложилась намного хуже. Ввиду необеспеченности своевременного среднего и текущего ремонта (эти подводные лодки оказались чрезвычайно дорогостоящими в эксплуатации и ремонте) к концу 1990-х годов только три подводных крейсера этого типа оказались способными нести боевую службу. Первые ступени стоявших на их вооружении ракет Р-39 (Р-39У) изготавливались в Конструкторском бюро «Южное» в Украине. В условиях глубокого экономического спада начала 1990-х годов перенос их производства на российскую территорию был невозможен. Возникла острая потребность разработки новой БРПЛ для таких подводных лодок. Как будет показано ниже, такая попытка была предпринята в рамках проекта «Барк».

ТВЕРДОТОПЛИВНЫЕ БРПЛ

Следует признать наличие преимуществ твердотопливных ракет: безопасность эксплуатации, повышенная боеготовность и более короткий активный участок полета. Последнее имеет принципиальное значение для преодоления перспективных систем ПРО. Головной разработчик советских БРПЛ – Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П.Макеева во второй половине 1970-х годов разработал уже упоминавшуюся твердотопливную ракету Р-39, но ее масса и габариты получились неприемлемыми для имевшихся на вооружении РПКСН (масса 90–95 тонн, длина 16,5 м). Это определялось технологическим отставанием на 10–20 лет от передовых стран Запада национальной промышленности в области производства твердотопливных ракет. Как следствие, для достижения сопоставимых характеристик приходилось на 35–70% увеличивать их вес. Так, по своим массово-габаритным и точностным характеристикам ракета Р-39 существенно уступала разработанной почти в то же время американской БРПЛ «Трайдент-1» (американская ракета была легче в три раза, точность ее стрельбы – выше на 30%), но превосходила ее по забрасываемому весу и максимальной дальности стрельбы в 1,5 и 1,2 раза соответственно.

Вторую попытку создания твердотопливной ракеты ГРЦ имени академика В.П.Макеева предпринял во второй половин 1980-х – первой половине 1990-х годов в рамках проекта «Барк». Из-за неустойчивого финансирования (40% от требуемого с задержками до полугода), обусловленной распадом страны замены топлива второй и третьей ступени ракеты и ряда других причин реализация проекта существенно затянулась. В результате удалось создать БРПЛ Р-39УТТХ весом в 81 тонну, способную доставить восемь боевых блоков на расстояние до 9 тыс. км. По сравнению с американской БРПЛ «Трайдент-2» российская ракета была тяжелее на 22 тонны, но превосходила американский аналог по забрасываемому весу. Три неудачных пуска ракеты Р-39УТТХ, осуществленные в 1993–1997 годы с наземного стенда, создали повод для закрытия рассматриваемого проекта. К тому времени техническая готовность разрабатываемого ракетного комплекса составляла 73%.

Было бы неправильно думать, что закрытие проекта «Барк» определялось исключительно лоббистскими возможностями Московского института теплотехники. На самом деле все обстояло несколько иначе. Даже по оптимистичным оценкам для завершения проекта требовалось не менее трех лет при дополнительном финансировании в объеме 2,2 млрд. руб. После этого БРПЛ Р-39УТТХ можно было вооружить не более трех тяжелых РПКСН проекта 941У, срок эксплуатации которых завершался в 2020–2028 годы (в случае его продления до 40 лет). Это предоставляло дополнительный временной ресурс для разработки нового ракетного комплекса морского базирования, но не решало проблемы создания БРПЛ для перспективного РПКСН проекта 955 («Борей») ввиду несоответствия массово-габаритных характеристик (для тяжелой ракеты требовалась соответствующая подводная лодка). Целесообразность наличия в боевом составе флота тяжелого РПКСН проекта 941У не является очевидной, в первую очередь – по экономическим причинам.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема унификации баллистических ракет наземного и морского базирования. В середине 1990-х годов на этот вопрос особое внимание обратили в аппарате начальника вооружения ВС РФ – заместителя министра обороны. Тогда казалось, указанная унификация возможна, что и послужило одной из причин победы на конкурсе аванпроектов ракетного комплекса «Булава». В дальнейшем выяснилось, что подобное возможно только на уровне отдельных элементов и систем. Тем не менее полученные в ходе разработки БРПЛ «Булава-30» технические решения позволили существенно ускорить создание межконтинентальной баллистической ракеты PC-24 «Ярс».

РАКЕТА «БУЛАВА-30»

Ракетный комплекс с твердотопливной ракетой «Булава-30» создавался долго (соответствующее решение было принято в 1998 году, то есть более тринадцати лет назад). И для этого было много причин. Во-первых, в качестве его головного разработчика был выбран Московский институт теплотехники, который не имел опыта в создании баллистических ракет морского базирования. Во-вторых, возможности унификации баллистических ракет для наземного и морского базирования оказались достаточно ограниченными. В-третьих, из программы натурных испытаний БРПЛ «Булава-30» были исключены этапы отработки ракеты с погружаемого стартового комплекса и с наземного стенда. В-четвертых, в ракетостроении существенно ухудшилось качество поставляемого оборудования и комплектующих изделий.

Тем не менее в 2005 году начались бросковые испытания ракеты «Булава-30» с тяжелого РПКСН проекта 941У «Дмитрий Донской». После первых двух испытаний с надводного и подводного положения стали проявляться серьезные проблемы в разработке нового ракетного комплекса. Помимо этого отработка БРПЛ «Булава-30» затягивалась многочисленными производственными дефектами, обусловленными недостаточным контролем за выполнением технологических операций и качеством поставляемого сырья и материалов. Все это удалось устранить только к 2010 году, что позволило приступить к летным испытаниям со штатного носителя – РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий».

