ВИРТУАЛЬНЫЙ ДОМ 2 ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС!!!Когда грустно тебе - улыбнись! Когда боль на душе - поделись! Когда в сердце любовь - не молчи! Когда трудно тебе - закричи! Когда жить не хочешь - терпи! Когда крылья раскрылись - лети! Когда враг оскорбил - прости! Когда счастье стучится - впусти!

Виртуальный дом 2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ЭТО ИНТЕРЕСНО » Морские истории


Морские истории

Сообщений 161 страница 170 из 228

161

"Синии дыры" океана
http://s1.uploads.ru/PdslY.jpg
В южной части знаменитого Бермудского треугольника расположена уникальная зона, малоизученная и полная нераскрытых загадок, несмотря на обилие приезжающих сюда туристов.

Это Багамские острова, окруженные обширным мелководьем - Большой и Малой Багамскими банками, которые протянулись с северо-запада на юго-восток более чем на 1 300 километров. Морская вода над банками прозрачна и чиста. Песчаное дно легко просматривается как с самолетов, так и с судов.

Вместе с тем мелководье рассечено проливами, глубина которых сопоставима с океанскими впадинами. Одна из этих глубин носит образное название «язык океана».

Но, пожалуй, самой загадочной достопримечательностью этих мест являются «синие дыры». Первыми их описали в 1946 году американские   энтузиасты   подводного плавания супруги Крайл - Джейн и Барни.

«Синяя дыра» - это темный круг на морском дне диаметром примерно 50 футов (15 метров). Он блестит, как огромный синий глаз на фоне песчаной отмели. По сути, это огромная воронка,   уходящая в неизведанные глубины, подернутые темно-синей дымкой.

Супруги Крайл подгребли на лодке к покатому краю воронки и бросили вниз большой пучок водорослей. Какое-то время пучок опускался медленно, но затем, по мере приближения к верхнему срезу ямы, скорость погружения резко увеличилась. Будто кто-то с неодолимой силой затягивал водоросли вниз. Наконец пучок буквально влетел в воронку и исчез в непроглядной дымке. Сопровождавший супругов местный шкипер Джо дал такое толкование этому явлению:

- Никто не знает, что она собой представляет, эта «синяя дыра». Но она полна всяких невиданных животных. Это самые большие животные, которых вы когда-либо и где-либо можете встретить. «Синяя дыра» уходит до дна Земли. Вы не захотите спускаться в нее, когда увидите тамошних зверей.

Вначале 70-х несколько «синих дыр» исследовала экспедиция знаменитого французского океанографа Жака-Ива Кусто на судне «Калипсо».

Ученые установили, что система этих подводных колодцев и пещер образовалась еще в эпоху обледенения, когда уровень Мирового океана был значительно ниже современного, а сами рифовые постройки i находились > над   водой. Атмосферные   осадки и ветер постепенно   разъедали известняк, из которого   сложены Багамские   острова, образуя небольшие углубления и трещины. На протяжении веков те расширялись и углублялись. Так и возникла целая система подземных пустот, галерей и пещер, соединенных лабиринтами проходов.

Затем уровень Мирового океана поднялся, и вся эта система оказалась под водой. Но процесс на этом не прекратился. В тех местах, где существовало достаточно сильное течение, известняк продолжал размываться. Никто не знает, насколько велик сегодня этот своеобразный подводно-подземный лабиринт, и каких глубин он достигает.

Экспедиция Кусто обследовала ¦ несколько подводных пещер, лежавших на глубине порядка пятидесяти метров, проникнув туда в аквалангах через «синюю дыру»-воронку. В пещерах обитали огромные морские щуки, четырехметровые акулы-няньки, питающиеся моллюсками, крупные мурены, а также ядовитые рыбы-зебры. В некоторых местах своды пещер подпирали сросшиеся сталактиты и сталагмиты, похожие на фантастические колонны.

Но самое любопытное заключалось в том, что на дне подводной пещеры исследователи обнаружили новые «синие дыры», ведущие куда-то вниз. Брошенные предметы точно так же втягивались в воронку, влекомые неведомой силой. Свет фонаря, направленный в «синюю дыру», не высвечивал дна. Спускаться в эту воронку океанографы не решились.

Среди аборигенов Багамского архипелага давно уже гуляют слухи о таинственном существе, которое появляется иногда на мелководье. Его прозвали здесь луска.

Луску, якобы, видели рыбаки и туристы, с ним не раз сталкивались водолазы, пловцы и любители подводного плавания. Как утверждают, для некоторых это приключение закончилось трагически. Но те, кто благополучно пережил опасную встречу, рассказывали, что формой туловища луска напоминает крупную черепаху весом порядка 60-70 килограммов. У этого существа морда обезьяны. Глаза большие, круглые, приспособленные к жизни под водой. Шея гораздо длиннее, чем у человека, существо может поворачивать голову на 180 градусов.

Американский популяризатор науки Чарльз Берлитц, собравший множество фактов о загадках Бермудского треугольника, рассказал о своей беседе с профессиональным водолазом, который столкнулся с луской к югу от маяка Грейт-Айзек-Лайт, у самого края континентального шельфа.

Встреча произошла на глубине 12 метров. Существо само подплыло к водолазу и какое-то время с интересом разглядывало его. Водолаз сделал ответное движение. «Чудовище» было примерно таким, каким его рисовала молва. Правда, водолазу показалось, что своим туловищем луска походит, скорее, на крупную рыбу, чем на черепаху. Но аналогия с черепахой тоже напрашивалась, несмотря на отсутствие панциря. Еще с минуту оба внимательно смотрели друг на друга. Затем существо резко нырнуло вниз и исчезло за выступом подводной скалы. Никаких агрессивных намерений оно не проявило.

Ряд исследователей считают, что в пещерах и пустотах нижних «этажей» Багамских банок могут обитать куда более крупные и опасные чудовища. Иногда в силу различных причин эти монстры выплывают через колодцы и воронки «синих ям» на мелководье. Не исключено, что потеряв в незнакомой обстановке ориентацию, они заплывают далеко в сторону от банок. Не находя затем дорогу домой, эти чудовища начинают метаться, проявлять агрессивность. Горе судну, особенно небольшому, если оно вдруг окажется на пути взбесившегося обитателя таинственных глубин! Впрочем, правомерна и другая версия: отдельные монстры выплывают из своего подземно-подводно-го царства в открытый океан именно для охоты на человека.

Но  разве подобные «синие дыры» не могут существовать в других местах Мирового океана? Более того. Быть может, «синими дырами» являются некоторые озера, хоть и расположенные на значительном удалении от моря, но соединенные с ним системой подземно-подводных пустот и проходов? Почему бы и нет?

Главный аргумент скептиков состоит в том, что в условиях небольшого озера никакой вид древних ящеров не смог бы сохранить свою популяцию на протяжении длительного времени. Но стоит допустить, что это чудовище (в единственном экземпляре или вместе с детенышем) приплыло в озеро через систему пустот и пещер, приплыло из глубинного океанского царства, где подобные твари кишмя кишат, как все становится на свои места.

0

162

Бермуды на Дальнем востоке
http://s1.uploads.ru/b4dKU.jpg
Власти российского приморья уже давно бьют тревогу:   у  дальневосточных берегов со странной регулярностью пропадают рыболовецкие суда.

Но куда же могут пропасть современные, оборудованные автоматическими передатчиками сигнала sos суда в водах, где круглые сутки идет довольно интенсивное движение? Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть истории пропаж поподробнее...