По своим тактико-техническим характеристикам БРПЛ «Булава-30» уступает американской ракете «Трайдент-2». Она имеет максимальную дальность стрельбы порядка 8 тыс. км и небольшую стартовую массу (37 тонн). Следствием последнего является забрасываемый вес всего 1150 кг (по этому показателю российская БРПЛ уступает американским аналогам), что позволяет доставлять к цели до шести боевых блоков малого класса мощности. В условиях действия нового (Пражского) Договора о СНВ это некритично, так как ракету все равно придется использовать в «недогруженном» состоянии. Точность ее стрельбы примерно соответствует тем характеристикам, которые были достигнуты в рамках опытно-конструкторской работы «Синева». Однако БРПЛ «Булава-30» имеет достаточно короткий активный участок полета, на котором она способна осуществлять противоракетный маневр. По некоторым данным, на рассматриваемой ракете установлены маневрирующие боевые блоки с комплексом средств преодоления ПРО.

ПОТЕНЦИАЛ МОРСКИХ СЯС

В боевом составе российского Военно-морского флота сейчас находится три подводных лодки проекта 667БДР и шесть подводных лодок проекта 667БДРМ (включая пострадавшую в результате недавнего пожара). Каждая из них имеет на вооружении по 16 жидкостных БРПЛ, несущих по четыре боевых блока. В реальности ракета Р-29Р подводной лодки проекта 667БДР может нести до 7, а ракета Р-29РМ (различных модификаций) на РПКСН проекта 667БДРМ – 10 боевых блоков. Успешное завершение опытно-конструкторских работ «Синева» и «Станция» позволяет сохранять РПКСН проекта 667БДРМ в боевом составе флота до 2025–2030 годов (подводные лодки проекта 667БДР закончат свою службу до 2020 года).

В настоящее время два РПКСН проекта 955 («Борей») «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» проходят ходовые испытания. При их строительстве были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов многоцелевых подводных лодок проекта 971 («Щука-Б»). Они будут иметь на вооружении по 16 БРПЛ. Третий РПКСН «Владимир Мономах» строится по измененному проекту 955А, что предполагает размещение 20 БРПЛ. Ожидается постройка еще пяти кораблей этого типа. Новые подводные лодки с БРПЛ «Булава-30» обеспечат сохранение боевого потенциала морской составляющей СЯС страны как минимум до 2050 года.

Таким образом, разработка ракетного комплекса «Булава» вышла на финишную прямую. В российском ракетостроении создана твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, соизмеримая по своим основным характеристикам с американскими аналогами. Это свидетельствует о том, что даже в нынешних крайне тяжелых для развития оборонно-промышленного комплекса условиях наша страна способна создавать передовые образцы ракетной техники. Хотелось бы верить, что эта тенденция будет набирать силу и в других сферах военного производства.

Независимая газета

0

222

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/903/79903172_large_dhfjksh3.jpg
Три легендарных подводных крейсера русского флота приговорили к «самоубийству» – их собираются утилизировать на иголки

В последнее время в военной и невоенной среде идут разговоры о том, что Министерство обороны к 2014 году планирует утилизировать три сохранившиеся ещё атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» – «Архангельск», «Дмитрий Донской» и «Северсталь». Вот и в газеты просочилась информация о том, что руководство страны приняло решение списать и утилизировать до указанного выше года все атомные субмарины класса «Тайфун». Основанием для этого решения якобы стали ограничения, накладываемые на Россию договором СНВ-3, и желание Москвы добиться экономии при переходе на АПЛ нового типа «Борей».

А вот что по этому поводу заявили официальные источники: «Министерство обороны России заявляет, что не принимало решения о списании АПЛ «Акула», известных также как «Тайфун». По официальной версии, подлодка «Дмитрий Донской» останется в составе ВМФ «ещё достаточное количество времени» и будет резервным кораблём для испытания баллистических ракет «Булава». Что же касается субмарин «Северсталь» и «Архангельск», то они выведены в резерв, поскольку современная Россия не имеет технических возможностей производить ракеты Р-39, под которые разрабатывались лодки этого типа – вот такие дела. Вы во всё это верите? Я – нет.

Я не верю, да простят меня все источники в Министерстве обороны – названные и неназванные. И не верю я по многим причинам.

Одна из них – фраза: «Дмитрий Донской» останется в составе ВМФ «ещё достаточное количество времени». Сколько это, позволено ли будет спросить, «достаточное количество времени»? До какого года? До 2014-го?

И потом – сначала отстрелять в одночасье все имеющиеся на вооружении ракеты Р-39 на заре перестройки по настоятельной просьбе американцев, а потом заявлять, что «современная Россия не имеет технических возможностей производить ракеты Р-39, под которые разрабатывались лодки этого типа» – это здорово, это по-нашему. Замечательное, на мой взгляд, заявление.

А во что же в таком случае я верю?

Я верю в предстоящую утилизацию «Акул», а посему предлагаю вашему вниманию небольшой обзор по теме: атомные подводные лодки типа «Акула» – что теряет Русский флот?

Легендарный подводный крейсер

Напомним, что наши «Акулы» – это тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН) проекта 941 (по классификации НАТО «Тайфун») – самые уникальные атомные подводные лодки. Таких больше в мире нет. Всего построено было 6 тяжёлых подводных крейсеров, и все они были занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие подводные лодки. Наибольшая длина (по крейсерской ватерлинии) – 172,8 метра, ширина – 23,3, осадка – 11,2 метра. Подводное водоизмещение – 48000 тонн (может быть и 49800). Ракетное вооружение – 20 твёрдотопливных баллистических ракет (БРПЛ) Р-39 (РСМ-52).
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/905/79905865_large_1300509264_4ce85f33.jpg
Когда я впервые увидел их в Западной Лице, я был поражён – прямо передо мной на воде стояли огромные железные горы. Их спроектировали как ответ на серию американских подводных лодок «Огайо», под самые большие баллистические ракеты на земле – 90 тонн – по 10 боеголовок каждая, с мощностью боеголовки – 200 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Они способны были выпускать по 4 ракеты в серии – между пусками ракет в серии 17 секунд. Правда, где-то я прочитал, что какая-то «Акула» выпустила как-то все двадцать ракет одновременно, но это всё легенда, конечно.