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НЕТ!

Последним пропавшим на данный момент в «приморском треугольнике» судном числится «Аронт-103». Исчез он в корейских территориальных водах при весьма странных обстоятельствах. Впрочем, судите сами.

В октябре позапрошлого года южнокорейский рефрижератор «Аронт-103» вышел на работу в Японское море. Экипаж судна состоял из 13 человек - россиян, бирманцев и индонезийцев. Главные должности на судне занимали русские: капитан Корольков, старший механик Жуковский, рефмеханик Сакаев и боцман Салагаев. В этом ничего странного не было - российских рыбаков часто ставят на командные должности в международных экипажах, уважая их за профессионализм.

27 декабря в районе, где работал рефрижератор, начался шторм. Судя по тому, что сигнал SOS экипаж не подавал, на судне было все в порядке. Но, начиная с той ночи, судно как в воду кануло, перестав передавать вообще какие-либо сигналы...

«Мы подняла тревогу 3 января, когда ребята не вышли на запланированную связь, - рассказала в интервью «Новым Известиям» жена рефмеханика Наталья Сакаева. - 6 февраля направили обращение в МИД России, с просьбой отправить запрос в КНДР и Южную Корею. Мы исключаем и то, что ребята потерпели во время шторма катастрофу. В том районе активное судоходство, даже если бы судно затонуло, кто-нибудь с других кораблей обязательно заметил нефтяное пятно на море, обломки...» Однако никаких следов катастрофы найдено не было.

Судьбой четырех бесследно исчезнувших россиян оказался озабочен и президент Дальневосточной ассоциации капитанов Петр Осичанский. «Надеюсь, что рыбаки живы, а судно где-нибудь отстаивается. Кстати, судовладелец, узнав о том, что в России интересуются судьбой членов его экипажа, сразу заговорил о выплате компенсации, как за погибших работников. Но для того, чтобы выплатить страховки, нужны доказательства гибели судна и команды. А доказательств нет...».

ПОХИЩЕНЫ ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?

Исчезновение «Аронта-103» в «приморском треугольнике» далеко не единичный случай - истории с исчезновениями судов там случались и раньше. Например, в ноябре 2005 года в Охотском море пропало рыболовное судно «Удача-1», которое вело промысел краба в районе мыса Свободный. После того, как судно долго не выходило на связь, была организована спасательная операция, в которой участвовали самолеты и спасательные суда России и Японии. В ее ходе были обследованы Курильские острова, западное побережье Сахалина и 200-километровая зона Охотского моря от побережья этого острова. Также по просьбе российской стороны японские власти проверили все порты острова Хоккайдо в надежде обнаружить «Удачу» в одном из них, но все было тщетно. Спустя месяц судно объявили «пропавшим без вести»...

В январе 2001 года малый рыболовный бот национальной артели «Абориген» с тремя членами экипажа исчез во льдах залива Терпения у восточных берегов острова Сахалин. Последний сеанс радиосвязи с рыбаками из города Поро-найска, вышедшими в море на промысел наваги, состоялся 6 января. На следующий день экипаж должен был вернуться в город, однако не вернулся. Организованный поиск, в котором приняли участие восемь судов, результатов не дал. Исчезнувший бот не удалось обнаружить даже с воздуха, когда акваторию предполагаемой катастрофы обследовал вертолет Ми-8...

1 декабря 2002 года произошла следующая по списку таинственная история. Идущий в Татарском проливе теплоход Дальневосточного морского пароходства «Игорь Ильинский» принял сигнал бедствия, и судно, в соответствии с законами морского товарищества, изменило курс и вышло в указанный район. Там, в полном соответствии с переданными координатами, на спасательном плоту обнаружились полтора десятка рыбаков с затонувшего траулера. С «Ильинского» спустили шлюпку и взяли потерпевших крушение на борт.

В это же время на месте катастрофы появился траулер «Парный». Спасенные рыбаки, завидев его, тут же попросились на его борт - мол, мы из одной компании, так нам будет проще добраться до дома. Их желание было исполнено. Однако, «Парный» после этого исчез - как будто его похитили инопланетяне... То, что все это не приснилось «ильинцам», свидетельствует то, что момент пересадки был снят на видеокамеру.

В ПОРТ НАЗНАЧЕНИЯ НЕ ПРИШЁЛ

Спустя несколько дней после исчезновения «Парного» в Японском море бесследно пропала маломерная рыболовецкая шхуна № PCX 7290 с семью рыбаками на борту. Но и это было еще далеко не окончанием загадочных исчезновений...

Весной 2003 года у мыса Терпения (Сахалин)   получило   повреждения   судно «Персей», шедшее под флагом Белиза. Получивший сигнал бедствия  пароход «Мирак» бросился на помощь. Выйдя в указанный квадрат, «Мирак» увидел, что его уже опередил подоспевший траулер «Галаузер», также под флагом Белиза, взявший потерпевших на свой борт. «Мирак» дал гудок и развернулся, вновь ложась на прежний курс. Это было последнее   свидетельство   существования «Галаузера» - в порт назначения он не пришел, исчезнув без следа...

Через год, 4 марта 2004 года около 22 часов на УКВ-частоте был зафиксирован сигнал SOS, поданный СРТМ «Алмаз». Первым его принял и подошел к месту катастрофы траулер «Сибирцев». За ним подоспело рыболовецкое судно   «Инкиф».   Капитан   «Алмаза» попросил коллегу с «Сибирце-ва» пересадить их под уже знакомым нам предлогом: там, дескать, свои ребята, быстрее на берег сойдем. Капитан «Инкифа» пообещал доставить спасенных   рыбаков   в  сахалинский   порт Корсаков. И вместе с ними, как вы уже догадываетесь, исчез...

По данным Анатолия Выборнова, начальника Морского спасательного координационного центра, приведенными выше судами список пропавших в «приморском треугольнике» судов не ограничивается. Исчезли также шхуны «Мария», «Удача», 20-82-41, «Иван Касаткин» и так далее, и так далее...

ТАИНСТВЕННЫЕ СИГНАЛЫ S0S

Возможно, с пропажами судов связаны не менее таинственные сигналы SOS, зафиксированные 28 октября 2001 года. Начиная с этого дня и до 8 ноября, с прибрежной акватории Охотского моря (чуть севернее Татарского пролива) российские, американские и японские спасатели и пограничники начали по несколько десятков раз в день принимать сигналы SOS.

Первыми сигнал поймали японцы, сообщившие об этом российским спасателям. Тут же в предполагаемый район бедствия из Владивостока вышло спасательное судно «Ирбис». Обследовав акваторию, судно возвратилось обратно - на поверхности не было обнаружено ничего подозрительного, а сигнал тем временем продолжал идти.

Дальнейшие исследования показали, что сигналы идут со дна - с глубины примерно 20 метров. Источник сигнала находился в море примерно в 70 километрах от нефтедобывающей платформы «Моликпак», установленной на сахалинском шельфе. Спасатели запросили помощи у ФСБ, но те смогли лишь сообщить, что год назад в Охотском море наблюдалось то же самое явление. Однако, 8 ноября сигналы прекратились...

Впрочем, в Тихом океане бесследно исчезают не только суда, но и отдельные моряки. Например, 6 сентября 2002 года с СРТМ «Курильский» исчез механик. Экипаж траулера заметил пропажу человека только в 0.45 седьмого сентября. Как ясно из воспоминаний моряков, механика видели на борту в последний раз в 20.35 накануне.