Да, было произведено испытание с одновременным стартом, но не 20, а 19, и не ракеты там были вовсе, а только имитация – подорвали в каждой шахте примерно по 475 килограммов пороха, а потом – еле удержали лодку. Это ж очень сложно – удержать лодку после старта такого количества ракет. Причём глубина под лодкой на момент старта вообще составляла 63 метра, а после такого удара гигантская «Акула» просела настолько, что до дна оставалось только 2 метра. Спасла тогда лодку, как утверждали, только плотность воды – у дна и температура воды ниже, и плотность выше. То есть риск при испытаниях этих подлодок, и не только этих, был всегда.

В 1976 году первая АПЛ была заложена на предприятии «Севмаш», а уже в сентябре 1980 года эта «Акула» типа ТК-208 была спущена на воду. С 1981 по 1989 год в ВМФ СССР появилось шесть таких уникальных лодок.

Эти «Акулы» имели пять обитаемых прочных корпусов под одним лёгким корпусом – два корпуса расположены параллельно друг другу по принципу катамарана, между ними расположены ракетные шахты, впереди – торпедный отсек, в корме – кормовой механический отсек и ещё был отсек управления – Центральный пост. Такое расположение отсеков повысило живучесть корабля. Например, при пожаре и даже взрыве торпедного отсека (как это случилось на «Курске») не произошло бы разрушения всех носовых отсеков и гибели всего экипажа. Так, во всяком случае, говорили конструкторы, а жизнь это их утверждение, слава Богу, ни разу не проверила.

Почему получилась такая большая лодка? Потому что надо было быстро ответить на создание американцами подводной лодки «Огайо» с ракетами «Трайдент-1». Вот и ответили – «Акула» вышла на ходовые испытания почти за год до того, как это сделала головная лодка серии «Огайо».

Ракета Р-39 – три маршевые твердотопливные ступени и разделяющаяся головная часть с жидкостным ракетным двигателем по своим характеристикам – забрасываемый вес (2550 против 1360 у «Трайдент-1»), дальность полёта (8000 км против 7400), 10 разделяющихся блоков против 8, мощность каждого 200 килотонн против 100 – превосходила американский аналог, но она была тяжелее (90 тонн против 32,2), длиннее (16 метров против 10,3) и толще (2,4 метра в диаметре против 1,8). Так что пришлось делать под нее совершенно новый носитель – так и появилась «Акула».
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/177/78177848_12467.jpg
И ещё у нас, как всегда, сначала появляется лодка, а вот потом уже под неё появляется пункт базирования.

«Акула» не вписалась бы ни в одну базу даже теоретически из-за своих размеров, но главное – из-за осадки. Вот тогда и было принято решение сделать её «мячиком на воде» – у неё более чем сорокапроцентный запас плавучести, и осадка получилась «всего», как уже говорилось, 11,2 метра. А всё из-за огромных цисцерн главного балласта (ЦГБ), отчего полное подводное водоизмещение достигает 48000 тонн (а может быть и все 49800), при надводном водоизмещении 23200 (в некоторых случаях 24000 или 28500).
Вот поэтому «Акулы» и торчали над водой – тот самый эффект мячика – и производили на неподготовленного зрителя неизгладимое впечатление – американцам, во всяком случае, мысль о необходимости договариваться с русскими о разоружении пришла сразу.

Убедительный аргумент

Поначалу руководство США отказывалось даже верить в то, что СССР способен приступить к строительству таких лодок, а потом снимки со спутников всех убедили, и в отношениях СССР и США наступила новая эра – эра разоружения.

В простонародье «Акулы» прозвали «водовозами», потому что общий вес 48000 тонн и ровно половина – это вес баласта – вода. Впрочем, это не мешало им развивать надводную скорость 12 узлов (иногда 15–16), а под водой – 25 (чаще при мощности обоих реакторов по 50% – 16 узлов).

И всё равно под неё пришлось строить отдельные пирсы в отдельных базах.

Например, с 1977 года под «Акулы» даже начата реконструкция такого пункта базирования, как Нерпичья, – созданы были: специальная причальная линия, отдельные пирсы, а для доставки крупнейших баллистических ракет (БРПЛ Р-39) проложили железнодорожную ветку, которую, впрочем, потом так и не достроили.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/905/79905873_large_1753917539.jpg
У нас много чего не достроили, не доделали. И вообще мы торопились, торопились, торопились. Самые большие и самые малые, самые современные и не самые современные подводные лодки делала вся страна. Над созданием «Акулы» трудилось более 1000 различных отечественных предприятий – днём и ночью, – это было то, что потом назовут гонкой вооружений.

Чем же так уникальна «Акула»? Тем, что она, несмотря на все свои габариты, получилась не такой уж шумной, как все предыдущие лодки. А ещё она была приспособлена для плавания подо льдами, в самых высоких широтах, на самых малых глубинах. Она буквально могла красться, ползти по дну, потому что 60 и даже 100 метров под килем для такого гиганта – это мелковато. Но это была необычная лодка – она была задумана для действий на мелководье.

На ней был свой микроклимат – концентрация углекислоты, например, 0,1–03%, что в два раза меньше, чем на предыдущих лодках, и ещё там были предусмотрены спортзал, сауна, зона отдыха.

Она могла (и не только по проекту) находиться в море до полугода, меняя экипаж прямо в море. Я выходил на этих лодках в море только однажды и должен сказать, что это была лодка, о которой, наверное, мечтал капитан Немо – прежде всего она была просторная.

Молодые капитаны

Первые «Акулы» сходили в автономку на 120 суток. С ними пошла большая бригада медиков, потому что все механизмы по-настоящему проверяются только в боевых условиях, а человек на подводной лодке – это такой же механизм. Вот тогда-то и выяснилось, что на 120-е сутки кровь человека может поменять свой состав. Как поменять, на что поменять, каким образом поменять – всё это теперь не знает никто – все эти сведения были сразу же засекречены и по сей день составляют государственную тайну. Во всяком случае, так говорили между собой подводники. Так ли это или не так, но автономки по 120 суток «Акулам» немедленно отменили. И они стали ходить по 90 суток или по 60–30–60.

Что такое 60–30–60? Это 60 суток автономка, потом экипаж приводит лодку на базу и 30 суток, не вынимая, делает ей межпоходовый ремонт, а потом они опять уходят на 60 суток всё с тем же экипажем. Ужас. На людей было страшно смотреть – так они выглядели. Вы скажете, что это какая-то фантастика? Пожалуй, потому что человеческий организм – этот самый надёжный болт – такой режим выдерживал с очень большим трудом и только в молодости. На подводных лодках могли служить только очень молодые и очень здоровые люди. 35 лет считалось очень солидным возрастом, а в 40 лет командиров подводных лодок можно было по пальцам пересчитать – о них говорили как о глубоких стариках.

«Акулы» всю их недолгую историю сопровождали тайны и мистика. Поговаривали, что впервые американцы услышали о том, что в СССР строится самая большая на земле подводная лодка, от экстрасенса. Он просто прорвался в Пентагон и говорил об этом всем встречным на всех углах. Его внимательно выслушали и подняли на смех. Но потом всё же изменили орбиту одному спутнику и…

... и фотографии, полученные со спутника, заставили пентагоновских скептиков онеметь – на них «Акула» была изображена в Белом море. Хотя – опять легенды – говорили, что разведчики сфотографировали её при выходе с завода и сделали они это еще в самом начале ходовых испытаний.

Фотографии тогда облетели весь мир и задержались надолго на страницах зарубежных военных журналов. Так ли это или не так – это уже не выяснить никогда: остались только мифы да предания, и одно из них гласит, что тот снимок сделали на заводе из окна женского туалета. На все эти факты – интересные, забавные или ужасающие – существуют свои очевидцы. Верить ли им? Не могу сказать, но историк Тарле, например, был знаменит фразой «Никто не врёт так, как очевидец».

Но вернёмся к «Акулам» – они очень быстро превратились в рабочих лошадок холодной войны и ходили одна за другой только подо льды Арктики. И вообще, считалось, что при температуре за бортом выше +10 градусов механизмы «Акулы» работают с большим трудом.

Американская же лодка «Огайо» – главный соперник нашей «Акулы» в этой безумной гонке вооружений – этим похвастаться не могла. Она была приспособлена только для южных широт.

Но почему же для нас так важны были северные широты и даже Северный полюс, всплыть на котором «Акуле» не составляло особого труда, потому что, благодаря своему уникальному запасу плавучести и потрясающей массе она просто проламывала корпусом лёд в два с половиной метра толщиной?

Считалось и считается, что на Северном полюсе у нас особая гидрология и там обнаружить подводную лодку по шумам гораздо сложнее. Кроме того, пуск ракеты с той точки, где сходятся и меридианы, и параллели в почти полный ноль, приводит к тому, что и эта ракета успевает долететь до цели практически неуязвимой и сам носитель – подводная лодка – успевает уйти безнаказанно.

Первый же старт ракет с борта «Акулы» у ледяной кромки произвёл на американскую сторону неизгладимое впечатление. Стоит ли удивляться, что, когда при Михаиле Сергеевиче Горбачёве американской стороной был поставлен вопрос об утилизации подводного флота России, первыми под нож были предназначены именно «Акулы». Три из них были утилизированы немедленно. Другие три корпуса удалось сохранить. Одна из «Акул» была переоборудована под испытания ракеты «Булава» и названа «Дмитрий Донской». Две другие – ждут своей очереди для подобной модернизации. Но вот только дождутся ли – опять слухи, слухи, слухи.

Жертва разоружения

У нас теперь всем правят слухи.

И вот уже ходят слухи о том, что «Акулам» пришёл конец – порежут их на металл. А ведь эти корабли не просто уникальны по своей природе, они ещё более уникальны по тому опыту, что обрели на них люди. Люди – вот главный итог этой многолетней гонки вооружений. Уникальные люди, способные совершать на этих лодках уникальные маневры.

А там много чего требовалось, там реализовывались необычные конструкторские решения, реже в тишине кабинетов, чаще – в море, на выходе. А сколько бились над проблемой волнения и качки – это просто кошмар! Гигантские размеры, объёмы ракетных шахт около 100 кубометров, большой послестартовый отрицательный разбаланс, большой пусковой импульс и жёсткие требования к точности стабилизации движения – отклонение по глубине не более 3 метров и бортовая качка не более 3 градусов. И это при волнении моря в 8 баллов – вот это фантастика!

А сколько бились с креном на циркуляции? Там же могло дойти до переворачивания на полном ходу. И всё это на всех стадиях – от технического проекта до «железа» – всё в те времена решала скорость – кто скорее, мы или американцы.

А глубоководные погружения? 300 метров – корпус скрепит, 400 – очень скрепит, 500 – очень очень скрепит.

А борьба со льдом? При пребывании подо льдами надо было соблюдать глубину, безопасную от айсбергов, – а это до 150 метров. Всплытие без хода предохраняет от удара об айсберг или подледное образование. И всё это на людях, на их нервах, здоровье, потому что автоматическое управление всплытием без хода на «Акулах» не было предусмотрено. Кроме того, надо было отвести ещё 15–20 минут на то, чтобы лодка медленно своим корпусом проломила лед.

Лёд проломлен – лодка всплыла, а на ней – глыба в 80 тонн. Что с ней делать? Стряхнуть. Крен в 11 градусов – и она скользит за борт – это, я вам доложу, ещё то зрелище!