Как только стало известно о ЧП, капитан траулера сразу же развернул судно к той точке, где СРТМ находился в указанное время, чтобы пройти весь четырехчасовой маршрут заново. Также о пропаже человека известили девять рыболовных и одно пограничное судно, а также две шхуны, находившиеся поблизости. Впрочем, поиски в течение суток ничего не дали...

0

163

Латимерия - рыба в броне
http://s1.uploads.ru/ZmS2T.jpg
Капитан Госен из южноафриканского портового города Ист-Лондон был опытным мореходом, как, впрочем, почти все члены экипажа его рыболовецкого траулера. Много диковинок доводилось им вылавливать из безбрежных вод индийского океана в погоне за рыбными косяками.

Но такой удивительной рыбы, какую поднял на палубу трал в один из декабрьских дней 1938 года, никто из них не видал никогда.

Крупная, длиной полтора метра, она резко выделялась своим внешним видом среди прочей добычи. Ее мощная чешуя напоминала панцирь, а еще точнее, броню. Четыре расположенных попарно задних плавника, также покрытых толстой чешуей до самой оторочки походили на лапы ящерицы. Крупную голову с хищной пастью покрывали с боков костные пластинки, а сильный хвост, в отличие от прочих рыб, был трехлопастным!

Весь облик рыбы как бы являлся воплощением неукротимой свирепости.

Это существо казалось куда опаснее, чем даже более массивные акулы, выловленные этим же тралом.

- Ни один нормальный торговец не возьмет у нас эту рыбину, да и вряд ли она съедобна, - сказал один из рыбаков. - Давайте лучше выбросим ее в море!

-  Нет! - покачал головой капитан Госен.

- Думаю, это чудище надо показать ученым. Отнеситека его в морозильник!

По прибытии в Ист-Лондон капитан Госен без промедления посетил местный краеведческий музей и рассказал его заведующей госпоже М.Кортенэ-Латимер о своей странной добыче. Заинтригованная заведующая тут же отправилась вместе с ним на судно. Увидев рыбину, госпожа Кортенэ-Латимер ясно поняла, что перед ней действительно необычное существо, которое должны изучить специалисты-ихтиологи.

- Вы поймали ее в местах вашего обычного лова? - уточнила она у капитана.

- Не вполне, - ответил тот. - В тот день нам долго не везло с уловом, и мы решили попытать счастья на песчаных отмелях, что тянутся далеко в море от устья реки Чалумны. Никогда прежде мы не забрасывали трал в тех местах.

- Спасибо вам, капитан, что сохранили это чудо природы, - поблагодарила дама. - Я в самое ближайшее время обращусь к весьма знающему специалисту, и тогда, быть может, мы узнаем, что это за существо.

КИСТЕПЕРЫЕ: НА ВОДЕ И НА СУШЕ

С любезного разрешения капитана, странную рыбу забрал препаратор музея, а госпожа Кортенэ-Латимер в тот же день написала письмо в Кейптаун, доктору Дж. Смиту, известному южноафриканскому ихтиологу, приложив к письму собственноручную зарисовку необычного экспоната, выполненную разноцветными чернилами.

Получив письмо и рассмотрев рисунок, доктор Смит совсем потерял покой.

Ведь на зарисовке была изображена рыба целакант из группы кистеперых, которая вымерла, как было принято считать, еще 50млн лет назад и от которой вели свой род все сухопутные позвоночные существа - от лягушки до человека!

Десятки миллионов лет назад, когда суша была практически необитаемой, многие водоемы начали пересыхать под палящими лучами солнца, и тогда кистеперые рыбы в поисках спасения двинулись на сушу, переползая на своих лапах-плавниках в более глубокие озера. Выжили те из них, кто лучше передвигался по земле. Благодаря жесткому естественному отбору, кистеперые рыбы постепенно освоили две среды обитания-воду и сушу...

Неужели целаканты, размышлял ученый, все же не вымерли, подобно динозаврам и другим доисторическим животным, а сохранили свой род до наших дней?!

Срочные дела помешали доктору Смиту немедленно отправиться в путь. Но, едва освободившись, он помчался в Ист-Лондон. Да, это был он, кистеперый целакант, никаких сомнений!

Вот только над рыбиной уже успел поработать музейный препаратор, и некоторые ее части, а также внутренности, оказались утраченными.

Тем не менее, доктор Смит опубликовал сообщение об этом открытии, снабдив свою статью фотографиями. В честь Марджори Латимер рыба была названа латимерией. Но сенсация в тот раз так и не состоялась. Коллеги-ихтиологи всех континентов сочли это сообщение мистификацией и попросту проигнорировали его. Скептицизм у специалистов вызвал, в частности, размер рыбины.

Все ведь знали, что ископаемый целакант редко превышал в длину 30см. А тут - целых полтора метра! А уж если у берегов Южной Африки и вправду водятся такие крупные латимерии, то почему их не вылавливали раньше?!

В том же году началась Вторая мировая война, и удивительная находка в далеких водах оказалась забытой. Доктор Смит понимал: чтобы доказать свою правоту, надо выловить хотя бы еще один экземпляр латимерии и продемонстрировать его коллегам-ихтиологам. Погоня за мечтой продолжалась несколько лет. И, вот, наконец, 20 декабря 1952 года, ровно через 14 лет после капитана Госена, ихтиолог поймал свою «золотую рыбку» близ островка Паманзи, входящего в группу Коморских островов на севере Мозамбикского пролива.

ОТКРЫТИЕ ЦЕЛАКАИТА

Правительство ЮАР предоставило ему военный самолет, на котором доктор Смит и доставил свою добычу в Кейптаун.

Вот теперь-то ученый мир признал это открытие, заставившее по-новому взглянуть на наши знания о природе. Профессор Дж. Смит так написал об этом в своей книге «Старина четвероног»: «Открытие целаканта показало также, как мало мы, в сущности, знаем о жизни моря. Верно сказано, что господство человека кончается там, где заканчивается суша...

Да, мы знаем очень мало. И есть надежда, что где-то в морях поныне обитают и другие формы.

И еще один урок: мы узнали, что сравнительно крупные животные чрезвычайно долго могут обитать в морях, не оставляя легко обнаруживаемых окаменелостей. А отсюда почти наверняка следует, что в океанах жили существа, не оставившие никаких следов и потому совершенно неизвестные нам. И мы вправе предположить, что есть незнакомые науке морские животные, которых обнаружат, когда человек освоит глубины за пределами прибрежных вод».

В последующие годы состоялось немало научных экспедиций, ставивших целью выловить очередной экземпляр «доисторической» рыбы. Самым удачным местом для такой охоты оказалась зона Коморских островов. Тем не менее, суммарный счет добычи растет весьма медленно. По некоторым сведениям, всего выловлено порядка четырех десятков латимерии.

Один экземпляр достался и нашим ученым. Он хранится в Зоологическом музее Московского университета.

0

164

Острова призраки
http://s1.uploads.ru/tX4wh.jpg
Каждый, кому доводилось держать в руках навигационные карты, скорее всего, встречал около некоторых обозначенных на них островов пометки P.D. (положение сомнительно) или E.D. (существование сомнительно).

Позиция картографов в этом случае заслуживает только похвалы: уж лучше не обнаружить остров на обозначенном месте, нежели проложить путь сквозь сомнительную и потому не обозначенную на карте сушу и налететь на неё ночью.