А теперь три оставшиеся уникальные лодки пустят на иголки? Я не поверил слухам, позвонил ребятам: «Точно, что ли?» – «Ну, вроде бы да!» – был мне ответ. Ну и Цусима! Русский флот столько раз топили, уничтожали, взрывали, а он всё равно возрождался.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/905/79905884_large_0_2ad68_faebc5ee_XL.jpg
Но были же походы в Арктику, но есть же уже сейчас планы по освоению шельфа. Как же его охранять – этот самый шельф – без подводных лодок? Ведь «Акулы» можно переоборудовать под что угодно – она может нести на себе миниподводные лодки, отряды диверсантов, боевых пловцов. Есть же сведения о том, что извечного противника «Акул» – лодку «Огайо» – хотят переоборудовать под «диверсионные группы для действия в устьях северных рек». Ведь не в своих же «устьях северных рек» американцы собираются высаживать диверсантов? Почему бы нам не переоборудовать «Акулы» под выполнение похожих задач? Хотя бы по противодействию высаживанию этих групп.

Ведь были же мысли о переоборудовании их под подводные танкеры – но потом эти мысли исчезли, и сейчас на повестке дня только одна мысль – утилизация.

Говорят, они дорого обходятся – 1,5 миллиона в день. 547 миллионов в год. Но ведь если сделать из них даже круизные подводные суда и доставлять очень богатых туристов на Северный полюс, то всегда можно набрать 55 человек, окончательно выживших из ума, которые за 10 миллионов рублей захотят всплыть на Северном полюсе, проломив лёд толщиной в 2,5 метра, чтоб только увидеть белых медведей. А «Акулы» оборудованы камерами, и под водой можно вести съемку и выводить всё это внутрь, в кают-компанию, на монитор. Это всё можно сделать.

В конце концов, можно устроить регулярные рейсы и доставлять людей в северные порты Норвегии, США, Канады – мало ли любителей экзотики, летают же люди в космос за многие миллионы долларов, так почему же не отправить их подо льды – тот ещё будет экстрим.

Почему у нас всё принято разрушать? Почему накопленный опыт потом никому не нужен, а знания – не востребованы? Мы всякий раз всё делаем заново.

Так, может быть, стоит, хотя бы один единственный раз, остановиться и понять, кто же мы и что мы на самом-то деле? И, может быть, это стоит попробовать – подумать, а не сразу ломать, и сделать это хотя бы с «Акулами» – подводными лодками, один вид которых когда-то остановил гонку вооружений во всём мире.

Об авторе: Покровский Александр Михайлович – капитан 2-го ранга в запасе. Прослужил с 1970 по 1991 год на Северном флоте: 12 автономок. Писатель, автор книг – «72 метра», «Расстрелять!», «В море, на суше и выше» и др.

“Совершенно секретно”

0

223

"Ясень" начал ходовые испытания
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/86/78086117_049053053050054048056.jpg

Атомная подводная лодка (АПЛ) нового, четвертого поколения "Северодвинск" проекта 885 (шифр "Ясень", по классификации НАТО GRANAY) построенная на оборонной верфи Севмаш в Северодвинске впервые вышла в море на заводские испытания.

Заводские ходовые испытания проводит сдаточная команда под руководством Валерия Добровольского. Корабль вышел в море под командованием капитана 1 ранга Сергея Митяева.

Многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" спроектирована морским бюро машиностроения "Малахит" в Санкт-Петербурге. Она была заложена на Севмаше в 1993 году. Как сообщили на судоверфи, длительный период строительства корабля был обусловлен не только экономическими трудностями, но и принципиально новыми архитектурой корпуса и вооружением. "Северодвинск" был спущен на воду 15 июня 2010 года в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

"Северодвинск" - двухкорпусная одновальная АПЛ с пониженным уровнем акустического поля. Рубка имеет обтекаемую овальную форму, прочный корпус разделен на десять отсеков.

Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса.

Подлодка несет мощный комплекс ракетного и торпедного вооружения, включая сверхзвуковые крылатые ракеты "Оникс". Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Мощный комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды, а также новейшие средства гидроакустического противодействия, имитирующие подводную лодку, что вводит в заблуждение противника, который в итоге применяет самонаводящееся оружие на ложные цели.

Корабль также получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой. Экипаж "Северодвинска" сформирован в 2005 году и прошел все необходимые этапы обучения. Внедрения последних разработок российского военно-промышленного комплекса должны обеспечить этим АПЛ первенство среди зарубежных аналогов в малошумности и малозаметности.

По заявлениям командования ВМФ, "Северодвинск" пополнит российский флот в этом году.

Технические характеристики

Водоизмещение 8600/13800 тонн,
размеры 119х13,5х9,4 метров,
скорость 16/31 узел,
глубина до 600 метров,
экипаж 90 человек, включая 32 офицера.

2011 год

0

224

"Лебединая песня" советского кораблестроения

12 августа 2000 года погиб тяжёлый атомный подводный ракетный крейсер "Курск". Эти корабли стали подлинным шедевром отечественного кораблестроения. Их уникальность состоит в том, что они имеют целый ряд преимуществ перед подводными лодками вероятного противника и способны в одиночку противостоять мощнейшим эскадрам. Американцы не без основания назвали эти подводные лодки "убийцами авианосцев" и определили их как наиболее приоритетные цели для своих сил противолодочной обороны.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/38/77038642_Army_Kursk_submarine_005021_.jpg

Со второй половины 60-х годов советский военно-морской флаг постоянно и гордо реял на просторах мирового океана. Надо было наращивать силы, чтобы иметь возможность противостоять любому противнику в любой точке океана. Особенно актуальной эта задача стала после появления в 70-х годах в составе ВМС США новейших атомных авианосцев типа "Нимитц". Они обладали колоссальной ударной мощью, а радиус их эффективной зоны ПВО достигал 5 тысяч километров. Эти авианосцы до сих пор являются основой крупных авианосных ударных групп США и активно используются для решения боевых задач во время локальных конфликтов в различных районах мира.

Советский Союз по экономическим, научно-техническим и другим причинам не мог строить такие корабли. Надо было найти асимметричный и эффективный ответ американцам. Таким ответом стали крейсерские атомные подводные лодки третьего поколения с крылатыми ракетами на борту. Прежде всего необходимо было создать новый ракетный комплекс с подводным стартом, большой дальностью стрельбы и высокоточной системой наведения. Такой комплекс создавался под руководством академика В. Челомея. Он был принят на вооружение в 1981 году и получил название "Гранит". Дальность полета новой ракеты превышает 500 километров, управление полетом осуществляется помехоустойчивой бортовой аппаратурой и обеспечивает прорыв системы противоракетной обороны противника. Одного залпа "Гранитами" достаточно, чтобы уничтожить целую авианосную ударную группу во главе с авианосцем.

Под новый ракетный комплекс необходимо было создать и новый корабль. Тактико-техническое задание на проектирование тяжелого подводного ракетного крейсера было выдано в декабре 1969 года. Новый проект получил наименование "949". После введения в строй двух первых кораблей, он был существенно доработан, и началось серийное производство подводных крейсеров проекта "949 А". Это очень малошумная лодка, с большой скоростью подводного хода - до 33 узлов, и глубиной погружения до 600 метров. У нее прекрасная обитаемость, а автономность вдвое больше, чем у лодок предыдущего поколения. На вооружении подводного крейсера стояло 28 противокорабельных ракет "Гранит" и 24 противолодочные управляемые ракеты или торпеды.

Эти корабли стали подлинным шедевром отечественного кораблестроения. Их уникальность состоит в том, что они имеют целый ряд преимуществ перед подводными лодками вероятного противника и способны в одиночку противостоять мощнейшим эскадрам. Имея такие корабли, наше государство может с кем угодно поспорить за лидерство в Мировом океане. Американцы не без основания назвали эти подводные лодки "убийцами авианосцев" и определили их как наиболее приоритетные цели для своих сил противолодочной обороны.

Эти корабли должны были стать основой двух наших океанских флотов - Северного и Тихоокеанского, но их серийное строительство продолжалось недолго. Началась перестройка, за ней последовал развал Советского Союза, смена идеологических основ и жизненных ценностей. Начался процесс развала флота, списания сотен и сотен еще вполне боеспособных кораблей. Экономические трудности захлестнули кораблестроительную отрасль и проектные организации. В это время на стапелях Северодвинского судостроительного завода уже стоял корпус очередного подводного крейсера, которому суждено было стать "Курском". В таких исключительно трудных для флота и для кораблестроения условиях были найдены силы и средства для достройки "Курска". Корабль был спущен на воду в 1994 году и в следующем году вошел в состав Северного флота. 20 января 1995 года на "Курске" был поднят Андреевский флаг.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/38/77038823_949_14.jpg

Первые годы службы прошли в обычной боевой учебе, главным образом у пирса, с редкими и весьма непродолжительными выходами в море. Даже в этих условиях экипаж смог полностью освоить лодку, приобрести прочные теоретические и практические навыки в использовании оружия и всего оборудования корабля. Наиболее примечательным событием первых лет стал поход в район гибели подводной лодки "Комсомолец" и глубоководное погружение в этом районе. Затем плановый ремонт и модернизация в 1998 году. И снова напряженная боевая учеба, итогом которой стала, выполненная на "отлично", ракетная стрельба на приз главкома.

Высшей точкой короткой биографии "Курска" стал боевой поход в Средиземное море в 1999 году. К тому времени наши корабли уже несколько лет не появлялись в этом стратегически очень важном районе. "Курск" скрытно прошел все противолодочные кордоны в Атлантике и в проливе Гибралтар. Его появление в Средиземном море было полной неожиданностью для всех и, в первую очередь, для действовавшего там 6-го флота США. Во время этого похода осуществлялось слежение за действиями авианосной ударной группировки США, отработаны приемы применения оружия и отрыва от противолодочных сил США и НАТО. Затем корабль также внезапно и скрытно покинул Средиземное море. За этот поход командиру корабля Г. П. Лячину было присвоено звание Героя России, 72 члена экипажа награждены правительственными наградами.

Впереди были вполне реальные планы нового, гораздо более важного и представительного дальнего похода в составе авианосно-маневренной группы Северного флота. Но все эти планы перечеркнул рядовой выход на плановые ученья 11 августа 2000 года.

В Российских Вооруженных силах есть старая традиция - заносить имена погибших героев в списки частей, где они служили. Так было сделано и на этот раз. Погибший личный состав атомного подводного крейсера "Курск" был навечно зачислен в списки дивизии подводных лодок Северного флота. Это не просто память - это напоминание ныне живущим о том, что павшие стоят с нами в одном строю.

Додонов В. А.
http://s46.radikal.ru/i113/1108/3e/7ec48f42092ct.jpg

Военно-морской парад в Североморске, 30 июля 2000 г.
Крайний справа – командир экипажа, капитан 1 ранга
Геннадий Петрович Лячин.
Тринадцать дней до катастрофы.

Проект-949: Одиссея атомной подводной лодки

Документальный фильм о трагедии подводной лодки "Курск" 10 августа 2000 года атомная подводная лодка "Курск" вышла в море на учения. 12 августа в 12.38 акустики Северного флота и Норвегии зафиксировали гидровзрыв: грозный подводный корабль "Курск" ушел на дно. Страшная катастрофа погубила корабль, унеся жизни 118 членов экипажа. Чудовищной силы взрыв разрушил прочный корпус 1-го отсека, поперечные переборки между 1-м, 2-м и 3-м отсеками. Хлынувшая вода мгновенно затопила носовые отсеки. Экипаж этих отсеков погиб в первые минуты аварии. Оставшиеся в живых члены экипажа кормовых отсеков собрались в 9-м отсеке и около восьми часов продолжали бороться за жизнь. Однако воздействие угарного газа в результате возникшего в отсеке пожара привело к тому, что воспользоваться аварийно-спасательными средствами они уже не смогли…
Документальный фильм посвящен истории подводного крейсера "Курск", операции по его подъему и изучению причин катастрофы. Фильм удостоен Гран-при "Золотой Якорь" на 34-ом Международном кинофестивале в Тулоне (Франция).