История таинственных появляющихся и исчезающих островов имеет богатую историю. История их возникновения в каждом отдельном случае уникальна и любопытна, поэтому мы прямо сейчас и окунёмся в пучину тайн и интриг, омывающих эти легендарные клочки суши...

ЗАГАДОЧНАЯ АВРОРА

В 1762 году моряки испанского корабля «Аврора» к юго-западу от Фолклендских островов, на полпути к Южной Георгии, обнаружили три маленьких островка, которые и нарекли по имени своего корабля. В 1774 году офицеры «Авроры» ещё раз подтвердили, что вновь проплывали мимо этих островов. Другой испанский корабль, «Сан-Мигель», между двумя этим наблюдениями точно определил местонахождение островов на 52°37' южной широты и 47°49' западной долготы, а капитаны ещё нескольких судов также занесли в свои вахтенные журналы упоминания о данных клочках суши.

В 1794 году Ж. де Бустаменте, командир испанского корвета «Атревидо», составил более точное описание островов. Согласно сделанным записям, центральный, самый большой остров имеет вершину, похожую по своим очертаниям на палатку; с южной стороны он белый от снега, а с северной имеет тёмный цвет. Второй остров, к северу от первого, представляет собой пик меньшего размера, тоже покрытый снегом, и, наконец, самый южный из трёх островов -большая скала в форме седла, которую поначалу моряки приняли за айсберг.

Сомнения в существовании островов Авроры не возникало ни у кого, а Эдгар По даже упомянул их в своей «Повести Артура Гордона Пима», где одной из целей героев были поиски этих самых клочков суши. Причиной поисков служило поверье об испанском галеоне, набитом золотом и выброшенным на берег одного из островов. Судя по всему, прототипом легенды стал испанский корабль «Сан-Тельмо», действительно потерпевший крушение в этих водах в 1819 году.

Однако в XIX веке острова прочно закрепившиеся на карте, исчезли! Джеймс Уэддель, известный исследователь Антарктики, отправился на их поиски в 1820 году, но в указанном районе ничего не обнаружил. Неудачей окончился и поиск, предпринятый в 1822 году экипажем промыслового судна во главе с Бенджамином Моррелом.

Но куда же они тогда могли деться? Может быть, за острова  были   приняты айсберги?  Но маловероятно,  чтобы опытные моряки спутали острова с ледяными глыбами,    сцепившимися на одном месте в конце XVIII столетия и расцепившиеся в начале   следующего века. Очень зыбко и предположение,   что   за острова   Авроры   были   приняты скалы Шаг, находящиеся примерно   на 53° южной широты и 43° западной долготы.         

Они представляют собой группу из трех скал, видимых над  водой  на  расстоянии около одной мили.   Слишком   мало шансов, что эти маленькие выступы были приняты за большие скалы описанные командиром «Атревидо», да и находятся они далеко к востоку от месторасположения островов Авроры. С тех пор об этих островах упоминали только один раз: в 1856 году капитан судна «Хелен Бейрд» сделал запись о наблюдении пяти островов вместо трёх, расположив их на 52°41' южной широты и 48°22'западной долготы, что довольно близко к указанным ранее координатам. Согласно описанию капитана, острова были покрыты снегом и простирались на 20-25 миль. Однако этому сообщению не поверили, и загадка исчезнувших островов не разгадана до сих пор...

НЕУЛОВИМЫЙ САКСЕМБЕРГ

Остров Саксемберг был открыт голландским капитаном Линдеманом в 1670 году на 30°40' южной широты и 19°30' западной долготы. К сообщению об открытии капитан также приложил набросок, изображавший низину с неожиданно высоким пиком посередине, весьма смахивающим на колдовской колпак. Впрочем, географы отнеслись к словам Линдемана скептически и вспомнили о нём только в 1804 году, когда Галловей, капитан с американского судна «Фанни», сообщил, что он также наблюдал данный остров в течение четырёх часов. Описание суши полностью совпало с описанием Линдемана, координаты широты также совпали, но долготу американец указал на два градуса восточнее. Впрочем, это объяснимо - Галловей пользовался хронометром, которого у Линдемана не было, поэтому в определение и вкралась погрешность.

В 1816 году капитан Хэд вновь увидел Саксемберг в указанном месте и наблюдал его на протяжении шести часов. Описание также полностью совпало с предыдущими. Однако Хэд был последним, кто наблюдал этот клочок земли воочию - после 1816 года остров... исчез. Более того, жители острова Тристан-да-Кунья в южной части Атлантики, в 500 милях от которого находился Саксемберг, об этом острове ничего не знают - хотя, по идее, они должны были на него давно наткнуться. Но, с другой стороны, маловероятно, что три капитана приняли за остров что-то другое. Но мы точно знаем, что острова на том месте (уже?) нет. Куда же он мог подеваться?..

«ОСТРОВ ЖЕНЫ ХУД0ЖНИКА»

Закончить обзор таинственных островов хочется забавным рассказом об «острове Жены художника». Вот что писал Питер Хейлин в своей «Космографии» 1659 года:

«Остров Жены художника» - это остров, упоминаемый сэром Уолтером Рэлеем в его «Истории мира». О нём сэру Уолтеру рассказал Педро де Сармиенто, испанец, который по поручению короля должен был основать несколько колоний у Магелланова пролива. По дороге домой он был захвачен в плен сэром Уолтером, и тот спросил его о некоторых островах, изображённых на картах в районе пролива, которые могли бы ему очень пригодиться. На это Сармиенто весело ответил, что их следует назвать «островами Жены художника», потому что, когда художник рисовал эту карту, сидевшая рядом с ним жена попросила его нанести на карту одну землю для неё, чтобы она в своём воображении могла стать обладательницей острова.

По всей вероятности, у жены художника много островов, а возможно, есть и страны на континенте, которые изображены на наших обычных картах, но которые невозможно обнаружить даже в результате самых тщательных поисков».

0

165

Саня... помнишь..Соболева рассказ... про "загиб Петра Великого"? Плин.... я когда его читал.... просто....лежал в истерике от смеха))))))))))))
"И тут я (комиссар)...вспомнил..так и недоученный ..курс химии...и начал... "Анигидрид...твою в кислотность"))))))))))))))))) " А еще ...я заметил..боцман всех 12-ть апостолов кучу собрал.... ну так, я их...всех по-отдельности..перебрал"))))))))))))))))))))))

0

166

Пираты северных морей
http://s2.uploads.ru/1aWML.jpg
Читая рассказы о кровожадных и алчных пиратах, в нашем воображении непременно возникают грубые лица флибустьеров, некогда бороздивших теплые воды Карийского моря.

Да, люди, вроде знаменитых Генри Моргана и Уильяма Кидда, предпочитали орудовать именно там. Но и в северных морях бродили не менее отчаянные сорвиголовы. К XIV веку у северных берегов Европы сложилась своя армия пиратов, действовавших по чёткому кодексу, не признававшему никакой власти и никаких королей. Иногда даме сами короли обращались к корсарам за помощью. Основу этой дикой флотилии составляли выходцы из Дании, Норвегии, Швеции, Германии и славной Британии (куда в море без них?!).

На службе у короля

В 1523 году король Дании, Норвегии и Швеции Кристиан II из династии Ольденбургов, сын короля Иоганна и Кристины Саксонской, ведя нешуточную борьбу за корону и трон, заслуженно потерпел поражение, уступив все свои королевские регалии Фредерику I.