0

225

Арсенал ВМФ России пополнит «Лайнер»

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/948/76948280_198590sm.jpg

Российские оружейники создали новую стратегическую ракету морского базирования, параметрами превосходящую «Булаву»

Государственный ракетный центр имени Макеева создал стратегическую ракету морского базирования «Лайнер», мощность боевой нагрузки которой вдвое превосходит таковую у перспективной баллистической ракеты подводных лодок Р-30 «Булава». Как сообщает Интерфакс, первые летные испытания новой ракеты состоялись 20 мая 2011 года и были признаны успешными. Однако тогда сообщалось, что ВМФ России произвел контрольный запуск баллистической ракеты «Синева», являющейся основным вооружением подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин». Запуск ракеты был произведен с борта атомной подводной лодки К-84 «Екатеринбург».

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/771/73771595_gadzhievo8.jpg

Напомним, что упомянутая «Синева» является ракетой на жидкотопливной основе. Она также разработана ГРЦ им. Макеева, и находится на вооружении с 2007 года. Хотя эта ракета отличается очень высокой степенью надежности, командование ВМФ и руководители министерства обороны не раз делали заявления, что она де «морально устарела». Хотя последнее заявление скорее относится к действующей группировке подлодок проекта 667 БРДМ.

Как известно, командование в конце 1990-х годов пошло на предложение Московского института теплотехники по разработке межконтинентальных ракет морского базирования на твердотопливной основе. Лоббировавший эту идею руководитель МИТ Юрий Соломонов, создавший знаменитые «Тополя», сумел убедить высоких начальников, что его ракеты можно будет приспособить и для подлодок – и выйдет все и быстрее и дешевле. В итоге с тех пор начались многочисленные, затратные, и часто неуспешные работы по созданию и доработке детища МИТ - твердотопливной ракете «Булава».

В итоге после многочисленных провалов Соломонова вообще отстранили от работы над «Булавой, поручив ему заниматься исключительно «Тополями» и их глубокой модификацией с разделяющейся боеголовкой «Ярс». А всю технологическую цепочку по производству булавы многочисленные военные и штатские контролеры неоднократно перетряхнули – и в итоге последний год запуски «Булавы» проходят успешно. Это тем более важно, что вовсю идет строительство подлодок проекта 955 («Борей») которые разработаны исключительно под вооружение «Булавой». Еще недавно всерьез обсуждалась возможная перспектива – что огромные АПЛ стоимостью в сотни миллиардов у ВМФ появятся – а ракет для их вооружения так и не будет. Но вот 28 июня состоялся успешный запуск «Булавы» уже с новой АПЛ класса «Борей» «Юрий Долгорукий». До этого все испытания производились с АПЛ «Дмитрий Донской» («Акула»).

А теперь и ГРЦ им Макеева (у которых с МИТ, кстати, давняя взаимная нелюбовь из-за постоянной конкуренции) объявляет, что прошедшая успешные испытания его ракета «Лайнер» куда мощнее все той же «Булавы». Причем, если представители МИТ всегда упорно утверждали, что их «Булава» может быть оснащена шестью-десятью ядерными блоками мощностью до 150 килотонн каждый, то представители ГРЦ им Макеева утверждают, что реально «ракета «Булава» может оснащаться всего лишь шестью боевыми блоками малого класса мощности». Зато их стратегическая ракета морского базирования «Лайнер» « способна нести от 9 до 12 боевых блоков» и «может быть оснащена в 1,5-2 раза большим количеством боевых блоков малого класса мощности, чем ракета «Булава», - говорится в пресс-релизе, размещенном на сайте ГРЦ имени Макеева (Миасс, Челябинская область). Там же не без гордости отмечается, что ракета «Лайнер» может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков разного класса мощности.

«Ракета «Лайнер» по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению (четыре блока среднего класса мощности) не уступает четырехблочному (в условиях СНВ-3) американскому Trident-2», - подчеркивается в пресс-релизе.

Согласно сообщению ракетного центра, благодаря комплексам «Синева» и «Лайнер» обеспечена реальная возможность существования северо-западной группировки подводных лодок проекта 667БДРМ в течение 35-40 лет, то есть до 2025-2030 годов. «При этом наличие многовариантного боевого оснащения позволит оперативно реагировать на изменение военно-политических обстоятельств», - отмечается в пресс-релизе.

Между тем высокопоставленный представитель российского военного ведомства в интервью РИА «Новости» попытался охладить пыл макеевцев, заявив, что сравнивать «Лайнер» с «Булавой» некорректно, так как новая ракета является, по большому счету, глубокой модификацией все той же жидкотопливной «Синевы» (РСМ-54). «Действительно, уже стоящая на вооружении жидкотопливная ракета «Синева» имеет большую мощность и дальность полета, чем твердотопливная «Булава», однако в России взят курс на создание в будущем именно твердотопливных морских баллистических ракет», - сказал собеседник агентства. При этом по его словам, жидкотопливные ракеты по-прежнему необходимы ВМФ.

«Наши стратегически подводные ракетоносцы проекта 667 БДРМ, боевая служба которых продолжается, вооружены жидкотопливными ракетами «Синева», и их дальнейшее совершенство, в частности, по теме «Лайнер», позволит этим подлодкам оставаться в боевом составе флота еще многие годы, до полного перевооружения на новейшие подводные лодки класса «Борей» (проект 955)», - пояснил представитель оборонного ведомства.

Справка

Жидкотопливная ракета морского базирования «Синева» имеет следующие характеристики: длина - около 15 метров, диаметр - 1,9 метра, стартовая масса - более 40 тонн. Ракетный комплекс позволяет осуществлять одновременный и одиночные старты ракет при движении на глубинах до 55 метров и на скорости до 7 узлов. «Синева» способна нести от четырех до восьми боевых блоков, а дальность ее полета составляет 8,3 тысячи километров. Ранее сообщалось, что ракета будет стоять на вооружении России как минимум до 2030 года.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/948/76948995_sineva.jpg

Ракета РСМ-54 “Синева” на транспортном агрегате. Фото с сайта makeyev.ru.

KMnews

0

226

Подлодка «Екатеринбург» произвела успешный пуск ракеты «Синева»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/518/76518309_image131zf.jpg

Официальный представитель министерства обороны России полковник Игорь Конашенков сообщил, что атомная подводная лодка Северного флота «Екатеринбург» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Синева». Ракета поразила цель на полигоне «Кура» на Камчатке.

«Пуск осуществлен из акватории Баренцева моря с борта атомной подлодки «Екатеринбург» из подводного положения. В расчетное время боевые блоки ракеты «Синева» достигли полигона «Кура» на Камчатке», - приводит слова Конашенкова РИА «Новости».

Эти испытания ракеты стали третьими в 2011 году. Пробные пуски «Синевы» были произведены 27 апреля и 23 мая и признавались полностью успешными.

Ракета Р-29РМУ3 «Синева» была принята на вооружение 9 июля 2007 года. Она была разработана специалистами из «Государственного ракетного центра имени академика В. П. Макеева» и является модификацией советского комплекса Р-29РМ. «Синева» представляет из себя трёхступенчатую жидкостную баллистическую ракету с последовательным расположением ступеней. Баллистические ракеты «Синева» планируется устанавливать на атомные подводные лодки класса «Дельфин». Всего планируется выпустить около 100 ракет.

0

227

«Юрий Долгорукий» успешно поразил цель «Булавой»

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/700/75700786_large_123665nuclear1.jpg

Пятнадцатый пуск межконтинентальной ракеты «Булава» признан успешным

Официальный представитель Министерства обороны России полковник Игорь Конашенков сообщил, что пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава» с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» прошел успешно.

Кроме того, эти испытания стали первыми, когда пуск «Булавы» производился из-под воды со штатного носителя (то есть ракета выбрана из заводских партий, а не специально подготавливалась для испытаний). При этом раньше при испытаниях МБР использовалась подводная лодка «Дмитрий Донской».

«Впервые в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса пуск ракеты был проведен из подводного положения со штатного носителя, которым является атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий». Подлодкой командовал капитан первого ранга Владимир Ширин», - приводит слова полковника РИА «Новости».

Подводная лодка «Юрий Долгорукий» запустила МБР из акватории Белого моря. Ракета успешно достигла и поразила условную цель на полигоне «Кура» на Камчатке в установленное время.

Если считать испытания 28 июня, то этот пуск «Булавы» стал пятнадцатым. При этом семь пусков признаны руководством успешными, в двух случаях их назвали «частично удачными» (в июне 2007 года третья боеголовка не достигла цели, а в сентябре 2008-го неполадки произошли на ступени разведения боевых блоков), а шесть раз попытки поразить условную цель с помощью МБР провалились. В последний раз «Булаву» запускали с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» 29 октября 2010 года. Тогда ракета успешно поразила цель на полигоне «Кура».

Надо сказать, что сегодняшний пуск стал третьим подряд успешным испытанием ракеты. По мнению сотрудника ИМЭМО РАН и бывшего начальника 4-го ЦНИИ Минобороны генерал-майора Владимира Дворкина, теперь можно смело говорить, что проблемы, которые приводили к сбоям при пусках ракеты, решены. Более того, генерал-майор заявил, что если «Булава» успешно пройдет испытания и в четвертый раз подряд, то ее можно будет принимать на вооружение, передает агентство «Интерфакс».

Однако не все разделяют оптимизм Дворкина. В частности, заместитель главного конструктора Московского института теплотехники, где и создавалась «Булава», Лев Соломонов заявил, что если последующие пуски и дальше будут проходить успешно, то ракету примут на вооружение, но, как бы то ни было, работы над МБР будут продолжаться.

«Если все будет идти так же, как сейчас, то никаких возвратов не будет. Но надо понимать, что это техника, и смотреть на вещи трезво. В любом случае мы будем работать», - передают слова Соломонова «Известия».

Следует помнить, что первые три пуска ракеты «Булава» также прошли успешно, однако последующие испытания наглядно показали проблемы с двигателем и качеством сборки МБР. После того, как в декабре 2009 года «Булава» вновь не смогла поразить цель, в отставку был отправлен генеральный конструктор по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

Тогда министр обороны Анатолий Сердюков объяснил неудачные испытания ракеты некачественной сборкой, а не ошибками в конструкции: «Проблема неудачных пусков ракеты «Булава» заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты». При этом сам Юрий Соломонов жаловался, что смежники не соблюдают технологии производства комплектующих ракеты и используют некачественные материалы.

Теперь же Министерство обороны считает, что основные проблемы, становившиеся причиной провалов «Булавы», устранены. Ожидается, что новая МБР поступит на вооружение до конца 2011 года, после того, как будет проведено еще несколько испытаний.

«Булава-30» - новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Двигатели первых двух ступеней являются твердотопливными, третьей — жидкостным. Каждая ракета может нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и курсу. Кроме того, подводная лодка может запускать «Булаву» в движении, так как ракета имеет наклонный старт. Дальность полета «Булавы» составляет 8 тысяч километров, а стартовая масса - 36,8 тонны.

Ракеты планируется устанавливать на подводные лодки класса «Борей» - «Юрий Долгорукий», «Дмитрий Донской», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

0

228

19 МАРТА - День моряка-подводника

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В первую мировую войну 1914—1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

0


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ЭТО ИНТЕРЕСНО » Морские истории