В своё время Кристиану пришлось для получения короны подписать унизительную капитуляцию, а год спустя он сочетался браком с Изабеллой Габсбургской, сестрой императора Карла V. Но и после брака продолжилась его связь с голландской мещанкой Дивеке, которая оказывала на него сдерживающее влияние. В 1517 году Дивеке умерла. Кристиан окончательно ожесточился против дворян, которых подозревал в отравлении Дивеке, и в то же время всё больше и больше подпадал под влияние своей тёщи, матери Дивеке. Почти всё дворянство ополчилось на Кристиана II, а корона перекочевала к Фредерику I. К кому только не обращался Кристиан за помощью, но всё тщетно. И тогда он послал гонцов к пиратам, которые правили на море, похищая и перепродавая морские суда, грабя торговый флот, занимаясь разбоем.

Выбор Кристиана II пал на пару профессиональных моряков - Кристофера Трондссона и Отто Стингссона. Они обязались помогать Кристиану II в борьбе с Фредериком I. Оба приобрели неограниченные права в борьбе с пиратством, дабы получать прибыль и направлять финансы на борьбу за корону Кристиана II. Но новые помощники короля-беженца добились лишь оного - всеобщего страха на море. К тому же всю добычу Трондссон и Стингссон оставляли себе, а королю за 8 лет передали лишь один захваченный корабль.

В конце концов, они отказались служить Кристиану, всецело посвятив себя пиратству. Их целью стало похищение и перепродажа судов, а также грабёж торговых судов из Голландии и Шотландии. И в этом деле они преуспели. Позднее за свои боевые заслуги Кристофера Трондссона наняло в качестве боевого адмирала правительство Норвегии, и пират трансформировался в государственного мужа, хотя, по правде говоря, он заслуживал виселицы.

Пират на одну ночь

Осенью 1445 года германский капитан по имени Штеффен Шмит вместе с судном и экипажем попал в сильный шторм у берегов Норвегии. На борту торгового судна находился ценный груз, который Шмит обязался доставить по назначению, за что уже получил значительную предоплату. Дело оставалось за малым, но ужасные погодные условия заставили германского капитана причалить к небольшому островку у Йерена (западная часть Норвегии), где моряки занялись ремонтом судна, а также ждали у моря погоды. Так продолжалось несколько недель, погода не улучшалась.

Однажды к немецким морякам явились нежданные визитёры. Это был известный в Норвегии дворянин по имени Эрленд Эйндридессон, чьё благородное происхождение внушало германцам спокойствие и доверие. Норвежский вельможа пришёл морем на двух военных хорошо вооружённых судах, чьи экипажи составляли порядка 60-ти человек соответствующего вида. Правда, у себя на родине Эрленд был знаменит своей непомерной ненавистъю к Германии и немцам. Позднее выяснилось, что Эрленд Эйндридессон не гнушался заниматься в свободное от службы королю время пиратством. Капитан Шмит об этом знал, а потому напомнил Эрленду, что между их государствами заключено мирное соглашение, что позволяет немцам рассчитывать на помощь. К тому же Шмит предъявил гостям бумагу, которая позволяла немецким морякам передвигаться в норвежских водах.

И Эрленд согласился с миром отпустить германское судно. Однако судно Шмита не было готово к скорому отплытию. Этим и воспользовались пираты. Той же ночью норвежские варяги перерезали все корабельные концы и якоря германского судна, пустив его в море. Но судно тут же стало тонуть, немцы прямо с борта судна, терпящего бедствие, стали молить норвежских моряков о помощи. И помощь пришла. Правда, за спасение норвежцы конфисковали у немцев весь груз. Шмит рассказал в Европе о поступке Эрленда Эйндридессона, но тот не понёс никакого наказания за этот бессовестный грабёж.

Скандинавский боец

Мартин Пеклин считался одним из самых преуспевающих пиратов северных морей XVI века. Он был чрезвычайно жестоким и беспощадным разбойником, не щадил даже своих людей, хотя щедро делился с ними добычей, чем снискал к себе уважение у пиратов. Однажды он умудрился захватить за один день аж 12 торговых судов. Но в 1526 году ему крупно не повезло. Он встретился в море с не менее храбрыми моряками из Германии, недооценил их, за что и поплатился.

Случилось так, что три торговых судна шли в Скандинавию из Германии с хозяйственными товарами для крестьян, но попали в шторм и решили переждать его в небольшом фьорде. Купеческие суда пережидали шторм у самого берега и даже открыли торговлю с местными жителями-крестъянами. На море стоял густой туман, а потому купцы не заметили, как к берегу причаливает пиратское судно. Но и пираты, в свою очередь, не заметили торговые суда. Так мирно всё начиналось.

А рано утром следующего дня на торговое судно пришли два опрятных молодых человека. Они явились, чтобы посмотреть товар, но главное - выяснить количество моряков и охраны на германских купеческих судах. Это были шпионы пиратов, которые проводили разведку перед нападением на купцов. Но капитан торгового каравана Трод заподозрил неладное и прогнал лазутчиков восвояси. Остаток дня прошёл мирно. Но уже на самом рассвете следующего утра капитан пиратов Пеклин приказал открыть шквальный огонь по купеческим судам.

Моряки торговых судов в свою очередь проявили себя храбрыми бойцами. Завязался морской бой, и торговые суда взяли в тиски корабль пиратов, чего те явно не ожидали. Германские моряки не пощадили Мартина Пекли-на, который погиб от прямого попадания пули в голову. Лишь 14 флибустьеров смогли спастись из этой мясорубки, ещё шестерых пиратов купцы пленили и сдали властям. Позже их повесили при большом скоплении народа, дабы показать всем, что ждёт морских разбойников на суше.

Морской Робин Гуд

Известен был пират северных морей Клаус Стёртебекер (1360-1401). Никто не знает, кем он был по национальности. Но легенды о Клаусе ходят по сегодняшний день. Его команду в народе назвали Likedelere, что переводится «Те, кто поровну делится». В скандинавских странах люди запомнили его по повадкам Робина Гуда. Он грабил только богатых и был щедр с бедняками.

Однако век Клауса был недолгим. Его власти поймали где-то у Гамбурга, там же судили и приговорили к повешению. Ходили слухи, что товарищи Клауса выкрали мёртвое тело своего капитана и похоронили его в груде золотых монет и драгоценных камней в тихом местечке в Германии. Подругой версии, Клаус Стёртебекер был повешен на золотой цепи, а потому долго перед смертью мучился.

По сохранившимся документам, пять товарищей Клауса были помилованы и остались живыми. В любом случае, Клаус Стёртебекер был необычным пиратом, так как народная память к душегубам беспощадна. А о нём сохранились добрые воспоминания современников.

0

167

Прочнее моря
http://s3.uploads.ru/Uhsyq.jpg
Именно таким должен быть первый друг морехода, маяк - прочнее моря, ни больше, ни меньше.

И далеко не сразу инженеры нашли способы создавать конструкции, способные противостоять чудовищной разрушительной силе такой, казалось бы, мягкой и податливой воды.

Подлинным кошмаром для моряков становится Северная Атлантика в период равноденственных штормов. И не приведи бог в это время оказаться парусному судну вблизи юго-западной оконечности Англии, где поджидают его наполовину скрытые под водой острова Силли, коварный Ушант, утёсы Лизарда и другие мели и рифы, давно потерявшие счёт кораблям, которым они сокрушили рёбра. К их числу относятся и рифы Эддистон, что при входе в гавань английского порта Плимут, одинаково опасные как в шторм, так и в туман.

ПОПЫТКИ  ДИЛЕТАНТОВ

В 1696 году лопнуло, наконец, терпение у плимутского негоцианта Генри Уинстенли, которого Эддистон положительно вознамерился разорить, погубив один за другим два принадлежавших ему корабля. Уинстенли принял проблему настолько близко к сердцу, что предложил выполнить все работы на собственные средства. Впрочем... согласно тогдашнему морскому законодательству, владелец маяка имел право взимать пошлину с проходящих мимо судов, по пенсу за тонну - деньги по тем временам изрядные.

Строительство шло ударными темпами, но было прервано непредвиденной задержкой: французские корсары, т. е. «пираты с лицензией», захватили в плен всю бригаду вместе с Уинстенли. И надо отдать должное Людовику XIV: проявив воистину государственную мудрость, «король-солнце» повелел отпустить строителей с напутствием - «Франция воюет с Англией, но не с человечеством!»

МаякУинстенли дал свет в 1698 году, но прослужил недолго, что и неудивительно. Конструкция в виде восьмиугольной башни с вертикальными стенами, со множеством совершенно нефункциональных, но создающих дополнительное сопротивление натиску ветра и волн украшений, была обречена изначально. В1703 году Уинстенли с группой рабочих вынужден был выехать на остров, чтобы привести в порядок сильно повреждённый маяк. Атлантика словно только этого и ждала - грянувший, как из засады, сильнейший шторм погубил и башню, и её создателя.

Вторая попытка, предпринятая торговцем шёлком Джоном Радьердом, оказалась не в пример удачнее. Вызвана она была тем, что теперь терпение лопнуло уже у самого «Джона Буля», т. е. британского правительства. Когда на Эддистонских скалах разбился и погиб военный корабль Королевского флота, деньги на строительство у парламента почему-то сразу нашлись, ну а подряд получил Радьерд. Удивления достойно, но несмотря на отсутствие профессиональных навыков, он успешно справился с задачей, учтя ошибки предшественника.

Второй Эддистонский маяк представлял собой коническую башню обтекаемой формы и, хотя был выстроен опять-таки из дерева, сопротивлялся морю целых 47 лет! Неизвестно, сколько бы он прослужил ещё, но его погубил главный враг дерева. В те лишённые электричества времена источником света на маяках служили 10-15 больших сальных свечей, в обращении с которыми требовалась сугубая осторожность! По-видимому, её-то как раз и не хватило смотрителю, и в одну несчастную ночь творение Джона Радьерда сгорело дотла.

ДЖОН СМИТОН И ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ

Как и все подобные ему изобретатели XVIII века, Джон Смитон был мастером на все руки. Не было такой задачи в области техники, перед которой спасовал бы этот совсем ещё молодой - 30 лет! - обладатель пытливою ума, острой наблюдательности и не боящихся никакой работы  рук, будь то машиностроение, прикладная химия или архитектура. Поэтому не приходится удивляться, что именно ему, в обход заслуженных архитекторов, было поручено ответственное задание: возвести, наконец, на Эддистонском рифе такой маяк, который не пришлось бы через несколько лет восстанавливать!

Тщательно обдумав задачу, Смитон бесповоротно отверг дерево в качестве строительного материала. Очень заманчивым выглядел вариант с так называемым «портлендским камнем» - одна из разновидностей тонкозернистого гранита, который добывался в карьерах острова Портленд и был очень популярен у строителей благодаря своей прочности и долговечности. Но... как же без этого проклятого «но»? В отличие от особняков и дворцов, маяк должен был выдерживать неслыханные ударные знакопеременные нагрузки, для чего Смитон уже задумал невиданную прежде, нигде не применявшуюся систему соединения блоков. Чтобы воплотить её в реальность, каменным блокам нужно было придать необычную, сложную форму, что автоматически влекло за собой головокружительный рост объёма и стоимости работ. Вот если бы можно было не вытёсывать блоки из каменных глыб, а формовать их с уже заданными параметрами!

Вообще-то такая технология существовала с незапамятных времён и Смитону, естественно, была хорошо известна. Речь, конечно, шла о бетоне. Размалываем в тонкий порошок известь, отжигаем в печи, гасим в специальных ямах и получаем незаменимый в строительстве материал. Будучи смешан в той или иной пропорции с песком и некоторыми другими добавками, он может служить как для скрепления кирпичей и камня, так и для формования блоков любой конфигурации. Но - опять это проклятое «но»! - по прочности до камня ему далеко. А самое скверное - водостойкость такого раствора оставляет желать много лучшего.

Строителям и в голову прийти не могло, что недостатки раствора обусловлены их собственным требованием: известняк, идущий на ею изготовление, требовался максимально чистым, без примеси глины! Такая известь считалась первосортной и ценилась выше всего. И одному богу сегодня известно, почему именно Смитон решил попробовать раствор на основе второсортной глинистой извести из Сомерсетских каменоломен, но результат превзошёл все ожидания. Благодаря тончайшим частицам глины бетон получался очень плотным, а главное - «чем дольше эти блоки лежат в воде, тем прочнее они становятся, - не без удивления отмечал в своих записях Смитон. - Думаю, портлендский камень мне не понадобится».

ДЖОН СМИТОН И НАУКА О СОПРОТИВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

«Сдал сопромат - можно жениться!» - шутят студенты-строители. Действительно, сопромат является становым хребтом науки проектирования зданий и машин. Создать конструкцию, способную выдержать заданную нагрузку и ещё чуть-чуть сверху, - совсем непросто! Но молодой инженер блестяще справился и с этой задачей. Его маяк представлял собой массивный усечённый конус высотой 32 м, сложенный из литых блоков, впервые в истории архитектуры соединённых способом «в ласточкин хвост», применявшимся ранее только для дерева.

При таком соединении усилие, приложенное к одному блоку, автоматически распределялось на весь пояс, многократно усиливая его сопротивление. По верхней грани блоков проходил жёлоб в который закладывалась прочная железная цепь, предварительно прокипячённая в топлёном жире, что должно было надёжно предохранить её от коррозии. В свою очередь, цепные обручи стягивали бетонные, дабы не позволить им разойтись под тяжестью пояса верхних бетонных слоев. Таким образом, вся конструкция из тысяч блоков, общей массой более тысячи тонн, приобретала прочность монолита.

Строительство шло в неимоверно тяжёлых условиях. Достаточно сказать, что с 1756-го по 1759 год, пока возводился маяк, работы собственно на площадке велись всего 112 дней, т. е. менее месяца в году. Именно столько отпускала строителям в сезон погожих дней свирепая Атлантика, явно не желавшая, чтобы какой-то ничтожный человечишко ограничил её власть над моряками. Мало того - работы было можно вести только в отлив, когда стройплощадка дважды в сутки на 4 часа обнажалась из-под воды.

И всё-таки Смитон и его каменщики победили старую Атлантику, и летом 1759 года 24 толстых свечи, установленных в зажимах параболических рефлекторов, осветили ее вечно неспокойные воды Третий Эддистонский маяк вступил в строй.

НЕПОБЕЖДЕННЫЙ МОРЕМ

123 года исправно служил морякам этот маяк - без единого изъяна. И тогда море в бессильной ярости принялось разрушать гнейсовую скалу, служившую ему основанием. Но благодарные мореходы не отдали своего верного товарища на растерзание стихии! В 1882 году верхнюю часть маяка демонтировали и установили на площади в Плимуте, как вечный памятник человеческому упорству, трудолюбию и таланту. А путь кораблям освещает сегодня 4-й Эддистонский, построенный на соседней, более прочной скале.

+1

168

ВАРЕНЫЙ ЗАМ
  Зама мы называли "Мардановым через "а". Как только он появился у нас на
экипаже,   мы   -   командиры   боевых   частей   -   утвердили   им   планы
политико-воспитательной  работы.  Все написали: "Утверждаю, Морданов". Через
"о".
     - Я - Марданов через "а", - объявил он нам, и мы тогда впервые услышали
его голос. То был голос вконец изнасилованной и обессилевшей весенней телки.
     Когда он  сидел в  аэропорту  города Симферополя,  где человек  пятьсот
мечтало вслух улететь и составляло по этому поводу  какие-то списки, он двое
суток  ходил  вокруг  этой  безумной  толпы,  периодически подпрыгивал, чтоб
заглянуть, и кричал при этом криком коростеля:
     - Посмотрите! Там Марданов через "а" есть?..
     Инженер  неискушенных  душ.  Он  познал  нужду  на  Черном  флоте,  был
основательно  истоптан  жизнью  и людьми,  имел троих  детей  и  любил слово
"нищета".
     -  Нищета  там,  -  говорил он про  Черноморский  флот,  и нам  тут  же
вспоминались подворотни Манхеттена.
     У него был большой узкий рот, крупные уши, зачеркнутая морщинами  шея и
тусклый взгляд уснувшего карася.
     Мы его еще ласково называли Мардан Марданычем  и "Подарком  из Африки".
Он у нас тяготел к наглядной агитации, соцсоревнованию и ко всему сельскому:
сбор колосовых приводил его в судорожное возбуждение.
     - Наш зернобобовый! -  изрекали в  его  сторону корабельные  негодяи, а
матросы называли его Мухомором, потому что рядом с ним не хотелось жить.
     Он любил повторять: "Нас никто не поймет" - и обладал вредной привычкой
общаться с личным составом.
     - Ну, как наши дела? - произносил он перед общением замогильным голосом
восставшей совести, от которого живот начинал чесаться, по спине шла крупная
гусиная кожа, а руки сами начинали бегать и хватать сзади что попало.
     Хотелось тут же переделать все дела.
     Однажды мы его сварили.
     Вам, конечно же, будет интересно узнать, как мы его сварили. А вот как.
     - Ну, как наши дела? - втиснулся он как-то к нам на боевой пост. Входил
он  всегда так  медленно и так бурлачно,  как  будто  за  ним  сзади тянулся
бронированный хвост.
     В   этот  момент   наши  дела   шли  следующим   образом:   киловаттным
кипятильником у  нас  кипятилось три литра  воды в  стеклянной  банке. Банка
кипела, как на вулкане. Чай мы заваривали.
     - Ну, как...
     Дальше мы не слышали, мы наблюдали: он запутался рукавом  в нагревателе
и поволок его вместе с банкой за собой.
     Мы: я и мой мичман - мастер военного дела - проследили зачарованно их -
его и банки - последний путь.
     - ...наши дела... - закончил он и сел; банка опрокинулась,  и три литра
кипятка вылилось ему за шиворот.
     Его будто подняли. Первый раз в жизни я видел вареного зама: он взлетел
вверх, стукнулся об потолок и заорал как  необразованный, как будто нигде до
этого   не  учился,  -  и  я   понял,  как  орали  дикие   печенеги,   когда
Владимир-Солнышко поливал их кипящей смолой.
     Слаба у нас индивидуальная подготовка! Слаба.
     Не готовы замы к кипятку. Не готовы. И к чему их только готовят?
     Наконец, мы очнулись и бросились на помощь. Я зачем-то схватил зама  за
руки, а мой мичман - мастер военного дела - кричал: "Ой! Ой!" - и хлопал его
зачем-то руками по спине. Тушил, наверное.
     - Беги за подсолнечным маслом! - заорал я мичману. Тот бросил  зама и с
воплями:  "Сварили!  Сварили!" -  умчался на камбуз. Там у нас служили  наши
штатные мерзавцы.
     - Насмерть?! - спросили они быстро. Им хотелось насмерть.
     Мой  мичман  выпил у  них  от волнения воду из  того  лагуна, где  мыли
картошку, и сказал: "Не знаю".
     За то, что он "не знает", ему налили полный стакан.
     Мы раздели зама и начали лечить его бедное тело.
     Он дрожал всей кожей и исторгал героические крики.
     Однако  и проняло же его!  Мда-а. А проняло его от  самой шеи  до самых
ягодиц и двумя ручьями затекло ниже пояса вперед и там спереди - ха-ха - все
тоже обработало!
     Спасло  его  только то, что при  +28С в отсеке он вместо  нижнего белья
носил шерстяной костюм.
     Своя шерсть у  него вылезла чуть  позже - через  неделю. Кожа,  та тоже
слезла, а  там,  где  двумя ручьями затекло,  там  - ха-ха  - снималось, как
обертка с сосиски, то есть частично вместе с сосиской.
     -  Ну,  как наши дела? - вполз он к нам на  боевой  пост  осторожненько
через две недели, живой. - Воду не кипятите?..

+1

169

КУВАЛДОМЕТР
  - Смирно!
     - Вольно!
     В центральный  пост атомного ракетоносца, ставший  тесным от  собранных
командиров  боевых  частей,  решительно врывается комдив,  на  его пути  все
расступаются.
     Подводная лодка сдает  задачу  номер два.  Море,  подводное  положение,
командиры и начальники собраны на разбор задачи, сейчас будет раздача слонов
и пряников.
     Комдив -  сын  героя.  Про  него  говорят:  "Сын  героя  -  сам герой!"
Поджарый, нервный, быстрый, злющий, "хамло трамвайное". Когда он вызывает  к
себе  подчиненных,  у  тех  начинается  приступ  трусости.  "Разрешите?"   -
открывают они дверь каюты  комдива; открывают, но не переступают, потому что
навстречу может полететь бронзовая пепельница и в это время  самое главное -
быстро закрыть дверь; пепельница  врезается  в нее, как ядро,  теперь  можно
открывать -  теперь  ничего не  прилетит. Комдив  кидается,  потому что "сын
героя".
     - Та-ак! Все собраны?  - комдив не  в  духе, он резко поворачивается на
каблуках и охватывает всех быстрым, злым взглядом.
     - Товарищ комдив! - к нему протискивается штурман с каким-то  журналом.
- Вот!
     Комдив смотрит в журнал, багровеет и орет:
     - Вы что? Опупели?! Чем вы думаете? Головой? Жопой? Турецким седлом?!
     После этого он бросает журнал штурману в рожу. Рожа у штурмана большая,
и сам он  большой, не промахнешься; журнал  не закрывает ее даже наполовину:
стукается и отлетает. Штурман, отшатнувшись,  столбенеет, "опупел", но ровно
на одну секунду,  потом происходит непредвиденное, потом происходит свист, и
комдив,  "сын  героя",  получив  в  лобешник  (в  лоб,  значить) штурманским
кувалдометром (кулачком, значить), взлетает в воздух и падает в командирское
кресло, и кресло при этом разваливается: отваливается спинка и подлокотник.
     Оцепенело. Комдив лежит... с ангельским выражением... с остановившимися
открытыми глазами...  смотрит  в  потолок... рот полуоткрыт... "Буль,  буль,
буль", - за бортом булькает дырявая цистерна главного балласта... Ти-хо, как
перед отпеванием; все стоят, молчат, смотрят,  до того потерялись, что  даже
глаза  комдиву  закрыть  некому;  тяжко...  Но  вот  лицо  у  комдива  вдруг
шевельнулось, дрогнуло, покосилось,  где-то у уха  пробежала судорога, глаза
затеплели, получился  первый вдох, который сразу  срезонировал в окружающих:
они  тоже вдыхают;  покашливает  зам:  горло  перехватило.  Комдив  медленно
приподнимается,  осторожно садится, бережно берет лицо  в ладони,  подержал,
трет  лицо,  говорит:  "Мда-а-а...",  думает,  после  чего  находит  глазами
командира и говорит: "Доклад переносится  на 21 час... помогите мне...", - и
ему,  некогда такому поджарому  и  быстрому,  помогают, под  руки, остальные
провожают  взглядами.  На трапе он  чуть-чуть шумно  не  поскользнулся:  все
вздрагивают, дергают головами, наконец он исчезает; командование корабля, не
подав ни одной команды, тоже; офицеры, постояв для приличия  секунду-другую,
расходятся по одному; наступает мирная, сельская тишина...
     Нет-нет-нет,  штурману ничего не было,  и задача  была сдана с  оценкой
"хорошо".

+1

170

АРТЮХА
Северная Атлантика.  8.20. -  по  корабельному времени. На вахте третья
боевая  смена. Подводное положение. Вот он, центральный пост - кладезь ума и
сообразительности.  Сердце корабля.  Командирское  кресло  в  самой середине
(сердца), в нем - бездыханное тело.  Командир.  Утром особенно  сильны муки;
промаявшись в каюте,  но  так  и  не  сомкнув глаз, командир  тут же  теряет
сознание, едва  его чувствительные центры  (самые чувствительные) ощутят под
собой    кресло;   съеженный,   скукоженный,    свернутый,    как   зародыш,
едино-начальник  (над  ним только Бог)!  Командира  по мелочам не беспокоят.
Пока он спит,  служить в центральном  можно; боцман дремлет  на рулях: глаза
закрываются,  под  веками бегают  зрачки; спит; насмотрелся фильмов,  старый
козел,  ни  одного  не  пропустит.  Вахтенный  офицер  наклоняется  к  нему:
"Бо-ц-ма-ан... Гав-ри-лыч..."  - "Да-да-да..." -  говорит  Гаврилыч и  опять
засыпает.  Но зато он чувствует лодку  до  десятых долей  градуса. Вахтенный
механик   бубнит  что-то,   уткнувшись  в   конспект;   инженер-вычислитель,
покосившись  на  командира, осторожно  дергает акустиков  раньше  времени  с
докладом:  "А-ку-с-ти-ки...";  те понимают, что раз дернули заранее,  значит
командир спит, и, чтоб не будить "зверя", шепотом докладывают:  "Го-ри-зо-нт
чи-с-т..."
     В боковом  ответвлении центрального поста, справа  по  борту,  рядом со
своими клапанами, за пультом  сидит старшина команды трюмных мичман  Артюха,
по  кличке  Леший, -  маленький,  плешивый,  паршивый;  редкие  перья  волос
разлетелись  в разные стороны,  в них - пух от  подушки:  прямо  с койки  на
защиту Родины, на физиономии - рубцы и полосы.
     В  каждом  отсеке есть  свой  юродивый. Артюха -  юродивый центрального
поста. Юродивый - это тот, кому можно говорить все, что хочется, за человека
его все  равно  не  считают,  а  поскольку  выходки  его  выходят  за  грань
наказуемости  и  нормальности, то  они  веселят народ. А народ  сейчас спит.
Дремлет народ.
     Артюха начинает устраиваться, зевает, раздирая скулы: ай-ай-ой, черт...
Нет,  нужно  встряхнуться, к кому  бы привязаться? Артюха не  жалеет никого,
даже командира  БЧ-5. Ага,  вот и он,  легок на помине (в центральный входит
мех), проживет лет сто, хоть на вид этому зайцу лет триста. Бэчепятый входит
осторожно,  чтоб  не  загреметь,  и  сгоняет  вахтенного инженер-механика  с
нагретого  места:  "Иди,  займись  компрессорами";  сев, бэчепятый с  минуту
смотрит  тупо, седой как лунь болотный, сип  белоголовый, под веками - куски
набрякшей кожи, оттяни - так и останется висеть,  как  у больного холерой. И
ни одна холера его не берет. Артюха подглядывает за бэчепятым. Тот моментами
роняет  голову на  грудь:  хронический  недосып,  поражен, поражен, бродяга.
Вчера  эта  тоскливая  лошадь  командовала  аварийной  тревогой,  пустяковое
возгорание, но трус! мать  моя  орденоносная, кромешный! Бегал, орал, махал,
кусал, обрывал "каштан". Все носились  бестолковые,  от неразберихи запросто
могли  и  утонуть.  Не приходя  в  сознание, бэчепятый  принимает доклады из
отсеков, подбородок его покоится  на груди, глаза закрыты, волосы разметаны,
только руки наощупь переключают "каштан". Спит.
     - Товарищ капитан второго ранга, - вырывается у Артюхи.
     Когда его "заносит", он и сам удивляется тому, что говорит:
     - Товарищ капитан второго ранга, а я знаю, почему вы такой седой.
     -  А?  -  просыпается механик.  - Что? А? Седой? Ну? -  С интересом:  -
Отчего?
     - А... от трусости...
     Бэчепятый,  проснувшись  окончательно, багровеет, наливаясь  витаминным
соком; инерционность у него огромная. Наконец:
     - Артюха! - верещит он. - Артюха!..
     - А чего? - говорит тот. - Я ничего... Я читал... в "Химии и жизни"...
     Артюха мгновенно становится дураком, лупоглазит, все просыпаются  и уже
давятся от смеха.
     - Артюха! - верещит  бэчепятый, все-таки долго у него  в организме идут
процессы. - Со-ба-ка...
     -  Мы-ы-ы... -  от  визга  механика просыпается командир; он  открывает
глаза - в них туман новорожденного.
     Бэчепятый резво оборачивается к нему, смотрит испуганно, напряженно,  с
тоскливой надеждой, только бы не разбудить, а то...
     - Ы-ы-ы...  - командир  закрывает глаза,  морщится, страдает в  истоме,
жует причмокивая, брови его вдруг хмурятся грозно-грозно.
     Бэчепятый смотрит зачарованно, смотрит-смотрит, оторвав зад от стула, в
испарине  привстав.  Лоб у  командира  разглаживается, застывает,  коченеет,
закоченел. Фу! Бэчепятый садится, плечи у него опускаются, он поворачивается
и  снова видит  Артюху,  про  которого  он уже  успел  забыть,  у  того  вид
деревенского дурня.
     - В!О!Н!  В-о-н от-сю-да!!! А начальника  твоего  сюда, сюда, мама ваша
лошадь, сюда! - шипит механик.
     Артюха  исчезает.  Центральный  после  его выходки - бодрый, как  после
кофе:  боцман  на рулях, инженер  - на карте,  вахтенный  офицер - во  главе
торчит, бэчепятый, поскуливая,  ждет  Артюхина  начальника,  командир -  без
чувств, корабль плывет - все при деле.

0


Вы здесь » Виртуальный дом 2 » ЭТО ИНТЕРЕСНО » Морские истории